Локк д избранные философские произведения. Философско-правовые взгляды Дж
Литература
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1-55. М., 1958–1965.
3. Locke J. Works. Vol. I–X. L., 1801.
4. Locke J. An Early draft of Locke’s essay together with excerpts from his Journals. Ed. by R. I. Aaron and J. Gibb. Oxford, 1936.
5. Locke J. Essays on the Law of Nature. Ed. by W, von Leyden. Oxford, 1954.
6. Локк Дж. Избранные философские произведения, в двух томах. М., 1960.
7. Локк Дж. Педагогические сочинения. М., 1939.
8. Аристотель. Никомахова этика. СПб., 1908.
9. «Антология мировой философии, в четырех томах». М., 1969–1972.
10. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963.
11. Беркли Дж. Трактат о началах человеческого знания. СПб., 1905.
12. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. М., 1937.
13. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.
14. Быховский Б. Э. Джорж Беркли. М., 1970.
15. Виндельбанд В. История новой философии, т. 1. СПб., 1902.
16. Виноградов Н. Д . Философия Давида Юма, часть I. - «Ученые записки императорского Московского университета. Серия историко-филологическая. Выпуск тридцать пятый». М., 1905.
17. Гассенди П. Сочинения, в двух томах. М., 1966.
18. Герцен А. И. Избранные философские произведения, т. 1. М., 1948.
19. Гоббс Т. Избранные произведения, в двух томах. М., 1965.
21. Декарт Р. Рассуждение о методе с приложениями. Диоптрика, Метеоры, Геометрия. М., 1953.
22. Кант И. Сочинения, в шести томах, т. 4, ч. 1. М., 1965.
23. Кондильяк Э. Б. де. Трактат об ощущениях. М., 1935.
24. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.
25. Мамардашвили М. К. Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания. - «Вопросы философии», 1959, № 12.
26. Нарский И. С. Философия Джона Локка. М., 1960.
27. Нарский И. С. К вопросу об отражении свойств внешних объектов в ощущениях. - «Проблемы логики и теории познания». М., 1968.
28. Нарский И. С. К вопросу об особенностях материализма Локка. - «Философские науки», 1958, № 3.
29. Нарский И. С. Локк - «Философская энциклопедия», т. 3. М., 1964.
30. Нарский И. С. Философия Давида Юма. М., 1967.
31. Ньютон И. Оптика. М., 1954.
32. Ойзерман Т И. Главные философские направления. М., 1971.
33. Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. М., 1969.
34. Пристли Д. Избранные сочинения. М., 1934.
35. Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. М., 1964.
36. Спиноза Б. Избранные произведения, в двух томах, т. 1. М., 1957.
37. Субботин А. Л. По следам «Нового Органона». - «Вопросы философии», 1970, № 9.
38. Субботин А. Л. Принципы гносеологии Локка. - «Вопросы философии», 1955, № 2.
39. Уёмов А. И. Онтологические предпосылки логики. - «Вопросы философии», 1969, № 1.
40. Фалькенберг Р. Ф. История новой философии от Николая Кузанского до нашего времени. М., 1910.
41. Фишер К. Реальная философия и ее век. СПб., 1870.
42. Юм Д. Сочинения, в двух томах. М., 1965–1966.
43. Aaron R. I. John Locke. Oxford, 1955.
44. Anderson J. F. Thomas Aquinas. An introduction to the metaphysics of St. Thomas Aquinas. Texts selected and translated. Chicago. 1953.
45. Armstrong R. L. Metaphysics and British empiricism. Lincoln, 1970.
46. Ashacraft R. Faith and Knowledge in Locke’s Philosophy. - «John Locke: Problems and Perspectives». Ed. by J. W. Yolton. Cambridge, 1969.
