Чистоговорки для развития речи детей. Проект "Чистоговорки-фантазерки" проект по логопедии (старшая группа) на тему Использование чистоговорок как средство развития речи проект

ЧИСТОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Воспитатель

«ЧЕМ МЕНЬШЕ РЕБЕНОК, ЧЕМ ХУЖЕ ОН ВЛАДЕЕТ РЕЧЬЮ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ ОН ТЯГОТЕЕТ К РИФМЕ. БЛАГОДАРЯ РИФМЕ СЛОВА ПРИВЛЕКАЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА»

Корнейчуков

Что такое чистоговорка?

ЧИСТОГОВОРКА - МАЛЫЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА, НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ШУТКА, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В УМЫШЛЕННОМ ПОДБОРЕ СЛОВ, ТРУДНЫХ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ БЫСТРОМ ИЛИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ.

«Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» - .

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);

Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

Чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Каковы приемы работы с чистоговоркой?

Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.


А теперь давайте поиграем с чистоговорками.

1. Скажи чистоговорку тихо-громко.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.

ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО

2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.

ЦЕЛЬ: учить детей менять темп речи

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.

ТА-ТА-ТА – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У КОТА

3. Скажи с различной интонацией.

Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:

Очень весело,

Так, как будь-то спрашиваешь?

ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ!

ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ?

4. Скажи как…

Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.

СУ-СУ-СУ – ХОРОШО В ЛЕСу.

5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

6. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Цель: развивать фонема тический слух.

Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.

ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

7. Инсценировка чистоговорки.

Цель: закрепление четкого произношения звуков.

Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).

8. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком»:

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

9. Прием «ЭХО»

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

10. Проговори и прохлопай.

Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

11. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.

РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА

12. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.


Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

13. Скажи, какой или какая?

Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.

Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?

Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д.)

14. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

15. Скажи где?

Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.

Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.

Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?

Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.

16. Посчитай.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:

АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.

Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:

АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.

ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕ

17. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

O O O O O O

18. Придумай чистоговорку.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.

Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.

А теперь придумываем чистоговорку для использования в различных интегративных областях:

Жа-жажа – видели в лесу ежа; (познание)

Жа-жа-жа – на поляне три ежа; (познание)

Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа; (художественное творчество)

Жа-жа-жа – дом построим для ежа; (познание)

Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа; (безопасность)

Жа-жа-жа – покормили мы ежа; (труд)

Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа; (коммуникация).

Развиваем речь с помощью чистоговорок.

Подготовила

Учитель – логопед

Кустова О. А.

Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла - мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.

С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.

Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

Подбирает чистоговорку с этим звуком;

Произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

Проговариваем в быстром и медленном темпе;

Берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

Са-са-са – на бумаге полоса.

Сы-сы-сы – у девчушки две косы.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – маме я цветы несу

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)

Ри – ри – ри – чисто говори.

Ря – ря – ря – алая заря.

Рю – рю – рю – нарисую я зарю.

Ри – ри – ри – на ветках снегири.

Ре – ре – ре – игры во дворе

Ро – ро – ро – на полу ведро.

Ры – ры – ры – фишки для игры.

Ра – ра – ра – весёлая игра.

Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.

Ла – ла – ла - на полу юла.

Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.

Лу – лу – лу – стол в углу.

Лы – лы – лы – забиваем мы голы.

Ло- ло – ло – на горе стоит село

Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Ша, ша, ша - у меня лапша.
Ши, ши, ши - это малыши.
Шу, шу, шу - я флажком машу. Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок - у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.


УМНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ ЧИСТОГОВОРКА это нескучное, доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Т.е ЧИСТОГОВОРКИ это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Лучше использовать чистоговорки со зрительной опорой схематично рисовать маленькие опорные картинки, во время чтения чистоговорок. Ведь ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, а можно и придумывать самим.


Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки: Ба-бо-бы на дворе стоят столбы Бу-бы-ба из окна торчит труба Жи-жи-жи здесь живут ежи Жа-жа-жа -есть иголки у ежа Жу-жу-жу молока дадим ежу Ло-ло-ло на улице тепло Лу-лу-лу стол стоит в углу За-за-за уходи домой коза Зу-зу-зу моем Катю мы в тазу Са-са-са бегает в лесу лиса Ра-ра-ра Кате спать пора


Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения. В котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку Лежат ежи у ёлки. У ежат иголки А внизу похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат. Дни и ночи напролет Роет землю старый крот. Что же нужно там кроту? - Потемнее темноту. Полосатые матрасы Полоскала дочка Злата. Полоскала. Полоскала - Полосатой речка стала.












Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: елки – елки – елки – крошки ищут гелки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д. Чистоговорки по лексическим темам можно произносить: меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

подготовила

учитель – логопед

Кустова О. А.

Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла - мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.

С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.

Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

Подбирает чистоговорку с этим звуком;

Произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

Проговариваем в быстром и медленном темпе;

Берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

Са-са-са – на бумаге полоса.

Сы-сы-сы – у девчушки две косы.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – маме я цветы несу

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)

Ри – ри – ри – чисто говори.

Ря – ря – ря – алая заря.

Рю – рю – рю – нарисую я зарю.

Ри – ри – ри – на ветках снегири.

Ре – ре – ре – игры во дворе

Ро – ро – ро – на полу ведро.

Ры – ры – ры – фишки для игры.

Ра – ра – ра – весёлая игра.

Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.

Ла – ла – ла - на полу юла.

Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.

Лу – лу – лу – стол в углу.

Лы – лы – лы – забиваем мы голы.

Ло- ло – ло – на горе стоит село

Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Ша, ша, ша - у меня лапша.
Ши, ши, ши - это малыши.
Шу, шу, шу - я флажком машу. Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок - у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.

Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"
Дата публикации: 13.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья: «Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи».

Герасимова

Светлана

Геннадьевна,

г.Новокузнецк,

Кемеровская

область, д.с. №241.

Исследованиями

установлено,

правильное

произношение

очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей,

внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может

выразить

звукопроизношении

затрудняют

проблемами

звукопроизношении

наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие

правильного

звукопроизношения

поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому

начальной

является

недостаточно

произношение

определить

количество

последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или

недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении

навыками письма в школе.

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского

сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной

образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры

речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от

деятельности

речевого

аппарата

деятельности

артикуляции,

подвижности

гибкости,

координации

артикуляционных

движений,

точности.

необходимо

систематически

упражнять

артикуляции,

проводить

упражнения,

направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного

положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной

струи, правильного дыхания.

непосредственно

организованной

образовательной

деятельности

работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности

задачами

речевого

развития

развитие

монологической

диалогической

грамматического

словарного

развитию

воспитатель

обращает

внимание

звукопроизношение,

дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Работе по обучению детей правильному звукопроизношению

помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

Чистоговорки

стихотворные

упражнения,

направленные

развитие

артикуляционного

аппарата

помогающие

отработке

произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Это короткие

фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется

представляет

два-четыре

рифмующиеся с первой частью.

Выделяют

чистоговорки,

основанные

повторении

отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки,

имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется

отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели

всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения

чистоговорка

Игрушка не простая

– Индюшка расписная.

Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до

автоматизма

произношения.

чистоговорку

усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя

каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по

увеличивать,

качества

произношения.

проговаривать

чистоговорки

стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст

вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить

фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у

детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые

грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения

чистоговорок.

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков

существует много способов, которые родители могут вполне применять в

домашних условиях.

превратить

полезный

инструмент

развития

чистоговорки

настоящую

Например, таким образом:

Нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках.

Подбираем чистоговорку с нужным звуком: «Ла-ла-ла – кукла

весело жила».

Произносим

интонацией:

повествовательной,

вопросительной, восклицательной.

Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.

чистоговорку

самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у

сто…ла».

Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь,

использовать

животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные,

показываем ему пример.

Такие забавы можно устраивать не только дома. Очередь в поликлинике,

например,

играми не

мучительной.

проявить

фантазию,

придумывать

чистоговорки

самостоятельно,

транспорте

интереснее.

Представляете:

Фор-фор-фор – это светофор.

За-за-за – жмем на тормоза.

Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.

Рит-рит-рит – он уже горит.

И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде,

особенно, если ехать несколько дней?! Про поезд это шутка, конечно, как и

придумывать

чистоговорки.

попробовать можно. И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и

по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать

историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.

Чистоговорки

развивать

правильное

произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух,

отличать

слова-действия

(глаголы)

с л о ва -п р и з н а к и

(прилагательные).

чистоговорок

называть

рифмованные

научиться

склонять слова по падежам. И все это можно реализовать в игре.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал

формированию

звуковой

культуры

процессе

проговаривания

скороговорок

чистоговорок

формируется

правильное

звукопроизношение,

произнесение

соответствии

языковыми

аппарата,

вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки

использования