Блаженная евдокия кудрявцева. О блаженной евдокии - очарованная душа — livejournal

Село Чудиново Октябрьского района за последние 20 лет превратилось в место паломничества. Это небольшое село стало одним из самых почитаемых мест на Урале наряду с Верхотурьем и Ганиной Ямой.

Здесь нет ни больших красивых монастырей, ни высоких куполов церквей, однако сюда стремятся сотни южноуральцев и жителей других регионов. Многие едут в Чудиново за исцелением, кто-то просто хочет поклониться могиле местной праведницы.

Чем же прославилось это село, ранее называвшееся Ячменкой? В селе Чудиново находится могила Евдокии Маханьковой. Существует поверье, что праведница Евдокия и после своей смерти благодаря молитвам обращающихся к ней исцеляет. Многие люди из тех, кто приезжает на могилку, причисляют её к лику святых, но в настоящее время эта блаженная не канонизирована. Для процесса канонизации необходимо собрать материалы, касающиеся её жизни и чудес, если таковые, конечно, имели место в действительности.

Найти информацию о праведнице Евдокии несложно. Существуют несколько рассказов о жизни блаженной, но отличить в них правду от вымысла порой просто невозможно.

Один из таких рассказов содержит следующие сведения. Евдокия Маханькова родилась в 1870 году в деревне Могильной Оренбургской губернии, ныне Челябинской области. У неё рано умерла мать. Отец женился на другой женщине. Отношения мачехи и Дуни не сложились. В семь лет отец отправил Евдокию в соседнюю деревню Ячменку работать нянькой. Однажды, когда она шла домой, на неё напал разбойник-отшельник и затащил в глухую лесную избушку для того, чтобы девушка помогала ему по хозяйству. Днём разбойник привязывал пленницу к берёзе. Как-то раз из леса вышел волк и откусил у Евдокии фалангу пальца. В одну из ночей, проведённых в доме разбойника, ей почудился голос, призывавший Дуню дать обет, что она будет всю жизнь служить Богу. Через несколько дней ей удалось бежать. Спустя пару лет Дуня странным образом обрела икону Божьей Матери, которая теперь хранится в Троицке в храме Дмитрия Солунского. Когда Евдокия шла по полю, ей навстречу вышла корова, на рогах у которой была икона Богоматери. После этого Дуня не сомневалась, что посвятит себя Богу.

Когда Дуне было около 20 лет, рядом с Ячменкой поселился странник, лечивший людей. Дуня вызвалась навещать его, а люди стали поговаривать, что она живёт с ним во грехе. Написали донос, из города приехал исправник, чтобы разобраться в происшествии. Начали её пытать, в крепкий мороз вылили на неё 40 вёдер воды. Одна из женщин, стоящих рядом, сказала: «Если Дуня не виновата, пусть моя дочь замёрзнет». Так и вышло: Евдокия выздоровела, а дочь той женщины вскоре умерла.

Всю жизнь провела Евдокия в уединении и молитве. Она работала у людей, молилась в чудиновском храме Вознесения Господня. По преданию, блаженная много путешествовала, посетила Иерусалим, Италию. В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, в которой признали её душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме ещё раз, в 1939 году. Вернувшись, жила в Чудинове, в старости на несколько лет переехала в Троицк, а перед смертью вернулась в село. Умерла Евдокия Чудиновская 5 марта 1948 года.

Местные жители такие рассказы слышали не раз, но считают их недостоверными и не верят в то, что блаженная Евдокия помогает людям излечиться от каких-либо болезней.

Наверное, поэтому, зайдя в храм Вознесения Господня, челябинские паломники увидели лишь десяток людей, присутствующих на утренней службе. Закончив службу, протоиерей Иоанн, настоятель Свято-Вознесенского храма, начал проповедь. Отец Иоанн увещевал паломников в случае беды всегда обращаться к Богу и посещать храм. Никогда не надеяться на помощь колдунов, ведьм, провидиц. Такие люди, по мнению протоиерея, очень сильно развращены.

К могиле Дунюшки приезжают не только паломники, но и люди, которые просят блаженную о помощи. У кого-то сломан позвоночник, у кого-то отказывают ноги. Во многих случаях выздоровление с медицинской точки зрения невозможно, остаётся одно - надеяться на заступничество Евдокии.

Паломники рассказывают, что часто во время посещения могилы Евдокии Чудиновской происходят странные вещи. К примеру, вдруг начинает ярко светить солнце во время дождя. Ещё говорят о том, что Евдокия весьма строга. И если у могилы стоит кто-то, ей неугодный, она может «наказать» его. На кладбище у женщины, стоявшей рядом со мной, от свечи загорелся капюшон, у другой паломницы воспламенился воротник. Что это? Простая неосторожность или знаки свыше?

Отслужив панихиду по Дунюшке, отец Иоанн продолжил проповедь. Но теперь он говорил непосредственно о Евдокии. Рассказал о том, что знает много случаев, когда люди, приезжая на могилу к блаженной Евдокии и прося у той помощи, по вере получали её. Так, одна девушка из Екатеринбурга, просившая Дунюшку излечиться (у неё был сломан позвоночник), через неделю пошла на поправку. Позже она ещё не раз приезжала в Чудиново со словами благодарности.

Другой случай - о чудесном исцелении юноши. Однажды родители привезли одержимого мальчика. Во время панихиды он бегал вокруг могилы. И вдруг кто-то из присутствующих вскрикнул: ребёнок оказался меж прутьев ограды, закатывал глаза и кричал непонятные слова. Его тут же вытащили и стали призывать и просить Евдокию о помощи. Через некоторое время мальчик пошёл на поправку.

На могиле Евдокии постоянно горят свечи. Круглый год в село приезжают паломники из Саратовской, Новгородской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской и других областей. «И каждому из паломников после посещения храма могила Дунюшки принесёт любовь в сердце, покой в душу и облегчение страданий», - обещает отец Иоанн.

Но некоторые утверждают, что блаженная Евдокия не только исцеляла больных, но и предсказывала. Рассказывают, что Дуняша напророчила разорение храма Вознесения Господня. Незадолго до этого она стала избегать посещения церкви, говоря, что скоро придёт время, когда все побегут от церкви. Так и вышло. Вознесенский храм разорили в 30-е годы прошлого века. Теперь он, к счастью, восстановлен.

В одном из преданий упоминается и такой случай. В 1903 году Дуняша побывала в Сарове у мощей преподобного Серафима Саровского. В то время на прославление Преподобного в лике святых приезжал царь Николай II с семьёй. После службы состоялся поминальный обед. Когда царь стал садиться за стол, к нему подошли Дунюшка и Паша Саровская, чтобы подарить вышитые полотенца и салфетки. Царь встал, и стул под ним упал. Он пошутил в адрес засуетившихся вокруг него: мол, не престола же лишился. А Дунюшка ему говорит: «Да, государь. Время уже близко. Готовься, батюшка, к великим мукам».

Но эти случаи провидения Дуняши, как и многие моменты её биографии, официально не подтверждены. Поэтому неизвестно, на самом ли деле встречалась Дуняша с царём Николаем II, находилась ли она в пермской тюрьме и многое другое. Не найдены и метрики Евдокии Маханьковой. Именно поэтому у церкви пока нет оснований для канонизации. Но для тех, кто побывал на её могиле, это неважно. Они почитают праведницу Евдокию и верят в силу её молитв. Ведь порой в жизни случается так, что остаётся надеяться только на чудо.

Между Тулой и Щекино, в маленьком пос. Временный, чуть вдали от дороги, в тихой сторонке, на месте явления иконы Николы-Чудотворца, стоит Свято-Никольский Храм. Его зеленые купола, увенчанные золотистыми крестами, над белокаменными сводами привлекают много прихожан и паломников из разных уголков России, а также из других стран: «Мы там.., уже знаем, кто такая Тульская чудотворица - Блаженная. девица Евдокия!»