47. Ayer A. J. Language, Truth and Logic. L., 1958.
48. Berkeley G. Works. Ed. by A. A. Luce and Т. E. Jessop, vol. 4. L., 1951.
49. Bourne H. R. F. The life of John Locke. L., 1876.
50. Boyle R. Works. L., 1772.
51. Copleston F. A History of Philosophy, vol. 5. L., 1959.
52. Cranston M. John Locke. N. Y., 1957.
53. De Beer E. S. Locke arid English Liberalism. - «John Locke: Problems and Perspectives». Ed. by J. W. Yolton. Cambridge, 1969.
54. Dunn J. The political Thought of John Locke. Cambridge, 1969.
55. Gibson J. Locke’s Theory of Knowledge and its historical relations. Cambridge, 1917.
56. Harre R. Matter and Method. L., 1964.
57. Harrison J., Laslett P. The Library of John Locke. Oxford, 1965.
58. Kargon R. H. Atomism in England from Hariot to Newton. Oxford, 1966.
59. Koyre A. Newtonian Studies. L., 1965.
60. Lamprecht S. P. Locke’s attack upon innate ideas. - «The Philosophical Review», 1927, vol. XXXVI, N. 2.
61. Macpherson С. B. The Social Bearing of Locke’s Political Theory. - «Locke and Berkeley». Ed. by С. B. Martin and D. M. Armstrong. N. Y., 1968.
62. O’Connor D. J. John Locke. Melbourne, 1952.
63. Ogonowski L. Spor о Locke’a w historiografii Wspolczesnej. - «Odrodgzenie i Reformacja w Polsce». Warszawa, 1970, XV.
64. Seliger M. The Liberal Politics of John Locke. L., 1968.
65. Smith N. К. John Locke. Manchester, 1933.
66. Thilly F. A. History of Philosophy. N. Y., 1957.
67. Warnock G. J. Berkeley. Melbourne, 1953.
68. Wisdom J. O. The unconscions origin of Berkeley’s philosophy. L., 1953.
69. Yolton J. John Locke and the way of ideas. Oxford, 1956.
70. Yolton J. Locke and the compass of human understanding. Cambridge, 1970.
Из книги Сергий Радонежский автора Борисов Николай СергеевичЛИТЕРАТУРА 42. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Ст. 1-я // Новый мир. 1988. № 7.43. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Ст. 2-я // Новый мир. 1988. № 9.44. Аверинцев С.С. Красота как святость//Курьер ЮНЕСКО. 1988. Июль.45. Белоброва О.В. Посольство
Из книги Лис пустыни. Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель автора Кох ЛутцЛитература 1. Гудериан. Воспоминания солдата. Смоленск, «Русич», 1998.2. Митчем. Фельдмаршалы Гитлера. Смоленск, «Русич», 1998.3. Шпеер. Воспоминания. Смоленск, «Русич», 1998.4. Энциклопедия третьего рейха. Москва, «Локид – Миф», 1996.5. Rauschning. Gespraeche mit Hitler. Europa-Verlag, Zuerich/New-York.6. Schlabrendorf F.
