Анализ профилей в норме сонорных звуках. Постановка сонорных звуков (Л, Р)

Нарушения произношения звуков [Р] и [Р’]

1 . Отсутствие звука.

2 . Замена звуков [Р] и [Р’] другими звуками (параротацизмы), например, звуком [Й] (варианты: звуками [В], [Г], [Л], [Л’], [Ы]).

3. Горловое произношение звука [Р] (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук [Р]: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук [Р’] произносит кончиком языка ([Р’] одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука [Р] исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.

4 . Боковое произношение звука [Р], когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.

5 . Носовое произношение звука [Р] (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.

В некоторых логопедических литературных источниках одноударное [Р], когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука [Р]. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный [Р], никто в своей речи [Р] специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук [Р], начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука [Р].

Нарушения произношения звуков [Л] и [Л’]

1 . Как правило, звук [Л’] заменяется звуком [Й] (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук [Л] заменяется на [Й] (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)

2 . Звук [Л] пропускается или заменяется на звук [В] (встречается достаточно часто), иногда на [У], [Ы] или [Г].

3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука [Л] часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить.


Звуки Л и ЛЬ: Звук Л – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, может звучать твёрдо или мягко. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Нужно знать, что звуки Л и ЛЬ произносятся и ставятся по-разному. Очень часто в речи ребёнка мягкий звук ЛЬ есть (ЛЕНА, КОЛЯСКА и т.п.), а твёрдого звука нет, или он заменяется на другой звук.
Л – кончик языка поднят, упирается в верхние резцы. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть языка подняты, передняя и средняя часть спинки вместе в краями опущены. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
ЛЬ – кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы. Он более напряжён и приподнят, чем при произнесении звука Л. Средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперёд к концу твёрдого и началу мягкого нёба.

Предрасполагающие факторы, ведущие к неправильному произношению: укороченная подъязычная уздечка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ: 1. Как правило, звук ЛЬ заменяется звуком Й (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук Л заменяется на Й (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)
2. Звук Л пропускается или заменяется на звук В (встречается достаточно часто), иногда на У, Ы или Г.
3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука Л часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. Например, у довольно известного политического обозревателя, ведущего рубрику на одном из каналов моё чуткое ухо логопеда сразу уловило отсутствие твёрдого Л в речи:).

Звуки Р и РЬ: Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. Появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, нарушения его бывают многообразными.
Предрасполагающие факторы неправильного произношения звука Р:
- укороченная подъязычная уздечка, которая ограничивает движения кончика языка вверх; важно подрезать у хирурга-стоматолога до 5 лет, то есть до момента появления звука Р в речи, этим будет предупреждено появление «картавости».
- слабость мышц языка;
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
- нарушения фонематического слуха, то есть неумение ребёнком различать на слух заменяемые им в речи звуки.

Нарушения произношения звуков Р и РЬ: 1. Отсутствие звука.
2. Замена звуков Р и РЬ другими звуками (параротацизмы), например, звуком Й (варианты: звуками В, Г, Л, ЛЬ, Ы).
3. Горловое произношение звука Р (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук Р: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук РЬ произносит кончиком языка (РЬ одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука Р исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.
4. Боковое произношение звука Р, когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.
5. Носовое произношение звука Р (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.
В некоторых логопедических литературных источниках одноударное Р, когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука Р. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный Р, никто в своей речи Р специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук Р, начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р.

Звуки М и МЬ: Звук М – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы. Может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 1-2 года.

Звуки Н и НЬ: Звук Н – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – преднеязычный, носовой (воздушная струя проходит через нос), может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 2-3 года.
Вследствие непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости может звучать как ротовой Д: ДЕ ДАДО вместо НЕ НАДО.

Звук Й: Звук Й – согласный, звонкий, мягкий, относится к группе сонорных звуков. По способу образования – щелевой, по месту образования – среднеязычный. Появляется у ребёнка в 2-3 года.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Соноры Л Л  Р Р Л Л  Р Р Черемных Н.С. у читель - логопед

Сонорные звуки- в образовании практически не участвует шум. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах. В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й. Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Постановка (р, р ): (ассоциация-тигр, тигренок) механический способ- язычок на бугорках, создаем вибрацию с помощью зонда (на выдохе) о т опорных звуков (т, д, сочетаний тж, дж, дз, тз) – утрированное и частое произношение на выдохе п о показу (демонстрация правильного уклада звука, воздушная струя)

Постановка л (ассоциация-самолет гудит) От опорных звуков (Ы, А) –произносим гласный и прикусываем кончик языка По показу Механически (придерживать кончик языка кверху- верхние зубки)

Постановка л  (ассоциация –лягушка) По показу Механически (кончик языка на бугорках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей ДИП "Сонор"

Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности....

Консультация "Непослушные соноры"

Консультация предназначена для родителей. В данной консультации содержится материал необходимый для формирования правильного артикуляционного уклада звуков [л] [л\"] ; [р] [р\"]....

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

Классификация согласных

Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

  • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
  • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
  • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
  • Глоточные ;
  • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

По степени звучности согласные делят на:

  • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
  • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
  • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
  • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

  1. Сказать слово вслух.
  2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
  3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
  4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
  5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
  6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
  7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Как научиться произносить звучные согласные?

Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

Основными его этапами являются:

  1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
  2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
  3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
  4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
  5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
  6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

Видео: как звучат сонорные звуки