Возле храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия
Ивановна Кудрявцева, известная в народе, как Дуняша. Теплом и уютом встречает она тех, кто приходит к ней с открытым сердцем и искренними чистыми помыслами. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампадочка в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон.

За могилкой Матушки многие годы ухаживала тетя Таня, как многие ее называли, несмотря на преклонный возраст (ей тогда шел уже восьмой десяток), ежедневно приезжая из Щекино. «Приемником – хранителем» тети Тани стал Иван Степанович. Благодаря ему и прихожанам Свято-Никольского Храма, там всегда чистота и порядок.
За 30 лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полмиллиона человек.
Так кто же она, Евдокия Ивановна Кудрявцева?
Родилась Евдокия Ивановна в селе Старая Колпна Щекинского района, 8 марта 1883 года. Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она, до 18 лет, была такая же, как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, по имени Вячеслав. Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой...
С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест - Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой.
В смутные времена неверия и богоборчества, Евдокию признавали «психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру.

Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала.

Матушке было открыто, что начнется война, она, как говорят очевидцы, одела яркое платье ходила по улицам и говорила: пожар, пожар! Хотя тогда еще никто не думал о том, что будет война. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы: Матушка молилась на мосте, который пролегает через реку Упу, чтобы фашится не вошли в Тулу.
Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду...
В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.
Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова, 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Иларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку.
Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика. Другая женщина, жившая в Туле на ул. Комсомольской, рассказывала, что ее мама и тетя обращались за советами к Дуняше, и все ее предсказания сбывались.
Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний…
Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество.
Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). для многих она становилась крёстной матерью.

Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице - 28 мая 1979 года в возрасте 96 лет.
Сегодня исполняется 34 года со дня смерти Матушки.
До последнего дня она поддерживала и помогала страждущим, верящим в силу ее молитв людям.
Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам».
Говорят, что дом, где имеется фото-иконка Дуняши - не коснется ни зло, ни злой человек.
Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон.
В этом Святом месте исцеляются, находят поддержку, ответы на многие вопросы, а самое важное - обретают Веру люди, верящие ей и просящие ей заступничества и молитвы. Кто-то просит о помощи в житейских нуждах, кто-то в устройстве личной жизни, кто-то просит Матушкиных молитв об исцелении. Никому Евдокия не отказывает в помощи.
...Одна прихожанка решив поздней осенью убрать палые листья с могилки Дуняши, встав на колени совсем забыла о больных коленных суставах, которые ее больше никогда не беспокоили. Другая рассказала, что уже совсем отчаявшись найти работу, со слезами молила Евдокию помочь ей, ведь у нее маленькие дети. Вскоре ее пригласили на хорошо оплачиваемую должность.
Многие благодаря ей нашли и соединили свои судьбы.
Особенно любит Евдокия детишек: наставляет, ограждает их от всего плохого, а также помогает в воспитании наших детей в это трудное, полное многих соблазнов время.
Блаженная Матушка Евдокия Ивановна прожила долгую нелегкую жизнь. Не искала она в своей земной жизни ни богатств, ни людской славы, ни почестей. Наградой ей стала благодать Святаго Духа, любовь и почитание современников и следующих поколений.
Заступница наша пред Господом, Блаженная девица Евдокия, всегда поможет в трудную минуту. Она как-будто дает невидимую ниточку, протягивает руку помощи. И остается только каждому из нас решить: в какую сторону сделать этот важный шаг...
Доехать из Тулы до могилки Бл. Матушки Евдокии можно от остановки «Мосина» на автолайне №114, №117, а также маршрутным автобусом, идущем в сторону города Щекино до остановки «Пос. Временный» или до указателя «Свято-Никольский Храм».
Матушка Дуняша! Моли Господа о нас грешных!

ПОДВИЖНИКИ

О БЛАЖЕННОЙ ЕВДОКИИ

Несколько лет назад объявился вдруг в Котласе хороший краевед – Вера Владимировна Мелентьева, которая начала одну за другой выпускать книги о церковной жизни на своей малой родине, где сходятся три епархии: Архангельская, Вологодская и Вятская.

Последняя из её книг была посвящена блаженной Евдокии (Дунюшке), о которой мне рассказывали ещё в середине 90-х. Речь тогда шла об устюжском периоде жизни блаженной, но, оказывается, много лет после революции она подвизалась недалеко от Котласа, при храме во имя св. Василия Великого.

Новый настоятель этой сильно обветшавшей, изуродованной, но всё ещё прекрасной церкви отец Виктор Пантин и познакомил нас недавно с Верой Владимировной.

– Я автор-составитель, а не автор, – настаивает она. – По профессии экономист, а почему потянуло писать? В своё время отец Василий Яворский, настоятель в Туровце, сказал: «Какое хорошее место наш Туровец, кто бы написал о нём…» Ой, говорю, на пенсию выйду и напишу. Но так получилось, что и на пенсии дел столько навалилось, что не переделать. А потом, когда отец Василий отошёл ко Господу, совесть меня заела. Так появилась книжка: «Туровец. Святая Русь, Святое место».

Скажу то, о чём Вера Владимировна, по понятной причине, умолчала. В своё время краевед Николай Шептяков назвал её труд «тихим подвигом прихожанки». Почему – не пояснил, хотя книга, безусловно, хороша, много труда в неё вложено, со многими людьми переговорено, но подвиг... Похвала всё-таки показалась мне несколько преувеличенной. Оказалось, я ошибся.

Супруг Веры Владимировны сидел во время нашего разговора столь неподвижно, что неясно было, видит ли он нас, слышит ли. Он страдает несколькими тяжелейшими болезнями. Двумя онкологическими и атеросклерозом. Всякое движение даётся ему мучительно, самостоятельно не способен повернуть голову. «Я его как ребёнка одеваю-раздеваю», – говорит хозяйка. В прошлом он капитан дальнего плавания. Долго разглядываю фотографию, где Анатолий Павлович ещё молодой моряк, красивый, ясноглазый. Помог Вере Владимировне поднять и вырастить двоих детей от первого брака. Ещё она ухаживает за своей старенькой матерью.

– У меня двое деточек, – смеётся Вера Владимировна.

Детей действительно двое, но сейчас она говорит не о них. Поясняет:

– Муж и мама. Когда-то они обо мне заботились, теперь моя очередь.

– Когда же вы работаете? – спрашиваю её.

– Когда мои засыпают и замолкает телефон. Сижу до трёх часов ночи, потом самой не верится: неужели это я написала? По наитию пишу, а не по образованию. Вот в циферках я рыбка, а краеведом стала неожиданно для самой себя. Так вот, про Туровец. Родилась я в Котласе, но в детстве в садик не ходила, очень много жила у бабушки в деревне Новинки, что рядом с Туровцом. Поэтому считаю его родным. Ходила в храм с бабушкой, а когда подросла, мама подарила мне образ Николая Чудотворца и молитво­слов. В трудное время они мне помогали. Детей вот подняли, слава Богу... Ешьте клубничку, сын принёс.

– С первой книгой понятно. Исполняли обещание. А что подтолкнуло к написанию следующей?

– Вторая книга, «Жизненный путь архимандрита Модеста», посвящена батюшке Модесту Мелентьеву.

– Да, я, кажется, задал неудачный вопрос. Жить в ваших местах и пройти мимо судьбы отца Модеста – сложно. Наша газета рассказывала о нём много раз.

– А потом попалась мне в котласской газете «Двинская правда» заметка про блаженную Евдокию. Заинтересовалась, стала расспрашивать. Вдруг мой двоюродный брат говорит: «А я знаю, где она похоронена». И свозил меня на могилу возле Васильевской церкви. С тех пор я сама туда людей вожу. Очень помогла тетрадочка с записями Клавдии Павловны Шергиной, погребённой рядом с блаженной Евдокией. Сохранились и другие воспоминания. Оказалось, до пяти лет Евдокия не ходила, но молодой тогда ещё пастырь Иоанн Кронштадтский её вымолил. А умерла она в 1941-м, зимой, уже после начала войны. Было ей тогда около 90 лет. А об остальном вы лучше в моей книге прочитайте.