Из книги Чаплыгин автора Гумилевский Лев ИвановичЛИТЕРАТУРА Чаплыгин С. А., Полное собрание сочинений; тт. I–III, Д., 1933–1935.Чаплыгин С. А., Собрание сочинений, тт. I–IV, М. - Л., Гостехиздат, 1948–1949.«Механика в СССР за 30 лет. 1917–1947». М.-Л., Гостехиздат, 1950.«Московский университет за 50 лет Советской власти». М., Изд-во Московского
Из книги Мой друг Варлам Шаламов автора Сиротинская Ирина ПавловнаЛитература Варлам Тихонович с резким неприятием относился к толстовской традиции в русской литературе. Он считал, что Толстой увел русскую прозу с пути Пушкина, Гоголя.В русской прозе превыше всех считал он Гоголя и Достоевского.В поэзии ближе всего была ему линия
Из книги Перечитывая Мастера. Заметки лингвиста на макинтоше автора Барр МарияЛитература 1. Аверинцев С. Другой Рим. – СПб.: Амфора, 2005.2. Акбулатова Г. Г. Мастер и Фрида.: по мотивам романа жизни Михаила Булгакова. Эссе. – Петрозаводск, 2006.3. Актисова О. А. Синтаксические средства реализации концептов в аспекте эволюции типов повествовательной речи: На
Из книги Король тёмной стороны [Стивен Кинг в Америке и России] автора Эрлихман Вадим Викторович Из книги Вольф Мессинг – повелитель сознания [Электронная парапсихология глазами физика] автора Фейгин Олег Орестович Из книги Фрэнсис Дрейк автора Губарев Виктор Кимович Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна Из книги Маршал Говоров автора Телицын Вадим ЛеонидовичЛИТЕРАТУРА Августынюк А. В огненном кольце. Л., 1948.Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М., 1982.Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца. Сборник документов и материалов. М., 2000.Ален У.Э.Д., Муратов П.М. Русские кампании германского вермахта. 1941-1945. М, 2005.Априявский
Из книги Григорий Перельман и гипотеза Пуанкаре автора Арсенов Олег ОрестовичЛитература 1. Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. - М.: РХД, 2000.2. Арнольд В. И. Что такое математика? - М.: МЦНМО, 2008.3. Арсенов О. Физика времени. - М.: Эксмо, 2010.4. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных
Из книги Диана была такой! автора Войцеховский ЗбигневЛитература Bradford S. Diana. - London: Penguin Books, 2007.Brandreth G. Charles and Camilla: Portrait of a Love Aff air. - London: Century, 2005.Brown T. The Diana Chronicles. - London: Century, 2007.Campbell C. Diana in Private: The Princess Nobody Knows. - London: GK Hall, 1993.Campbell C. The Real Diana. - London: Arcadia Books, 2004.Courtney N. Diana: Princess of Wales. - London: Park Lane Press, 1982.Davies N. Diana: A Princess and Her Troubled Marriage. -
Из книги Тайна гибели Лермонтова. Все версии автора Хачиков Вадим АлександровичЛитература Алексеев Д. А. Новое о последнем приезде Лермонтова в Пятигорск по записям и отметкам в подорожной 1841 г. // Вопросы биографии М. Ю. Лермонтова, 2006, № 1.Алексеев Д. А. Новые обстоятельства пребывания Лермонтова в Пятигорске в 1841 г. // Вопросы биографии М. Ю.
Из книги Мясищев. Неудобный гений [Забытые победы советской авиации] автора Якубович Николай Васильевич Из книги Карлос Кастанеда. Путь мага и воина духа автора Непомнящий Николай Николаевич Из книги Друзья Высоцкого: проверка на преданность автора Сушко Юрий МихайловичЛитература: «Но были ли вы убиты за Родину наповал?..» Э. Неизвестный - «Говорит Неизвестный» - «Посев» (Германия) - 1984Э. Неизвестный - Катакомбная культура - «Вопросы философии» - № 10-1991М. Мурзина - Э. Неизвестный: «Поиски рая на земле - дело дураков» - «Аргументы и
Младшим современником Гоббса был другой представитель английской морально-правовой философии - Джон Локк(1632-1704). Он родился в семье юриста. ОкончивОксфордский университет, Локк служил воспитателем и секретарем в семье лорда Эшли. Вместе с ним он эмигрировал во Францию, где познакомился с учением французского философа Рене Декарта.
Основные труды Локка - «Опыт о человеческом разуме», «Трактаты о правлении», «Мысли о воспитании».
В естественном (до государственном) состояние, согласно Локку господствует естественный свободный закон, закон природы, отличающийся от гоббсовской теории “война против всех”. В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. По этому закону обиженный сам судья в своем деле и сам исполняет приговор. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, ”Требует мира и безопасности для всего человечества”. Локк Д.. Избранные философские произведения. Москва 1960.Т.2. С.8.И человек в соответствии с требованием разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность стремится не навредить другому. В.С. Нерсесянц. Философия права. Норма. Москва 2001.C.466
Естественное состояние это - полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью.Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека; наказывать нарушителей закона и охранять невинных. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан.
