Мне осталась одна забава год написания. «Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина - Сочинение любую на тему

Произведение относится к периоду позднего творчества поэта, озабоченного рассуждениями о взаимоотношениях человека искусства с окружающим миром и собственной жизнью, а также переосмысливавшего философскую проблему бытия.

Смысловая идея стихотворения заключается в интонационном акценте поэзии, являющейся для лирического героя, ведущего повествование, единственной жизненной целью, ради которой он приносит в жертву свое спокойствие, репутацию, а также личные отношения с окружающими людьми.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг размышлений лирического героя о собственной жизни, стремящихся понять место поэта в сегодняшнем мире и достигнуть желанной душевной гармонии. Сюжет стихов является обрывистым и представляется в кратких, емких воспоминаниях героя о разгульной, скандальной жизни, разочарования в божьей вере и мечтах о счастье. При этом автор акцентирует внимание читательской аудитории на собственном неблаговидном поведении в прошлом, которое является жизненной необходимостью для дальнейшего правдивого и яркого творчества в области поэтического искусства.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает в произведении «Мне осталась одна забава» анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой, позволяющих усилить гармоничную и многогранную композиционную структуру.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют символические образы, обозначающие в поэтическом содержании высокие божественные и низменные земные начала, подчеркивая душевный разлад лирического героя. Кроме того, автор использует парадоксальный метод изложения, отождествляя образы чертей и ангелов, демонстрируя их в качестве двух сторон одной медали.

Своеобразной особенностью стихотворения является использование поэтом особой цветовой гаммы в виде оттенков золотого, розового, белого, создающих впечатление светлого чувства, несмотря на мрачное душевное состояние лирического героя.

Стихотворение обладает мелодичностью, мягким, открытым слогом, сочетающимися с поэтической силой и напористостью талантливого мастера.

Вариант 2

Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины, ведь поэту, подобно монаху, нужно непрестанно помнить «последния своя». Тем не менее, в ситуации с Сергеем Александровичем мы видим довольно явные намеки, да и не только у него в 20-е годы предыдущего века было стойкое понимание приближающейся гибели.

Пробыв в мире раздолья, дебоша и алкоголя практически всю молодость, с возрастом Есенин трезвел, приближалось тяжелое похмелье итогом которого стала расправа в отеле Англетер. Поэт написал Мен осталась одна забава.. в 1923 году за два года до гибели, хотя он многое сделал за эти два года, в стихах заметны нотки разочарованности миром. В стихотворении Мне осталась одна забава это отчетливо видно

Он принимает свою репутацию «похабник я и скандалист» и не спорит с этим, но более всего перед нами виден духовный кризис, который в современной культуре великолепно выражен в песне Losing My Religion (хотя речь не только о религии как таковой в этой песне) группы R.E.M. Эти чувства описывает и Есенин, который утверждает «горько мне, что не верю теперь». Субъект речи раскаивается в собственном неверии понимая нелепость прежнего стыда о вере, он понимает сколь существенной является потеря веры, но называет эту утрату смешной, так как смотрит на ситуацию и себя глобально, видит мир смешным и нелепым, как подобает похабнику и скандалисту.

Продолжение мотива разочарованности наблюдается также и в словах «все сжигает житейская мреть», которые могут звучать из уст усталого и повидавшего виды человека. Есенин подчеркивает пошлость жизни, он исповедуется в смысле своего похабничества, которое было для него поиском свободы, способом поддерживать тот самый огонь, которым горят все люди приходящие в этот мир, чтобы согревать других, чтобы освещать другим путь. Он понимает нелепость некоторых своих возвышенных затей, проще говоря, черную жабу этого мира не объединить с белой розой, как бы не старался поэт, все разобьется о скалы обыденности, повседневности, пошлости.

При этом Есенин отдает себе отчет в пагубности малодушия и уныния, он называет «неверие в благодать» большим грехом, но парадоксальным образом за свои грехи просит в каком-то смысле награды. Он хочет вернуться к своим корням и оставить землю подобно тому, как начинал свой путь – в русской рубашке и под иконами.

Анализ стихотворения Мне осталась одна забава по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Толстого Замолкнул гром, шуметь гроза устала…

    Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

«Мне осталась одна забава…» Есенина С.А.

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава» , с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем - месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать» , воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом , рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали» , «ярче гореть» , «ласкать и карябать» , «розу белую с чёрною жабой <…> повенчать» , «розовые дни» . Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Анализ стихотворения — Мне осталась одна забава…

Многие слышали песню» Мне осталась одна забава», и, конечно, все знают, что это стихи Есенина.»Мне осталась одна забава» не только одно из лучших стихотворений, оно и часть автобиографии поэта. Автор хочет, чтобы читатель увидел мир, в котором он оказался во времена крушений крестьянских утопий и влияния иммажинистской среды. Своим стихотворением автор дает возможность читателю остаться самим собой. Тема стихотворения-жизнь поэта в страшном мире.

В первых трех строфах перед читателями возникает та жизнь, какой жил Есенин. Он похабничал, он скандалил:

Стыдно мне, что я в Бога верил

Горько мне, что не верю теперь.

Положение у поэта такое же, что у человека, стоящего у края пропасти. Он не хочет верить, но в то же время боится потерять веру в Бога. Следующие две строфы открывают мечты автора. Есенин хочет» повенчать розу белую с черную жабой».В его душе идет борьба между плохим и хорошим. Но что-то одно остаться не может, таков закон всего живого на Земле.

Но коль черти в душе гнездились

Значит ангелы жили в ней.

Стихотворение» Мне осталась одна забава» философское, оно написано на тонкой душевной волне и заставляет задуматься о жизни, о своем предназначении в этом таком сложном и противоречивом мире.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот-и веселый
свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах!какая смешная потеря
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне,что я в Бога верил,

Золотые,далекие дали!
Все сжигает житейская мреть
.И похабничал я и скандалил
Для того,чтобы ярче гореть.
Дар поэта-ласкать и корябать,
Роковая на нем печать
.Розу белую с черную жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть
не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились-
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех,кто будет со мной,--
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
(1923 год)
Многие слышали песню «Мне осталась одна забава», и,конечно,все знают,что это стихи Есенина.»Мне осталась одна забава» не только одно из лучших стихотворений, оно и часть автобиографии поэта. Автор хочет,чтобы читатель увидел мир, в котором он оказался во времена крушений крестьянских утопий и влияния иммажинистской среды. Своим стихотворением автор дает возможность читателю остаться самим собой. Тема стихотворения-жизнь поэта в страшном мире.
В первых трех строфах перед читателями возникает та жизнь,какой жил Есенин. Он похабничал, он скандалил:
Стыдно мне,что я в Бога верил
Горько мне,что не верю теперь.
Положение у поэта такое же, что у человека,стоящего у края пропасти.Он не хочет верить, но в то же время боится потерять веру в Бога. Следующие две строфы открывают мечты автора.Есенин хочет» повенчать розу белую с черную жабой».В его душе идет борьба между плохим и хорошим.Но что-то одно остаться не может, таков закон всего живого на Земле.
Но коль черти в душе гнездились
Значит ангелы жили в ней.
Стихотворение «Мне осталась одна забава» философское,оно написано на тонкой душевной волне и заставляет задуматься о жизни, о своем предназначении в этом таком сложном и противоречивом мире.

В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.

Исповедь Есенина

В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.

И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?

Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.


Вопрос веры

Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.


Значит, ангелы жили в ней.

Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.

Покаяние?

В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:


Под иконами умирать.

Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Стихотворение "Мне осталась одна забава" в исполнении С. Безрукова из фильма "Сергей Есенин".