Прочитал. Целиком её в нашей газете, естественно, не перепечатать, с другой стороны, тираж крошечный, а хотелось бы познакомить с судьбой Дунюшки читателей нашей газеты. Поэтому с помощью сокращений и небольшого редактирования мы подготовили на основе книги Веры Владимировны «Местночтимая прозорливая Евдокия Блаженная» этот рассказ.

Если человека за его дела веры не забывают 20-30, а то и 40 лет, то, видимо, он прожил святую жизнь. Место упокоения Евдокии – сельский погост возле величественного, ныне возрождающегося древнего храма во имя святителя Василия Великого. Храм одиноко стоит на холме, окружённом пахотными землями, а некогда он служил духовным центром жизни крестьян многих окрестных, ныне утраченных, деревень – в расстоянии около трёх верст от тракта Котлас – Великий Устюг (близ пос. Курцево).

К могилке нашей Евдокии, или Дунюшки, как её здесь ласково называют, вот уже более семи десятков лет не зарастает народная тропа. Помнят и любят её, обращаются за помощью в житейских делах и недугах, признавая святость её. По крупицам воспоминаний, передаваемых из поколения в поколение, письменных источников, архивных находок создалась цепочка, по которой удалось восстановить жизненный путь блаженной Евдокии и помощь её страждущим уже после своей кончины.

Евдокия жила в середине XIX – первой половине XX века. Точная дата рождения её и полное имя пока не известны. В записях Маргариты Фёдоровны Корякиной, сделанных по воспоминаниям Клавдии Павловны Шергиной, написано: «Матушка Евдокия (схимница Серафима) из Согры около Приводино, жила в Устюге на Яикове».

Действительно недалеко от посёлка Приводино Котласского района, за рекой Северной Двиной, на Вотлажемской стороне, до сих пор есть деревня под названием Согра. Возможно, оттуда родом Евдокия.

Детство Евдокии и дальнейшая её жизнь до 1929 года протекала в городе Великом Устюге. Мария Андриановна Козулина вспоминает: «Была такая блаженная Дуняша. Когда умерла мать, двухнедельную Дуняшу вместе с материной одеждой принёс в Иоанно-Предтеченский монастырь отец, и корову привёл. Воспитывать взялась монахиня Татиана».

Далее, уже в записях Маргариты Фёдоровны Корякиной, читаем: «Старица Евдокия прозорливая до пяти лет не ходила. Вылечил её Иоанн Кронштадтский, потому что говорила: “Если бы ножки ходили, пошла бы по церквям”. Вот потом и ходила всю жизнь, и людей лечила…»

В 1908 году, когда образовался Великоустюжский Знаменно-Филипповский женский общежительный монастырь на Яиковской горе, Евдокия перешла туда вместе с частью других насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря. К 1918 году в монастыре подвизалось уже 120 человек.

После Октябрьской революции Знаменно-Филипповский, как и другие монастыри Великого Устюга, предпочёл «сменить вывеску», нежели быть разогнанным. Видимо, сёстры надеялись, что советская власть продлится недолго, поэтому им необходимо было сохраниться как монастырской общине. Ну а власть, вероятно, питала надежды на перевоспитание одурманенных «опиумом» гражданок с помощью труда и некоторого давления. В результате в октябре 1918 года монастырь был закрыт, а его имущество передано вновь зарегистрированной производственно-потребительской общине, в которую вошли 80 насельниц монастыря. Среди них была и Евдокия.

В 1928 году городу понадобилось новое помещение для детдома-изолятора, предназначенного для сирот и больных детей (в основном туберкулёзом и сифилисом). Ничего лучше зданий Знаменно-Филипповского монастыря не нашлось, да и сёстры в общине перевоспитываться не желали. В марте 1929 года было принято решение об окончательном закрытии обители и выселении общины. Так закончился период жизни Евдокии в славном граде Великом Устюге.

О том времени сохранились воспоминания современников блаженной. Скажем, мученик благочинный протоиерей Фёдор Веселков (1886 г. р.) вспоминал, как встретился в Великом Устюге с Евдокией ещё в молодости, в 1919 году, когда шёл на выпускной экзамен в Духовную семинарию. Перед экзаменом робел, а идти надо. По дороге увидел блаженную Дуню и загадал: если подойдёт на благословение – сдам экзамен, не подойдёт – не сдам (а сам он был тогда диаконом только). Дуня шла мимо, вдруг перешла улицу и подошла за благословением. Экзамен отец Фёдор и в самом деле сдал на «отлично».

Многие из пророчеств Дунюшки были печальны. Быть может, Господь через неё посылал их, чтобы человек смог уладить свои дела, подготовиться к встрече с Отцом Небесным или исповедничеству Христа ради. Скажем, после закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря Евдокия жила в Яиковском монастыре. Нагородила в келье перегородок – теснотища! Тут епископ приехал. Она схватила его и толкнула в клетушку, в темницу свою. Вскоре владыку в тюрьму забрали, там и расстреляли.

Игуменье монастыря Дуняша зачем-то отдала свои валенки. Спустя два дня матушку сослали на лесозаготовки. Но, конечно, были и предсказания иного рода. Однажды послушница Татиана крошила хлеб голубям, а Дуняша возьми да и скажи: «Корми, корми, свои голубки будут…» Так и случилось. Когда монастырь разорили, Татиана вышла замуж, родила двойню. Или вот случаи по воспоминаниям монахини Анны Андреевны Верховцевой, которая с 13 лет была в устюжских монастырях вместе с Евдокией и дружила с ней:

«В Устюге Евдокию все знали. Она часто ходила по рынку, и ей наперебой предлагали товары. Считалось, что у кого она возьмёт что-нибудь, тот всё распродаст с выгодой, а у кого посмотрит и не станет брать, тот весь товар обратно домой повезёт. Всё, что брала, Евдокия складывала в телогрейку, за что её прозвали в городе Большая Пазуха.

Евдокия любила спать в печи, в тёплой золе. Утром она золу с себя стряхивала на пол, и за это на неё ворчали. А я половичок подстилала, зола на него стрясалась, и я половичок вытряхивала.

Раз Евдокия сказала ей: “А тебя, Анна, покойники прокормят”. Так оно и случилось. После того как сестёр из обители прогнали, она два года кормилась тем, что читала Псалтирь над устюжскими покойниками.

Спустя много лет, уже в Сольвычегодске, Анна раз купалась в Вычегде и стала тонуть. “Дунька, спаси, Дунька, спаси!” – заголосила она тогда. Евдокия спасла».

Мама Клавдии Павловны Шергиной (будущей инокини, могилка которой находится рядом с Дунюшкиной) была хорошо знакома с Евдокией и навещала её в Устюге. Маленькая Клава всё время просилась, но мать не хотела брать её с собой, так как дорога длинная, из деревни Рассека Котласского района до Устюга ходили пешком. К тому же Клава в детстве страдала глухотой. Но Дуня заступилась за девочку, прозорливо назвав её «своим крылышком». Пошла Клава: хоть ноги в кровь стёрла, а всё равно идёт и терпит. Подошла к порогу, а Дуня вдруг сама ей дверь открывает, будто бы знает, что к ней девочка идёт. «Христос воскресе!» – поздоровалась Евдокия. «Воистину воскресе!» – ответила Клавдия, вдруг ясно услышав приветствие. С тех пор слух к ней возвратился навсегда.