Свобода мнений- по Локку, неотъемлемое право человека. Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и порядка.
Традиционное требование ” воздать каждому свое, его собственное” Локк обозначает как основное право; право на собственность (право на свое, собственное).
Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические нужды, но и "жизнь, свободу и стремление к счастью". Имущество и жизнь выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания, полагаются и достигаются цели. Локк расценивает свободу личности как великое основание собственности. Локк полагал, что люди не потому становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально свободны, и уже в силу этого - собственники. Так он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать “свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество”. Локк Д. Избранные философские произведения. Москва 1960 . Т.2. С.50.
Начинается теория Локка с вопроса: оправдана ли частная собственность? Так как каждый владеет собственностью в виде себя самого, то плоды труда его рук можно счесть его собственностью. Труд создает собственность. Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует высшему закону - "естественному праву".
Общественный договор и Государство.
Разумное преодоление недостатков естественного состояния ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства. Люди стремятся перейти из естественного состояния в политически организованное общество не из-за страха смерти, а потому что они понимают, что им будет безопаснее в упорядочном обществе, чем в естественном состоянии. Как следствие, необходимо образование государства, которое создается путем заключения общественного договора.
Общественный договор заключается между людьми и государством. “Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества” Локк. Д. Избранные философские произведения. Москва 1960 Т.2.С.76
Однако “по общественному договору“ люди не отказываются от своих естественных прав, да и сам закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий политической власти. Существенным моментом локковского государства является ”доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлением власти” Локк Д. Избранные философские произведения. Москва 1960.Т.2.C.116.. После заключения договора народ остается судьей решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченная им власти выполняют возложенные на них договорные обязанности или стали нарушать договор. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, и даже подняться на революцию.
Общественный договор, по Локку, заключается не раз навсегда, без права последующего корректирования этого договора. Народ имеет право на полный разрыв в случаи перехода политической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения людей с государством - постоянно обновляющийся процесс.
Чтобы естественные права человека не остались на уровне моральных требований, они, по мнению Локка, нуждаются в юридическом признании их со стороныгосударства. Предоставление правам и свободам юридических гарантий являлось основным долгом и задачей любого государства.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.
В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для соблюдения этих законов. Однако государство не должно было посягать на сами эти права, ибо пределом его власти при всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить правосудие и определять права граждан посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей. Локк считал, что государственная власть (правительство) сама должна подчиняться установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).
Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного государства. Человек, став совершеннолетним, как свободный выбирает, под властью какого правительства, гражданином какого государства он хочет стать. ”Только согласие свободных людей делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми” Локк Д. Избранные философские произведения. Москва 1960 Т.2.C.68.
Таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но так же о форме договорного установления гражданства применительно к каждому человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны и государства с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в гоббсовской интерпретации договорной теории учреждении государства. В.С. Нерсесянц. Философия права. Норма. Москва 2001.С468
От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства, писал Локк “ заключается в том, что бы иметь постоянное правило для жизни общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это-свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека”.Д.Локк. Избранные философские произведения. Москва 1960.Т.2.C.16
Философско-правовое учение Локка пронизано идеей не отчуждаемости естественных основных прав и свобод человека в гражданском состоянии.
Локк резко разграничивал государство и общество, создав одну из главных доктрин либерализма, Общество гораздо важнее государства и переживет его. Распад государства не влечет за собой распад общества; обычно государство гибнет под мечами завоевателей. Но если оно рухнет от внутренних причин, предав доверие народа, Локк не предвидит хаоса, веря, что общество создаст новое государство. Если же исчезнет общество, никакому государству наверняка не устоять.
Абсолютная монархия для Локка вообще не государство, а нечто хуже, чем общество дикарей. Там хоть каждый - судья в своем деле, а в абсолютной монархии свободен лишь король.
