Анализ стихотворения Северянина «Град. «Град», анализ стихотворения Северянина Игорь северянин град

«Град» Игорь Северянин

ДАРЮ Дорину-Николаеву

Качнуло небо гневом грома,
Метнулась молния - и град
В воде запрыгал у парома,
Как серебристый виноград.

Вспорхнула искорка мгновенья,
Когда июль дохнул зимой -
Для новых дум, для вдохновенья,
Для невозможности самой…

И поднял я бокал высоко,-
Блеснули мысли для наград…
Я пил вино, и в грезах сока
В моем бокале таял град.

Анализ стихотворения Северянина «Град»

Между поэтами в начале 20 века принято было устраивать литературные дуэли. Выражались они в том, что один из авторов задавал тему и создавал стихотворение, а другой в рифмованной форме готовил на него свой ответ. История знает примеры, когда такие поэтические диалоги длились между литераторами годами. Игорь северянин не относился к числу любителей подобных развлечений, однако все же поддался искушению и в 1909 году написал стихотворение «Град», которое стало ответом на произведения поэта Дмитрия Николаева, публиковавшегося под псевдонимом Дорин. Оба поэта были дружны между собой, и Северянин даже хотел посвятить Николаеву целый сборник своих стихов под названием «Догадки сердца», который так и не был издан. Однако стихотворение «Град» все же увидело свет, что доставило Дорину огромное удовольствие.

Все дело в том, что этот автор придерживался традиций классической школы романтизма, и его произведения нередко сравнивали со стихами таких известных поэтов, как Тютчев и Фета. Северянин же был убежден, что литературные эксперименты его друга весьма далеки от совершенства, и нередко высмеивал творения Дорина.

Однажды, находясь на даче у своих знакомых, Игорь Северянин решил в очередной раз подшутить над своим другом, и за несколько минут придумал стихотворение «Град», вручив его поэту с дарственной надписью. Экспромт оказался настолько удачным, что привел Дорина в полный восторг. Северянин де в очередной раз провозгласил себя гением, с чем никто из присутствующих при этой поэтической дуэли и не спорил. Однако если рассматривать «Град» в контексте самостоятельного литературного произведения, то становится очевидным, что создано оно в манере, чуждой Северянину. Тем не менее, нужно отдать должное таланту автора, который не только спародировал своего оппонента, но и превзошел его в поэтическом искусстве.

«Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», — так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное. И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», — отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления.

2 266 0

Между поэтами в начале 20 века принято было устраивать литературные дуэли. Выражались они в том, что один из авторов задавал тему и создавал стихотворение, а другой в рифмованной форме готовил на него свой ответ. История знает примеры, когда такие поэтические диалоги длились между литераторами годами. не относился к числу любителей подобных развлечений, однако все же поддался искушению и в 1909 году написал стихотворение , которое стало ответом на произведения поэта Дмитрия Николаева, публиковавшегося под псевдонимом Дорин. Оба поэта были дружны между собой, и Северянин даже хотел посвятить Николаеву целый сборник своих стихов под названием «Догадки сердца», который так и не был издан. Однако стихотворение «Град» все же увидело свет, что доставило Дорину огромное удовольствие.

Все дело в том, что этот автор придерживался традиций классической школы романтизма, и его произведения нередко сравнивали со стихами таких известных поэтов, как и . Северянин же был убежден, что литературные эксперименты его друга весьма далеки от совершенства, и нередко высмеивал творения Дорина.

Однажды, находясь на даче у своих знакомых, Игорь Северянин решил в очередной раз подшутить над своим другом, и за несколько минут придумал стихотворение «Град», вручив его поэту с дарственной надписью. Экспромт оказался настолько удачным, что привел Дорина в полный восторг. Северянин де в очередной раз провозгласил себя гением, с чем никто из присутствующих при этой поэтической дуэли и не спорил. Однако если рассматривать «Град» в контексте самостоятельного литературного произведения, то становится очевидным, что создано оно в манере, чуждой Северянину. Тем не менее, нужно отдать должное таланту автора, который не только спародировал своего оппонента, но и превзошел его в поэтическом искусстве.

«Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», - так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное. И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», - отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления.

Анализ стихотворений

1) Стихотворение «Град».

Качнуло небо гневом грома,

Метнулась молния -- и град

В воде запрыгал у парома,

Как серебристый виноград.

Вспорхнула искорка мгновенья,

Когда июль дохнул зимой --

Для новых дум, для вдохновенья,

Для невозможности самой...

И поднял я бокал высоко,--

Блеснули мысли для наград...

Я пил вино, и в грезах сока

В моем бокале таял град

Стихотворение описывает летний град - то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым. В стихотворении множество аллитераций - многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие рокот грома и стук града; часто в одной строке несколько слов начинаются на одну согласную - «гневом грома», «метнулась молния», «запрыгал у парома», «для новых дум»); вторая строфа подчеркнуто аранжирована звуком «х», отсутствующим в других строках - «вспорхнула», «дохнул», «вдохновенья»; этот звук будто бы изображает тот вздох, то прерывистое дыхание, которое обычно для вдохновения. Град в воде напоминает виноград - и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в душу лета, невозможное становится возможным.

2) Стихотворение «Ананасы в шампанском».

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно. И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован. Там кого-то побили.