После долгой церковной службы в Устюге мать Клавдии стала однажды переживать о том, как им добраться до дому. Евдокия катает спичечный коробок по столу и говорит: «Везёт-везёт и до дому довезёт, везёт-везёт и до дому довезёт. Не беспокойтесь, побежит белая лошадка с кучером в белом кафтане и вас возьмёт». Так и случилось. Уж очень быстро подъехали они к своей деревне. Оглянулись: ни белой лошадки, ни кучера в белом кафтане и с белой бородой нет. Перекрестились и решили, что без Николая Чудотворца здесь не обошлось…

После закрытия Великоустюжского Знаменно-Филипповского Яиковского монастыря Евдокия вернулась на родину, в Котласский район Архангельской области. Так как советская власть Евдокию не жаловала, то не раз за ней приходили, чтобы арестовать за колдовство (исцеление молитвами не признавалось). Но каждый раз ей чудесным образом удавалось уходить от преследования. В то время вотлажемский Свято-Троицкий храм уже не действовал, там разместились склады с зерном. Евдокия же не могла жить без молитвы, без церкви, поэтому перебралась жить на другой берег реки, в округу действующего в то время храма Василия Великого.

Сохранились воспоминания о её пророчествах на новом месте. Отцу Сергию Воронову, священнику Васильевской церкви, Евдокия предсказала его смерть. На вопрос: «Дунюшка, я помру, кто меня хоронить будет?» – она ответила, что это сделают солдаты. Так и случилось. Отца Сергия арестовали и расстреляли на Ивановской горе в Великом Устюге 26 декабря 1937 года. Ещё печальней было предсказание другой девушке, обратившейся к Дуне с вопросом о предстоящем замужестве. Ни слова не говоря, Евдокия положила её на лавку, закрыла белым платком и сказала: «Вот тебе и свадьба». Действительно, вскоре девушка умерла.

Господь знает, кому что открыть, кому помочь, – было бы через кого. Однажды Евдокия попросилась на ночлег к двум сёстрам, живущим с двумя детьми. Те хоть и жили бедно, но гостью в дом пустили и даже поделились с ней скромным ужином. Перед сном Дунюшка посоветовала им за овраг сходить и мусорную кучу расцарапать. Проснувшись поутру, женщины гостью не застали, но вспомнили её наказ. Придя к оврагу, обнаружили, что там три мешка с просом припрятаны. Им-то пронялись женщины с детьми в голодную пору.

Другой семье во время коллективизации Дунюшка наказала мешки с зерном возле колодца оставить. Налетевшая внезапно вьюга разметала зерно по двору и укрыла-припорошила его снежком. Пришедшие на следующий день с целью раскулачивания большевики обыскали все укромные закутки, но так и не обнаружили то, что искали. В итоге зерно осталось, его бережно извлекли из-под снега и до весны обеспечили себе пропитание.

Последние годы Евдокия доживала в доме у матери Клавдии Павловны Шергиной. Сама Клавдия стала для Евдокии первой помощницей. «Моё крылышко» – так называла её Дунюшка, а её младшую сестру Анну – «моя лошадушка», тоже за помощь. Раз повезли они её помыться. Не раздеваясь, в шубе и полушалке, Евдокия вылила на себя ушат воды – вот и всё, помылась, везите обратно. Несмотря на такую «помывку», дурного запаха от неё никогда не было.

В сторожку Васильевского храма (он тогда ещё не был разрушен) пришла Евдокия умирать в возрасте около 90 лет с узелочком. Зима тогда стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: «Ты умрёшь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы». Она ответила: «Аннушку привезут, дак и меня схоронят, с Аннушкой схоронят из деревни Пестово». Три ночи помолилась и умерла. В тот день действительно привезли покойницу из деревни Пестово. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. Так её в одной могиле с Аннушкой и похоронили.

Когда умирала, в тот день над храмом было необычное небо, храм светился. Говорят, была радуга и Матерь Божия в небе стояла. Клавдия Павловна Шергина, когда об этом рассказывала, всё время приговаривала: «Вот какая Евдокия-то была…»

Так как у Бога нет смерти, помощь Евдокии людям после её смерти не ослабла... Екатерина из посёлка Ерга была молодой, но по неизвестной причине перестала есть. Похудела: кожа да кости. Пошли они с матерью на могилу к Евдокиюшке, помолились. Вдруг Катя попросила есть. С тех пор стала кушать и поправилась.

Но не только с просьбой об исцелении идут люди на могилку, но и с разными житейскими проблемами. Или мысленно обращаются к ней. Вот живые примеры:

«Фаина Алексеевна Лобова рассказала, что её мама ходила на могилку и просила Дунюшку помочь полюбить жену старшего сына. Ей это удалось, полюбила она невестку. Любопытный случай рассказала бабушка Татьяне Васильевне Парамоновой. Она вместе с двумя женщинами из Котласа поехала на могилу к Дунюшке. Добрались, постояли, помолились, положили деньги на могилу (тогда это было заведено). Одна женщина положила три рубля. Уже на обратной дороге, в поезде, говорит: “Может, зря…” В общем, жалко стало. Приехала домой – три рубля у неё на крыльце лежит. Испугалась женщина, прибежала к спутницам и говорит: “Что я наделала, что же я сказала!” Стыдно и страшно стало. Вот такие чудеса Евдокия творит».

Много людей ходило на могилку. Такое паломничество не нравилось существующей атеистической власти. Было принято решение сровнять могилы у храма, в первую очередь могилу Дунюшки. Отправили трактор, он доехал до ограды, а дальше встал как вкопанный, не смог тронуться с места. В другой раз с трактором произошло то же самое. В 1962–1963 гг. тоже была попытка уничтожить могилу силами районного начальства и милиции. Им удалось вытащить памятник, но подоспевшие прихожане тотчас его обратно поставили и отказались уходить. Трактор, который выдёргивал памятник, заглох, на нём лопнули цепи. Тракторист прыгнул с трактора и обезножел. Что было в дальнейшем с ним – неизвестно.

Тем не менее позднее могилу всё-таки разрушили другим путём. Сломали и железную оградку вместе с трубами, на которых она держалась. Затем могила Евдокии вновь была восстановлена. Занялись оградкой. Рассказывают, что один местный мужчина, но живущий в Москве, заболел. Дунюшка ему приснилась. В то время могилку её, разрушенную, уже восстановили, а оградки не было. Мужчина сделал деревянную оградку, сам привёз её из Москвы и установил, вскоре и поправился.

Сейчас на могилке у блаженной Евдокии металлическая оградка, в 2002 году её установил котлашанин Виталий Анатольевич Чертков. Про него говорят, что раньше сильно болел, а как это благое дело выполнил, так все хвори словно рукой сняло.

До сих пор люди обращаются за помощью к Дунюшке. Это видно хотя бы по тому, что постоянно обновляются цветы на могиле, появляются свечи, светильники.

Дай, Боже, побольше таких подвижниц, как блаженная Евдокия; дай, Боже, побольше таких молитвенниц за нас, многогрешных, и Русь православную! И всем нам будет жить тогда легче; всё мы найдём тогда в своих нуждах и в горе – и помощь, и утешение. Есть огромная просьба к паломникам, приходящим на могилку к Евдокии: не оставляйте, пожалуйста, вещи на оградке, чтобы не создавать барахолки (дождь, снег, ветер портят их, они выцветают и могилу не украшают), лучше заберите с собой и носите на доброе здоровье.

Деньгами тоже не стоит осквернять могилу, там они не нужны. Лучше своё пожертвование передать или перечислить на восстановление Васильевского храма. Блаженная Евдокия наверняка будет приветствовать это.