Равенство
Tabularasa (чистая доска), изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а постепенное развитие разных, и неравных их способностей и задатков, в том числе трудолюбия, является причиной того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями перспективами. “Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его”. Локк Д. Избранные философские произведения. Т.2. Москва.1960.C30 Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они более всего заинтересованы были в создании государственности. Уделом бедных стала работа из-за куска хлеба. Так смотрит на этот вопрос Локк, по-своему последовательно, но в то же время смешивая догадки и ошибки.
Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Да и социальная жизнь вообще рисуется ему, прежде всего, как сеть меновых отношений, в которые вступают простые товаровладельцы, лично свободные собственники своих сил и имуществ. “Естественное состояние”, каким оно изображено во втором локковском трактате о государственном правлении, - это, прежде всего, состояние “честной” конкуренции, основанной на взаимном признании. Соответственно “естественный закон” (правило общежития) понимается Локком как требование равно партнерства.
Равенство, как его трактует Локк, вовсе не имеет в виду природного единообразия индивидов и не содержит в себе запроса на их примитивное уравнивание по способностям, силам и имуществам. Речь идет о равенстве возможностей и притязаний, суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физической силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны быть признаны экономически самостоятельными находящимися в отношении добровольного взаимного использования. Государство должно обеспечить индивидам определенное юридическое, а не экономическое и социальное равенство.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.
“Постоянные законы”, о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника для законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих “постоянных законов” является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности.
Свобода это гарантия от произвола, она - основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.
Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Д. Локк. Избранные философские произведения. Москва.1960.Т.2.C. 34.
Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает ”волю общества”.Д.Локк. Избранные философские произведения. Москва. 1960 .Т.2.С.87.
Разделение властей.
Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.
Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое в сношениях с другими государствами.
Законодательной власти Локк отвел верховную, но не абсолютную власть, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
- 1. Закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом.
- 2. Закон создается не для подавления людей, а для их блага.
- 3. Без согласия народа нельзя увеличивать налоги.
- 4. Законодатели никому не могут передоверять свои функции.
Скорее всего, мудрый философ гораздо больше опасался превращения в тиранию власти исполнительной, воплощенной в одном человеке, чем парламента, состоящего из многих лиц. Исполнительная власть, считает Локк, является подчиненной по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение членов общества, превращается в частное лицо без власти и без воли. Суверенитет народа выше и парламента, и короля.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
С позиций зарождающегося буржуазного либерализма широкий круг политических и правовых проблем, в том числе и вопросы соотношения права и закона, разработал Джон Локк (1632-1704). Его деятельность проходила в эпоху английской буржуазной революции XVII в. По меткой характеристике Ф. Энгельса, «Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года» ив.
В своем политико-правовом учении Локк исходит из концепций естественного права и договорного происхождения государства. В его интерпретации эти концепции приобретают отчетливо выраженную антифеодальную направленность. В духе буржуазного либерализма и идей господства права он решает проблему соотношения индивида и политической власти, подданных и государства. С этих позиций он отвергает феодальные воззрения о подданных как собственности монарха, а также отстаивавшиеся в учении Гоббса представления об абсолютной власти государства.
В естественном (догосударственном) состоянии господствует естественный закон, закон природы. Это состояние в характеристике Локка существенно отличается от гоббсовской (отчасти и спинозовской) картины войны всех против всех. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, «требует мира и безопасности для всего человечества» *". И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы, и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность,- стремится не навредить другому.
В духе традиционного естественно-правового требования «воздавать каждому свое, его собственное, ему
ив Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 37, с. 419. 117 Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960, т. 2, с. 8.
принадлежащее» Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собственности (т. е. право на свое, собственное). Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество» И8.
Естественное состояние отмечено, согласно Локку, «полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» и таким «равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого» "9.
Защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных. Однако, отмечает Локк, этих неорганизованных индивидуальных средств и (Ьорм защиты недостаточно для обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.