Ананасы в шампанском! Это - пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!

Начало второй строфы - звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения - ритм начала века. "Ананасы в шампанском" - ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно - гениально!

Заключение

Игорь Северянин... Истинный поэт и глава петербургских эго-футуристов. Сам по себе Северянин был действительно выдающимся талантом. Он - единственный из всех футуристов, о ком восторженно отзывался Валерий Брюсов: "Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин - истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет "Громокипящий кубок". Помимо Брюсова, об истинности и серьезности поэтического дарования Северянина в разное время говорили и писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, Вл. Маяковский, А. Толстой, Вс. Рождественский и многие другие.

Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово "футуризм", вернее "эго-футуризм", выпустив в 1911 году сборник "Пролог. Эго-футуризм".

В 1912 году он и К. Олимпов выпускают листовку-манифест "Скрижали Академии эго-поэзии (Вселенский футуризм)". В этом же году он со своей группой - "Ассоциацией эго-футуристов", в которую входили: К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и другие, опубликовал в газете "Дачница" несколько статей. В этих статьях "Ассоциация", образованная еще в 1911 году, объявила себя футуристами. Два положения в этих статьях раскрывали основы программы эго-футуристов. Первое - истинно футуристическое расширение границ языка, так как "существующими в нашем богатом языке словами они [футуристы] не могли бы передать всех обуревающих их головы идей, впечатлений и понятий". Второе положение - принятие треугольника в качестве своего символа, так как он "является эмблемою посредника между нашими "Ego" [Я] и Вечностью".

По мнению Валерия Брюсова, который, правда, весьма пренебрежительно относился к футуристам, как ни старался смотреть на них непредвзято, успехи эти были более чем сомнительны. По его мнению, рядовые эго-футуристы вовсе не создали ничего стоящего, тем более нового, все их творчество - лишь перепевы того же Игоря Северянина и прочих. К сожалению, творчество этих поэтов практически не сохранилось до наших дней, о них, собственно, и известно лишь потому, что среди них был Игорь-Северянин.

Как бы то ни было, об Игоре-Северянине стоит сказать вне зависимости от его вклада в футуризм. Это был выдающийся поэт, вспыхнувший ярчайшей звездой на сияющем небосклоне Серебряного века. Звезда, которая вспыхнула и угасла, поскольку, как писал в 1922 году все тот же Брюсов, "Северянин чрезвычайно быстро "исписался". Ну так что же? Вечная память поэту, да останутся с нами его творения.

Поэта Серебряного века, стало широко известно читателю сравнительно недавно. В советское время его стихи были запрещены как идеологические вредные. Сейчас нам доступно все творчество поэта, и можно изучать его, наслаждаться, давать свою оценку.

В начале двадцатого века среди мастеров художественного слова существовал такой вид развлечений, как литературная дуэль. Один из участников такой дуэли должен быль задать тему и в стихотворной форме выразить ее своему оппоненту. Второй «дуэлянт» в ответ готовил свое стихотворение. Иногда такой поединок мог длиться несколько лет.

Игорь Северянин однажды стал участником такого соревнования. Его напарником был Дмитрий Николаев, который публиковался под псевдонимом Дорин. Так в 1909 году появилось стихотворение «Град». История сохранила для нас описание случая, когда Игорь Северянин, будучи на даче у своих знакомых, написал за несколько минут это стихотворение и вручил его своему другу с дарственной подписью. Этот экспромт оказался удачным, в чем мы можем теперь убедиться, спустя много лет.

Из названия произведения «Град» сразу становится понятно содержание, это описание стихии природы, а именно града. Тема - единство природы с человеком , ее влияние на духовное состояние творческой личности. Динамично и необыкновенно точно изображена погода в момент начала и развития дождя с градом: качнуло небо громом, затем метнулась молния, и следом запрыгал по воде у парома град. Примечательно, что автор использует контраст в описании каждого явления: гром называет гневным, молния «метнулась» , а град – наоборот ласково определил как «серебристый» .

Во второй строфе показано состояние души поэта в момент вдохновения, вызванного картиной природы и погоды. Как будто зима на миг впорхнула в июльский день. И это вызвало у автора новые мысли, которые сложились в стихотворение.

Четкий ритм, плавность и соразмерность перекрестной рифмы характерно для стихотворения «Град». А то, что оно написано в энергичном стиле, с ударением на четные слоги, дает нам право утверждать, что применен такой распространенный стихотворный размер, как ямб .

Романтичность этого лирического произведения передается с помощью использования множества эпитетов, сравнений и метафор. Практически из троп «соткано» все стихотворение: небо качнуло, гром гневный, град запрыгал , град «как серебристый виноград» , «вспорхнула искорка» , «июль дохнул» , мысли блеснули, грезы сока .

Игорь Северянин, воспевая красоту природы и стихии, показал и красоту своей души. Его искренний, чувственный, глубокий стих нашел отклик в сердцах читателей.

Стихотворение «Град» еще раз подтверждает гениальность его автора. Это произведение создано в манере, не свойственной поэту. В этот раз стиль его написания не новаторский, а скорее классический. Тем не менее, можно смело утверждать, что Игорь Северянин превзошел своего соперника в литературной дуэли, а мы, читатели, теперь имеем возможность наслаждаться прекрасным литературным произведениям автора.