Подготовил Владимир ГРИГОРЯН



«Скоро в Челябинске китайцы будут чай пить, да, да, будут пить чай. Вот сегодня иконки у вас есть, а доживете до того, что одну иконочку замуруете в сенцах, да и будете на неё тайно молиться. Потому что большие налоги будут за каждую икону, а платить нечем будет.
А еще доживёте до того, что всех вас верующих вышлют на Север, будете молиться да рыбой кормиться, а кого не вышлют, запасайтесь керосином и лампами, ибо света не будет.
Собирайтесь три-четыре семьи в один дом и живите вместе, поодиночке выжить невозможно. Достанешь кусочек хлеба, залезешь в подпол и скушаешь. А не залезешь, отберут, а то ещё и убьют за этот кусок».
Блаженная Евдокия говорила людям: «Передавайте своим, чтобы, отходя ко сну, всем обиды прощали, потому что ляжете при одной власти, а встанете при другой, всё ночью случится. Заснёте в своей постели, а проснетесь за гранью жизни, где каждая, не прощёная обида тяжелым камнем на душу ляжет».

Из воспоминаний о Евдокии: «Один раз сидела Дунюшка, сидела, вроде бы спала, а потом подошла к люльке с младенцем и как уколет его веретеном: «Вот как ещё будет».
- За что ты его так, Дунюшка? - спрашиваем её.
- Я не его, я их всех так, - и показала, как всех русских ребятишек будут штыками убивать».
- Когда вас поведут на мучения, не бойтесь. Скорая смерть, она лучше рабства, - предупреждала блаженная.
Блаженную спросили: «Когда матушка это будет»?
«Сначала откроют церкви, а ходить в них некому будет, потом много будут строить домов великолепных и с украшениями, а жить-то скоро некому в них будет, придут китайцы, всех выгонят на улицу, вот тогда наревёмся всласть. А когда это будет - это тайна.
Мне рассказывал один человек, что при кончине мира будет две Пасхи. Правильная и неправильная. Священство справит неправильную, и начнётся война».
Старица Евдокия из села Чудиново
http://znaki.0pk.ru/viewtopic.php?id=334

Матушке было открыто, что начнется война, она, как говорят очевидцы, одела яркое платье ходила по улицам и говорила: пожар, пожар! Хотя тогда еще никто не думал о том, что будет война. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы: Матушка молилась на мосте, который пролегает через реку Упу, чтобы фашится не вошли в Тулу.
Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду...
В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.
Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова, 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Иларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку.
Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика. Другая женщина, жившая в Туле на ул. Комсомольской, рассказывала, что ее мама и тетя обращались за советами к Дуняше, и все ее предсказания сбывались.
Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний…
Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество.
Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). для многих она становилась крёстной матерью.
Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице - 28 мая 1979 года в возрасте 96 лет.
Сегодня исполняется 34 года со дня смерти Матушки.
До последнего дня она поддерживала и помогала страждущим, верящим в силу ее молитв людям.
Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам».
Говорят, что дом, где имеется фото-иконка Дуняши - не коснется ни зло, ни злой человек.
Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон.


Несколько лет назад объявился вдруг в Котласе хороший краевед – Вера Владимировна Мелентьева, которая начала одну за другой выпускать книги о церковной жизни на своей малой родине, где сходятся три епархии: Архангельская, Вологодская и Вятская.

Последняя из её книг была посвящена блаженной Евдокии (Дунюшке), о которой мне рассказывали ещё в середине 90-х. Речь тогда шла об устюжском периоде жизни блаженной, но, оказывается, много лет после революции она подвизалась недалеко от Котласа, при храме во имя св. Василия Великого.

Новый настоятель этой сильно обветшавшей, изуродованной, но всё ещё прекрасной церкви отец Виктор Пантин и познакомил нас недавно с Верой Владимировной.

Вера Владимировна Мелентьева (сидит в центре) на презентации своей книги в Котласской библиотеке

– Я автор-составитель, а не автор, – настаивает она. – По профессии экономист, а почему потянуло писать? В своё время отец Василий Яворский, настоятель в Туровце, сказал: «Какое хорошее место наш Туровец, кто бы написал о нём…» Ой, говорю, на пенсию выйду и напишу. Но так получилось, что и на пенсии дел столько навалилось, что не переделать. А потом, когда отец Василий отошёл ко Господу, совесть меня заела. Так появилась книжка: «Туровец. Святая Русь, Святое место».

Скажу то, о чём Вера Владимировна, по понятной причине, умолчала. В своё время краевед Николай Шептяков назвал её труд «тихим подвигом прихожанки». Почему – не пояснил, хотя книга, безусловно, хороша, много труда в неё вложено, со многими людьми переговорено, но подвиг... Похвала всё-таки показалась мне несколько преувеличенной. Оказалось, я ошибся.

Супруг Веры Владимировны сидел во время нашего разговора столь неподвижно, что неясно было, видит ли он нас, слышит ли. Он страдает несколькими тяжелейшими болезнями. Двумя онкологическими и атеросклерозом. Всякое движение даётся ему мучительно, самостоятельно не способен повернуть голову. «Я его как ребёнка одеваю-раздеваю», – говорит хозяйка. В прошлом он капитан дальнего плавания. Долго разглядываю фотографию, где Анатолий Павлович ещё молодой моряк, красивый, ясноглазый. Помог Вере Владимировне поднять и вырастить двоих детей от первого брака. Ещё она ухаживает за своей старенькой матерью.

– У меня двое деточек, – смеётся Вера Владимировна.

Детей действительно двое, но сейчас она говорит не о них. Поясняет:

– Муж и мама. Когда-то они обо мне заботились, теперь моя очередь.

– Когда же вы работаете? – спрашиваю её.

– Когда мои засыпают и замолкает телефон. Сижу до трёх часов ночи, потом самой не верится: неужели это я написала? По наитию пишу, а не по образованию. Вот в циферках я рыбка, а краеведом стала неожиданно для самой себя. Так вот, про Туровец. Родилась я в Котласе, но в детстве в садик не ходила, очень много жила у бабушки в деревне Новинки, что рядом с Туровцом. Поэтому считаю его родным. Ходила в храм с бабушкой, а когда подросла, мама подарила мне образ Николая Чудотворца и молитво­слов. В трудное время они мне помогали. Детей вот подняли, слава Богу... Ешьте клубничку, сын принёс.

– С первой книгой понятно. Исполняли обещание. А что подтолкнуло к написанию следующей?

– Вторая книга, «Жизненный путь архимандрита Модеста», посвящена батюшке Модесту Мелентьеву.

– Да, я, кажется, задал неудачный вопрос. Жить в ваших местах и пройти мимо судьбы отца Модеста – сложно. Наша газета рассказывала о нём много раз.

– А потом попалась мне в котласской газете «Двинская правда» заметка про блаженную Евдокию. Заинтересовалась, стала расспрашивать. Вдруг мой двоюродный брат говорит: «А я знаю, где она похоронена». И свозил меня на могилу возле Васильевской церкви. С тех пор я сама туда людей вожу. Очень помогла тетрадочка с записями Клавдии Павловны Шергиной, погребённой рядом с блаженной Евдокией. Сохранились и другие воспоминания. Оказалось, до пяти лет Евдокия не ходила, но молодой тогда ещё пастырь Иоанн Кронштадтский её вымолил. А умерла она в 1941-м, зимой, уже после начала войны. Было ей тогда около 90 лет. А об остальном вы лучше в моей книге прочитайте.

Прочитал. Целиком её в нашей газете, естественно, не перепечатать, с другой стороны, тираж крошечный, а хотелось бы познакомить с судьбой Дунюшки читателей нашей газеты. Поэтому с помощью сокращений и небольшого редактирования мы подготовили на основе книги Веры Владимировны «Местночтимая прозорливая Евдокия Блаженная» этот рассказ.

Васильевский храм в нач. XX века и сегодня

Если человека за его дела веры не забывают 20-30, а то и 40 лет, то, видимо, он прожил святую жизнь. Место упокоения Евдокии – сельский погост возле величественного, ныне возрождающегося древнего храма во имя святителя Василия Великого. Храм одиноко стоит на холме, окружённом пахотными землями, а некогда он служил духовным центром жизни крестьян многих окрестных, ныне утраченных, деревень – в расстоянии около трёх верст от тракта Котлас – Великий Устюг (близ пос. Курцево).