Разумное преодоление недостатков естественного состояния и ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства» 12С является обеспечение за каждым его естественных прав на собственность - жизнь, свободу и имущество. Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требований при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью. Однако по договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий и деятельности политической власти.
Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную) . Причем законодательная власть, обладаю-
щая исключительным правом издавать обязательные дли всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.
Существенным моментом локковской договорной концепции государства является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти» 121. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в суверенных правомочиях народа - учредителя государства. И после заключения договора народ остается судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать договор и оказанное им доверие.
Общественный договор, по Локку, таким образом, заключается не раз навсегда, без права последующего народного контроля за его соблюдением со стороны властей, права корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения политической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения людей с государством - постоянно обновляющийся процесс, протекающий на основе отстаиваемого Локком принципа согласия, который он противопоставляет феодальным представлениям о прирожденном подданстве - безусловной и не зависящей от самого человека, его как бы природной связанности с данной властью.
Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства он хочет стать. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого-либо правительства,- пишет Локк,- делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точ-
Там же, с. 116.
но так же, как они являются людьми»122. Причем не молчаливое, а только явно выраженное согласие делает человека членом этого государства, и в таком случае человек уже не может порвать свою связь с ним и пользоваться свободой естественного состояния.
Аналогичные представления о договорном характере взаимоотношений гражданина и государства, включая необходимость согласия совершеннолетнего человека стать членом данного государства, отстаивал, как известно, уже Сократ (Платон, Критон, 51).
В учении Локка, таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но и о до-говорно обусловленном характере его сущности и деятельности, а также о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством в целом и отдельными государственными властями - с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право у государства и безусловную обязанность у подданных, как это имеет место в гоббсов-ской интерпретации договорной теории учреждения государства.
Политико-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Абсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбежно предполагают изначальное бесправие подданных и октроированный характер предоставляемых им по усмотрению самих властей ограниченных прав и свобод, Локк вообще не считает формой гражданского правления и государственного устройства. Абсолютная, деспотическая власть, ввергающая людей в рабство, хуже естественного состояния с его, пускай и недостаточно гарантированными, равными правами и свободами всех.
Подчеркивая необходимость свободы от абсолютной власти, Локк замечает, что без такой свободы жизнь и безопасность человека ставятся под угрозу.
Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем политико-пра-
1М Там же, с. 68.
вовом учении Локка. Причем, как это отчетливо видно из сказанного, Локк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно конкретизировать пути и формы ее обеспечения в своих концепциях неотчуждаемых и не прекращающих своего действия естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, целей и пределов государственных полномочий, разделения властей, правомерности сопротивления незаконным действиям властей и т. д.
Весь этот комплекс идей и представлений, связанный с локковской трактовкой свободы, лежит в основе также и его правононимания. Большое достоинство учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Отвергая понимание свободы как произвольного усмотрения и несвязанности никаким законом, Локк связывает свободу с законом (природы и государства) и рамками законности, наделяя тем самым понятия закона и законности необходимой и определенной ценностно-содержательной характеристикой.
Локк отвергает представления о свободе и законе как противоположных, несовместимых и взаимоисключающих явлениях, обоснованию чего много усилий посвятил Гоббс. Отвергая подобные представления, Локк замечает: «Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы» 123.
Естественная свобода, согласно Локку, «заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы»т. В гражданском состоянии эта свобода не уничтожается, а лишь модифицируется и конкретизируется, приобретая необходимую определенность, общезначимость. Такое видоизменение свободы обусловлено конкретизацией положений закона природы в гражданских законах и связанными с гражданским состоянием изменениями в средствах защиты требований закона. В целом свои представления о свободе и законе в государственном
123 Там же, с. 34. "* Там же, с, 17.
состоянии Локк удачно резюмирует следующим образом; «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека» |25.
Гарантировапность свободы в государственном состоянии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного провосудия и, наконец, властной публичной силы, способной претворять в жизнь справедливые судебные решения.
Законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны, согласно учению Локка, соответствовать велениям естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неот -чуждаемым правам и свободам человека. Такое соответствие гражданского закона закону природному, учет в первом требований второго, выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.
Отсюда вытекает ряд требований к самому законодателю, которые очерчивают границы его компетенции. «Закон природы,- подчеркивает он,- выступает как вечное руководство для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, проявлением которой он является» i2S.
Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, согласно Локку, выражает «волю общества»т. Должностные лица (вплоть до короля), действуя в качестве официальных представителей общества, обладают лить той волей и властью, которая представлена в закопе. Когда же деятельность короля определяется
его личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер, поскольку «члены общества обязаны повиноваться только воле общества» 128. Ни для одного человека, подчеркивает Локк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. Локк верно отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носителя государственной власти в естественное состояние, в состояние войны против народа, тогда как все остальные продолжают руководствоваться правилами гражданского состояния. Эти рассуждения Локка направлены против учения Гоббса, по которому государственная власть носит надзаконный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами («правом войны»).
Законодательная власть является верховной среди других государственных властей, по отношению же к обществу в целом она «представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенной цели»129. Когда же законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использовать остающуюся у него «верховную власть отстранять или изменять состав законодательного органа» 13°. Здесь, как и в праве народа на восстание, отчетливо проявляется присущая локковскому политико-правовому учению идея неотчуждаемого (в пользу государства) народного суверенитета, получившая у Руссо свою дальнейшую разработку и развитие.
Во всех формах правления, подчеркивает Локк, полномочия, данные обществом, а также закон бога и природы установили для законодательной власти определенные пределы. Так, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласия его собственности. По смыслу общественного договора, предусматривающего, в частности, такую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законодательная власть «не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки», «не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять пра-
128 Там же.
129 Там же, с. 85.
130 Там же, с. 86.
восуДие й определить права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей» т.
«Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного по существу конституционного позитивно-правового источника для текущего законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих «постоянных законов» является существенной юридической гарантией отстаиваемой Локком законности вообще, законности в законодательной деятельности в особенности.
В целом Локк, в отличие от сторонников ограниченной законности, законности против подданных (Гоббс, Спиноза и др.), довольно последовательно развивает и отстаивает концепцию всеобщей и полной законности, требования которой распространяются на всех без исключения - как на подданных, так и на государственные власти.
Резюмируя смысл подхода Локка к проблеме соотношения права и закона, можно сказать, что в его учении формально-правовые характеристики гражданского закона (т. е. позитивного права) опираются на его содержательные характеристики и являются их конкретизацией в юридико-технической плоскости. Основной (идеальный) замысел Локка состоит в достижении того, чтобы гражданский закон воплотил в себе требования естественного закона, придав им необходимую определенность и обеспечив их публично-властной защитой. Локк, следовательно, стремится обеспечить действие закона природы и неотчуждаемых прав и свобод человека опосредованно - именно через гражданские законы. В случае такого соответствия естественного и гражданского законов (опосредования содержания первого в форме второго и адекватности данной формы своему содержанию) веления и правила естественного закона становятся содержанием гражданского закона, поглощаются им. Здесь мы имеем дело с искомой (идеальной) конструкцией правового закона. Там же, где нет такого соответствия гражданского закона закону естественному, непрекращающееся никогда действие последнего также и в гражданском состоянии носит уже непосредственный характер, определяя деспотичность (несправедливость, неправомерность и незаконность) произ-
131 Там же, с. 81-82.
йольных (противоречащих естественному закону й общественному договору) законов и правомерность сопротивления незаконным действиям государственных властей вплоть до народного восстания и учреждения новой формы правления.