К могилке нашей Евдокии, или Дунюшки, как её здесь ласково называют, вот уже более семи десятков лет не зарастает народная тропа. Помнят и любят её, обращаются за помощью в житейских делах и недугах, признавая святость её. По крупицам воспоминаний, передаваемых из поколения в поколение, письменных источников, архивных находок создалась цепочка, по которой удалось восстановить жизненный путь блаженной Евдокии и помощь её страждущим уже после своей кончины.

Евдокия жила в середине XIX – первой половине XX века. Точная дата рождения её и полное имя пока не известны. В записях Маргариты Фёдоровны Корякиной, сделанных по воспоминаниям Клавдии Павловны Шергиной, написано: «Матушка Евдокия (схимница Серафима) из Согры около Приводино, жила в Устюге на Яикове».

Действительно недалеко от посёлка Приводино Котласского района, за рекой Северной Двиной, на Вотлажемской стороне, до сих пор есть деревня под названием Согра. Возможно, оттуда родом Евдокия.

Детство Евдокии и дальнейшая её жизнь до 1929 года протекала в городе Великом Устюге. Мария Андриановна Козулина вспоминает: «Была такая блаженная Дуняша. Когда умерла мать, двухнедельную Дуняшу вместе с материной одеждой принёс в Иоанно-Предтеченский монастырь отец, и корову привёл. Воспитывать взялась монахиня Татиана».

Далее, уже в записях Маргариты Фёдоровны Корякиной, читаем: «Старица Евдокия прозорливая до пяти лет не ходила. Вылечил её Иоанн Кронштадтский, потому что говорила: “Если бы ножки ходили, пошла бы по церквям”. Вот потом и ходила всю жизнь, и людей лечила…»

Блаженная Евдокия

В 1908 году, когда образовался Великоустюжский Знаменно-Филипповский женский общежительный монастырь на Яиковской горе, Евдокия перешла туда вместе с частью других насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря. К 1918 году в монастыре подвизалось уже 120 человек.

После Октябрьской революции Знаменно-Филипповский, как и другие монастыри Великого Устюга, предпочёл «сменить вывеску», нежели быть разогнанным. Видимо, сёстры надеялись, что советская власть продлится недолго, поэтому им необходимо было сохраниться как монастырской общине. Ну а власть, вероятно, питала надежды на перевоспитание одурманенных «опиумом» гражданок с помощью труда и некоторого давления. В результате в октябре 1918 года монастырь был закрыт, а его имущество передано вновь зарегистрированной производственно-потребительской общине, в которую вошли 80 насельниц монастыря. Среди них была и Евдокия.

В 1928 году городу понадобилось новое помещение для детдома-изолятора, предназначенного для сирот и больных детей (в основном туберкулёзом и сифилисом). Ничего лучше зданий Знаменно-Филипповского монастыря не нашлось, да и сёстры в общине перевоспитываться не желали. В марте 1929 года было принято решение об окончательном закрытии обители и выселении общины. Так закончился период жизни Евдокии в славном граде Великом Устюге.

О том времени сохранились воспоминания современников блаженной. Скажем, мученик благочинный протоиерей Фёдор Веселков (1886 г. р.) вспоминал, как встретился в Великом Устюге с Евдокией ещё в молодости, в 1919 году, когда шёл на выпускной экзамен в Духовную семинарию. Перед экзаменом робел, а идти надо. По дороге увидел блаженную Дуню и загадал: если подойдёт на благословение – сдам экзамен, не подойдёт – не сдам (а сам он был тогда диаконом только). Дуня шла мимо, вдруг перешла улицу и подошла за благословением. Экзамен отец Фёдор и в самом деле сдал на «отлично».

Многие из пророчеств Дунюшки были печальны. Быть может, Господь через неё посылал их, чтобы человек смог уладить свои дела, подготовиться к встрече с Отцом Небесным или исповедничеству Христа ради. Скажем, после закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря Евдокия жила в Яиковском монастыре. Нагородила в келье перегородок – теснотища! Тут епископ приехал. Она схватила его и толкнула в клетушку, в темницу свою. Вскоре владыку в тюрьму забрали, там и расстреляли.

Игуменье монастыря Дуняша зачем-то отдала свои валенки. Спустя два дня матушку сослали на лесозаготовки. Но, конечно, были и предсказания иного рода. Однажды послушница Татиана крошила хлеб голубям, а Дуняша возьми да и скажи: «Корми, корми, свои голубки будут…» Так и случилось. Когда монастырь разорили, Татиана вышла замуж, родила двойню. Или вот случаи по воспоминаниям монахини Анны Андреевны Верховцевой, которая с 13 лет была в устюжских монастырях вместе с Евдокией и дружила с ней:

«В Устюге Евдокию все знали. Она часто ходила по рынку, и ей наперебой предлагали товары. Считалось, что у кого она возьмёт что-нибудь, тот всё распродаст с выгодой, а у кого посмотрит и не станет брать, тот весь товар обратно домой повезёт. Всё, что брала, Евдокия складывала в телогрейку, за что её прозвали в городе Большая Пазуха.

Евдокия любила спать в печи, в тёплой золе. Утром она золу с себя стряхивала на пол, и за это на неё ворчали. А я половичок подстилала, зола на него стрясалась, и я половичок вытряхивала.

Раз Евдокия сказала ей: “А тебя, Анна, покойники прокормят”. Так оно и случилось. После того как сестёр из обители прогнали, она два года кормилась тем, что читала Псалтирь над устюжскими покойниками.

Спустя много лет, уже в Сольвычегодске, Анна раз купалась в Вычегде и стала тонуть. “Дунька, спаси, Дунька, спаси!” – заголосила она тогда. Евдокия спасла».

Мама Клавдии Павловны Шергиной (будущей инокини, могилка которой находится рядом с Дунюшкиной) была хорошо знакома с Евдокией и навещала её в Устюге. Маленькая Клава всё время просилась, но мать не хотела брать её с собой, так как дорога длинная, из деревни Рассека Котласского района до Устюга ходили пешком. К тому же Клава в детстве страдала глухотой. Но Дуня заступилась за девочку, прозорливо назвав её «своим крылышком». Пошла Клава: хоть ноги в кровь стёрла, а всё равно идёт и терпит. Подошла к порогу, а Дуня вдруг сама ей дверь открывает, будто бы знает, что к ней девочка идёт. «Христос воскресе!» – поздоровалась Евдокия. «Воистину воскресе!» – ответила Клавдия, вдруг ясно услышав приветствие. С тех пор слух к ней возвратился навсегда.

После долгой церковной службы в Устюге мать Клавдии стала однажды переживать о том, как им добраться до дому. Евдокия катает спичечный коробок по столу и говорит: «Везёт-везёт и до дому довезёт, везёт-везёт и до дому довезёт. Не беспокойтесь, побежит белая лошадка с кучером в белом кафтане и вас возьмёт». Так и случилось. Уж очень быстро подъехали они к своей деревне. Оглянулись: ни белой лошадки, ни кучера в белом кафтане и с белой бородой нет. Перекрестились и решили, что без Николая Чудотворца здесь не обошлось…

После закрытия Великоустюжского Знаменно-Филипповского Яиковского монастыря Евдокия вернулась на родину, в Котласский район Архангельской области. Так как советская власть Евдокию не жаловала, то не раз за ней приходили, чтобы арестовать за колдовство (исцеление молитвами не признавалось). Но каждый раз ей чудесным образом удавалось уходить от преследования. В то время вотлажемский Свято-Троицкий храм уже не действовал, там разместились склады с зерном. Евдокия же не могла жить без молитвы, без церкви, поэтому перебралась жить на другой берег реки, в округу действующего в то время храма Василия Великого.

Сохранились воспоминания о её пророчествах на новом месте. Отцу Сергию Воронову, священнику Васильевской церкви, Евдокия предсказала его смерть. На вопрос: «Дунюшка, я помру, кто меня хоронить будет?» – она ответила, что это сделают солдаты. Так и случилось. Отца Сергия арестовали и расстреляли на Ивановской горе в Великом Устюге 26 декабря 1937 года. Ещё печальней было предсказание другой девушке, обратившейся к Дуне с вопросом о предстоящем замужестве. Ни слова не говоря, Евдокия положила её на лавку, закрыла белым платком и сказала: «Вот тебе и свадьба». Действительно, вскоре девушка умерла.

Господь знает, кому что открыть, кому помочь, – было бы через кого. Однажды Евдокия попросилась на ночлег к двум сёстрам, живущим с двумя детьми. Те хоть и жили бедно, но гостью в дом пустили и даже поделились с ней скромным ужином. Перед сном Дунюшка посоветовала им за овраг сходить и мусорную кучу расцарапать. Проснувшись поутру, женщины гостью не застали, но вспомнили её наказ. Придя к оврагу, обнаружили, что там три мешка с просом припрятаны. Им-то пронялись женщины с детьми в голодную пору.

Другой семье во время коллективизации Дунюшка наказала мешки с зерном возле колодца оставить. Налетевшая внезапно вьюга разметала зерно по двору и укрыла-припорошила его снежком. Пришедшие на следующий день с целью раскулачивания большевики обыскали все укромные закутки, но так и не обнаружили то, что искали. В итоге зерно осталось, его бережно извлекли из-под снега и до весны обеспечили себе пропитание.

Последние годы Евдокия доживала в доме у матери Клавдии Павловны Шергиной. Сама Клавдия стала для Евдокии первой помощницей. «Моё крылышко» – так называла её Дунюшка, а её младшую сестру Анну – «моя лошадушка», тоже за помощь. Раз повезли они её помыться. Не раздеваясь, в шубе и полушалке, Евдокия вылила на себя ушат воды – вот и всё, помылась, везите обратно. Несмотря на такую «помывку», дурного запаха от неё никогда не было.

В сторожку Васильевского храма (он тогда ещё не был разрушен) пришла Евдокия умирать в возрасте около 90 лет с узелочком. Зима тогда стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: «Ты умрёшь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы». Она ответила: «Аннушку привезут, дак и меня схоронят, с Аннушкой схоронят из деревни Пестово». Три ночи помолилась и умерла. В тот день действительно привезли покойницу из деревни Пестово. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. Так её в одной могиле с Аннушкой и похоронили.

Когда умирала, в тот день над храмом было необычное небо, храм светился. Говорят, была радуга и Матерь Божия в небе стояла. Клавдия Павловна Шергина, когда об этом рассказывала, всё время приговаривала: «Вот какая Евдокия-то была…»

Так как у Бога нет смерти, помощь Евдокии людям после её смерти не ослабла... Екатерина из посёлка Ерга была молодой, но по неизвестной причине перестала есть. Похудела: кожа да кости. Пошли они с матерью на могилу к Евдокиюшке, помолились. Вдруг Катя попросила есть. С тех пор стала кушать и поправилась.

Но не только с просьбой об исцелении идут люди на могилку, но и с разными житейскими проблемами. Или мысленно обращаются к ней. Вот живые примеры:

«Фаина Алексеевна Лобова рассказала, что её мама ходила на могилку и просила Дунюшку помочь полюбить жену старшего сына. Ей это удалось, полюбила она невестку. Любопытный случай рассказала бабушка Татьяне Васильевне Парамоновой. Она вместе с двумя женщинами из Котласа поехала на могилу к Дунюшке. Добрались, постояли, помолились, положили деньги на могилу (тогда это было заведено). Одна женщина положила три рубля. Уже на обратной дороге, в поезде, говорит: “Может, зря…” В общем, жалко стало. Приехала домой – три рубля у неё на крыльце лежит. Испугалась женщина, прибежала к спутницам и говорит: “Что я наделала, что же я сказала!” Стыдно и страшно стало. Вот такие чудеса Евдокия творит».

Могила Евдокии Блаженной

Много людей ходило на могилку. Такое паломничество не нравилось существующей атеистической власти. Было принято решение сровнять могилы у храма, в первую очередь могилу Дунюшки. Отправили трактор, он доехал до ограды, а дальше встал как вкопанный, не смог тронуться с места. В другой раз с трактором произошло то же самое. В 1962–1963 гг. тоже была попытка уничтожить могилу силами районного начальства и милиции. Им удалось вытащить памятник, но подоспевшие прихожане тотчас его обратно поставили и отказались уходить. Трактор, который выдёргивал памятник, заглох, на нём лопнули цепи. Тракторист прыгнул с трактора и обезножел. Что было в дальнейшем с ним – неизвестно.

Тем не менее позднее могилу всё-таки разрушили другим путём. Сломали и железную оградку вместе с трубами, на которых она держалась. Затем могила Евдокии вновь была восстановлена. Занялись оградкой. Рассказывают, что один местный мужчина, но живущий в Москве, заболел. Дунюшка ему приснилась. В то время могилку её, разрушенную, уже восстановили, а оградки не было. Мужчина сделал деревянную оградку, сам привёз её из Москвы и установил, вскоре и поправился.

Сейчас на могилке у блаженной Евдокии металлическая оградка, в 2002 году её установил котлашанин Виталий Анатольевич Чертков. Про него говорят, что раньше сильно болел, а как это благое дело выполнил, так все хвори словно рукой сняло.

До сих пор люди обращаются за помощью к Дунюшке. Это видно хотя бы по тому, что постоянно обновляются цветы на могиле, появляются свечи, светильники.

Дай, Боже, побольше таких подвижниц, как блаженная Евдокия; дай, Боже, побольше таких молитвенниц за нас, многогрешных, и Русь православную! И всем нам будет жить тогда легче; всё мы найдём тогда в своих нуждах и в горе – и помощь, и утешение. Есть огромная просьба к паломникам, приходящим на могилку к Евдокии: не оставляйте, пожалуйста, вещи на оградке, чтобы не создавать барахолки (дождь, снег, ветер портят их, они выцветают и могилу не украшают), лучше заберите с собой и носите на доброе здоровье.

Деньгами тоже не стоит осквернять могилу, там они не нужны. Лучше своё пожертвование передать или перечислить на восстановление Васильевского храма. Блаженная Евдокия наверняка будет приветствовать это.

«Скоро в Челябинске китайцы будут чай пить, да, да, будут пить чай. Вот сегодня иконки у вас есть, а доживете до того, что одну иконочку замуруете в сенцах, да и будете на неё тайно молиться. Потому что большие налоги будут за каждую икону, а платить нечем будет.

А еще доживёте до того, что всех вас верующих вышлют на Север, будете молиться да рыбой кормиться, а кого не вышлют, запасайтесь керосином и лампами, ибо света не будет.

Собирайтесь три-четыре семьи в один дом и живите вместе, поодиночке выжить невозможно. Достанешь кусочек хлеба, залезешь в подпол и скушаешь. А не залезешь, отберут, а то ещё и убьют за этот кусок».

Блаженная Евдокия говорила людям: «Передавайте своим, чтобы, отходя ко сну, всем обиды прощали, потому что ляжете при одной власти, а встанете при другой, всё ночью случится. Заснёте в своей постели, а проснетесь за гранью жизни, где каждая, не прощёная обида тяжелым камнем на душу ляжет».