Положения Локка о соотношении естественного и гражданского законов, о неотчуждаемых правах и свободах человека, о взаимосвязи свободы и закона, о праве парода на восстание, разделении властей и т. д. сыграли значительную роль в последующей истории политико-правовой мысли, особенно в плане формирования и развития буржуазного либерализма и индивидуализма. Заметное влияние они оказали на воззрения ведущих французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо) и деятелей американской революции XVIII в. (Джефферсо-на, Мэдисона, Франклина и др.).
«Взгляды Локка,- отмечал К. Маркс,- имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному...» 13г
Джон Локк – выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. До Локка западные философы основывали свои взгляды на учении Платона и других идеалистов, согласно которым бессмертная душа человека – средство получения информации прямо из Космоса. Ее наличие позволяет человеку родиться с готовым багажом знаний, и ему уже не нужно было учиться.
Философия Локка опровергала и эту идею, и само существование бессмертной души.
Факты из биографии
Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.
Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.
Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.
Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.
Познание, как результат наличия сознания
Локк полагал, что – это уникальная способность человеческого мозга воспринимать, запоминать и отображать действительность. Родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания. Оно будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувств.
Внимание! Согласно представлениям Локка, каждая идея – продукт человеческой мысли, появившейся благодаря уже существующим вещам.
Основные качества вещей
К созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.
К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:
- форма;
- плотность;
- размер;
- количество;
- способность к движению.
Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.
Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:
- зрением;
- слухом;
- ощущениями.
Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.
Что такое собственность
Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.
Основные принципы познания
Теория познания Локка базируется на постулате: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении». Он означает, что любое знание – результат восприятия, личного субъективного опыта.
По степени очевидности философ разделил знания на три вида:
- исходное – дает знание об одной вещи;
- демонстративное – позволяет строить умозаключения, сравнивая понятия;
- высшее (интуитивное) – оценивает соответствие и несоответствие понятий непосредственно разумом.
Согласно представлениям Джона Локка, философия дает человеку возможность определить назначение всех вещей и явлений, развивать науку и общество.
Педагогические принципы воспитания джентльменов
- Натуральная философия – в нее входили точные и естественные науки.
- Практическое искусство – включает философию, логику, риторику, политические и социальные науки.
- Учение о знаках – объединяет все лингвистические науки, новые понятия и идеи.
Согласно теории Локка о невозможности естественного получения знаний через Космос и силы природы, человек осваивает точные науки только через учение. Большинство людей не знакомы с основами математики. Им приходится прибегать к напряженному умственному труду в течение долгого времени, чтобы усвоить математические постулаты. Этот подход верен и для освоения естественных наук.
Справка! Также мыслитель полагал, что понятия нравственности и морали передаются по наследству. Поэтому люди не могут обучиться нормам поведения и стать полноценными членами общества вне семьи.
Воспитательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задача воспитателя – постепенное обучение будущего джентльмена всем необходимым навыкам, в которые входит освоение всего спектра наук и норм поведения в обществе. Локк выступал за раздельное обучение детей из благородных семей и детей простолюдинов. Последним следовало обучаться в специально созданных рабочих школах.
Политические взгляды
Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.
Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.
Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.
Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.
Права личности в государстве
Основной правового государства Локк считал три неотъемлемых права личности, которые есть у каждого гражданина независимо от его социального положения:
- на жизнь;
- на свободу;
- на собственность.
Конституция государства должна создаваться с оглядкой на эти права и быть гарантом сохранения и расширения свободы человека. Нарушение права на жизнь – это любая попытка порабощения: насильственное принуждение человека к какой-либо деятельности, присвоение его собственности.
Полезное видео
В видео подробно рассказано о философии Локка:
Религиозные взгляды
Локк был стойким приверженцем идеи о разделении церкви и государства. В своей работе «Разумность христианства» он описывает необходимость веротерпимости. Каждому гражданину (за исключением атеистов и католиков) гарантируется свобода вероисповедания.
Джон Локк считает религию не основой морали, а средством ее укрепления. В идеале, человек должен руководствоваться не церковными догмами, а самостоятельно прийти к широкой веротерпимости.