Из воспоминаний о Евдокии: «Один раз сидела Дунюшка, сидела, вроде бы спала, а потом подошла к люльке с младенцем и как уколет его веретеном: «Вот как ещё будет».
- За что ты его так, Дунюшка? - спрашиваем её.
- Я не его, я их всех так, - и показала, как всех русских ребятишек будут штыками убивать».
- Когда вас поведут на мучения, не бойтесь. Скорая смерть, она лучше рабства, - предупреждала блаженная.
Блаженную спросили: «Когда матушка это будет»?
«Сначала откроют церкви, а ходить в них некому будет, потом много будут строить домов великолепных и с украшениями, а жить-то скоро некому в них будет, придут китайцы, всех выгонят на улицу, вот тогда наревёмся всласть. А когда это будет - это тайна.

Мне рассказывал один человек, что при кончине мира будет две Пасхи. Правильная и неправильная. Священство справит неправильную, и начнётся война».

Старица Евдокия из села Чудиново

(1870-1948 гг.)

Блаженная Евдокия родилась в бедной крестьянской семье Маханьковых в 1870 году в деревне Могильная Оренбургской губернии (Челябинской обл.).

У Тихона и Дарьи Маханьковых было четверо детей. Дарья умерла, когда дочери исполнилось лишь семь лет. Отец женился второй раз. Мачеха невзлюбила Евдокию, часто жаловалось мужу, что она обижает её дочерей, а он, не разобравшись, наказывал дочь. Дуню заставляли собирать милостыню, затем отец отправил её в соседнюю деревню Ячменка, где ей пришлось работать нянькой. По воскресеньям девочка приходила домой. Дуне так хотелось принести младшим братикам гостинцы, однажды она не удержалась, и взяла без разрешения у хозяев три кусочка сахара. Позже блаженной Евдокии будет открыто, что даже за этот малый грех задерживают на мытарствах на полтора часа за воровство.

Девочка каждый день со слезами молилась, просила святителя Николая помочь ей бежать. Как-то разбойник перед тем как надолго уйти, привязывал её к дереву так, что она не могла пошевелиться, и повесил передней ней кусок хлеба. Комары и оводы впивались в тело, а она не могла их отогнатьКогда к страдалице приблизился волк, ей показалось, что он пытался перегрызть верёвку, однако, ему это не удалось, он перегрыз девочке пальчик, и услышав громкий плач, убежал.

Разбойник вернулся лишь через несколько дней, отвязав пленницу, внёс в избушку. Чтобы привести Евдокию в чувство, ему пришлось несколько дней вливать ей в рот молоко. Когда Евдокия поправилась, она вновь стала горячо молиться, просить свт. Николая и святого праведного Симеона Верхотурского помочь ей освободиться: «Дедушка Николай Угодник, помоги, дедушка Симеон, освободи, а я к вам потом на могилку схожу».

Вскоре после того как Евдокия дала обед, ей чудом удалось спастись.(Впоследствии она выполненное обещание).В последние годы жизни старица Евдокия говорила духовным детям, что врагов надо прощать, рассказывала, что молилась за разбойника, потому, что он сохранил ее девство.

Многое пришлось пережить подвижнице, однажды, когда она собирала ягоды, её похитили два киргиза. Так как отроковица стала сопротивляться, её связали, и тащили по земле (конец верёвки один из всадников держал в руке). Когда один из местных жителей бросился в погоню, они опустила край веревки.

После случившегося, Дуня долго не могла самостоятельно принимать пищу, руки и ноги не слушались, рот был перекошен, раны долго не заживали. Ее приютила вдова, просфорница.

Когда вдова умерла, Дунюшку взяли к себе дедушка с бабушкой. Однажды она понесла им еду в поле, где они работали, и по дороге встретила корову, на рогах которой были икона Божией Матери «Знамение» и булка хлеба с солью. Внезапно Дуня услышала: «Я твоя небесная мать». В булке она нашла просфору. (Она хранила её всю жизнь, теперь икона находится в храме Дмитрия Солунского в Троицке.)

Предание рассказывает о встрече Дуни с Божией Матерью, которая предвестила, что скоро храмы будут разорять, из икон будут делать крышки, столешницы, двери.

Много испытаний довелось пережить Дунюшке за свою жизнь. Однажды ее оклеветали, что она ввела в грех отшельника, который поселился рядом с их селом (рядом с селом жила отшельница, скрывавшаяся от мира в мужской одежде, Дунюшка часто навещала её). Девушку на морозе пытали, вылив на нее 40 ведер воды, - добивались признания. Но она просила отпустить ее, клянясь, что невиновна. Одна из жительниц села злорадствовала при этом, заявила: «Вот моя дочь стоит - пусть на месте умрет, если это неправда!» Дунюшка выжила чудом, а дочь той женщины вскоре умерла.

Дуня много путешествовала, побывала в Иерусалиме, у гроба Господня, и у мощей святителя Николая, во многих монастырях. Затем долгие годы жила в селе Чудиново. Перед Первой мировой войной она побывала в Сарове у мощей преподобного Серафима Саровского. Тогда на 70-летие со дня кончины Преподобного приезжал царь Николай II с семьей. После службы состоялся поминальный обед. Когда царь стал садиться за стол, к нему подошли Дунюшка и Паша Саровская, чтобы подарить вышитые полотенце и салфетки. Царь встал, и стул под ним упал. Он пошутил: мол, не престола же лишился. А Дунюшка ему говорит: «Да, Государь. Время уже близко. Готовься, батюшка, к великим мукам».

В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов прозорливицу посадили в пермскую тюрьму. Позже перевели в психиатрическую больницу, признали душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. Она побывала в тюрьме еще в 1939 году. После освобождения объяснялась лишь жестами, снова заговорила лишь после войны. Блаженная Евдокия умерла блаженная 5 марта (21 февраля) 1948 года.

В книге «Сказание о Евдокии Чудиновской» приведены многочисленные свидетельства прозорливости блаженной старицы, которую верующие очень почитали, приведём лишь несколько свидетельств:

Семья Хорошиловых была знакома с Дунюшкой. В начале 1933 года блаженная Дунюшкой приехала в гости в семью Хорошиловых. Дунюшка попросила у хозяина веревку, обхватила ею несколько человек и вытащила их во двор, потом за ворота. Затем стала выбрасывать постель, посуду, другие вещи. Сидящие засмеялись: «Что это с ней?»

Она ответила: «Скоро зарыдаете». Быстро собралась и ушла, сказав: «Здесь мне больше нечего делать». Вскоре многих раскулачили, выбросили из домов, в том числе и семью Хорошиловых.

Вера Иванова из Троицка вспоминала, как блаженная сказала: «Напишите брату, чтобы бросил курить». Её брат Вениамин был на фронте (до этого он не курил). В письме ему рассказали о совете Дунюшки, он ответил: «Откуда вы узнали, что я курю?» В. Шнуряева из Еткульского района вспоминала, во время войны пришла ей похоронка на мужа, она расплакалась. Внезапно в дом зашла блаженная Дунюшка и утешила её: «Не плачьте, ваш муж придет живым, только раненым и на один глаз будет видеть». С фронта муж, действительно, вернулся живой и без одного глаза.

У Любови Балабановойи обнаружили камни в желчном пузыре, после УЗИ назначили день операции. Прежде чем ложиться в больницу, Любовь отправилась в село Чудиново к блаженной старице. Когда вернулась, вновь сделала УЗИ – «камни исчезли», операция не понадобилась.

Паломники рассказывают, что слепая от рождения девочка стала видеть, но не глазами, а каким-то другим способом после того, как прикоснулась к изображению Дунюшки. Она так верно описала словами портрет блаженной, который ей дали, что все удивились. Валентина Конькова из Челябинска рассказала, что с 1982 года у нее были резкие головные боли, нервные и психические срывы. К каким только врачам не обращалась. Но стоило ей только посетить могилу Евдокии Чудиновской, как она снова могла жить, работать.

В настоящее время в Челябинской епархии работает комиссия по сбору и подготовке материалов для канонизации Евдокии Чудиновской как местночтимой святой, идет уточнение ее биографии.

Блаженная Евдокия, моли Бога о нас!