Николай михновский краткая биография. Николай Михновский: биография

Михновский Николай Иванович (1873 - 1924)

Михновский Николай Иванович (1873 - 1924)

Место рождения - с. Туривка, Полтавская губерния (теперь - Згуровский район Киевской области).

Образование Николай Михновский получил в Прилукской гимназии. В 1890 году вступил на юридический факультет Киевского университета. Будучи первокурсником Университета Святого Владимира, Николай Михновский приобщился к украинскому национальному движению и стал членом "Молодой громады". В 1891 вошел в тайную студенческую организацию. Михновский стал идеологом и проводником «Братства тарасовцев». После обучения занялся адвокатской практикой, открыл собственную контору и вскоре получил незаурядную популярность как успешный адвокат. В январе 1900 года Николай Михновский принял участие в создании Революционной Украинской Партии (РУП) — первой украинской политической самостийницкой организации в Поднепровской Украине. Выдал брошюру, в которой изложил идеи партии - "Самостоятельная Украина". В 1902 году вместе с немногими единомышленниками вышел из РУП и в начале 1904 года основал Украинскую Народную Партию (УНП). Большую популярность приобрел манифест самостийников "Десять заповедей УНП", написанный 1903 Михновским. В 1909 благодаря усилиям Николая было создано «3-тье Харьковское общество взаимного кредита». В 1912—1913 Михновский работал в харьковском Обществе имени Квитки-Основьяненко. 15 марта 1917 года Николай собрал своих единомышленников и провозгласил создание альтернативной Центральной Рады. 16 марта было создано общество "Украинский военный клуб имени гетмана Павла Полуботко" во главе с Николаем Михновским. На Румынском фронте Николай Михновский пробыл вплоть до Октябрьского переворота. В Украину он вернулся осенью 1917 года и поселился на Полтавщине, где Лубенское земство вскоре избрало его мировым судьей. 3 мая 1924 года Николай Михновский был найден повешенным в усадьбе Владимира Шемета.

известный украинский политический и общественный деятель, адвокат, публицист, основоположник, идеолог и лидер националистического украинского движения конца XIX - начала XX века, террорист, автор известной брошюры «Самостийная Украина», один из организаторов украинского войска

Ранние годы

Николай Михновский принадлежал к старинному казацкому роду, корни которого прослеживаются с XVII века. Он родился в семье сельского священника в селе Туровка Прилукского уезда Полтавской губернии (теперь - Згуровский район Киевской области) в 1873 году. Детство его прошло среди украинской природы, народных песен, сказок и дум. Мировоззрение ребёнка сформировалось под влиянем отца, который воспитывал его в «самостийницком духе». Отец Николая, Иван, свято берёг национальные традиции и смело проводил богослужения на украинском языке.

Образование Николай Михновский получил в Прилукской гимназии. После её окончания, в 1890 году поступил на юридический факультет Киевского университета.

Участие в Братстве тарасевцев

Возрастание национального самоосознания украинцев в конце XIX века привело к резкому увеличению числа украинской интеллигенции. Старшее поколение отдавало приоритет в решении «украинского вопроса» культурно-образовательной проблеме, требование этого поколения сводилось к умеренным реформам, которые бы ликвидировали национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи. Революционно настроенную молодёжь привлекали идеи и идеалы социализма. Она считала, что национальное освобождение можно получить через освобождение социальное, через совместную борьбу наряду с другими нациями против существующего в России социального устройства. И неожиданно, в начале 1890-хх годов, в украинской интеллигенции появилось совсем новое течение. Её зажёг молодой человек, студент, который открыто бросил «божественный» в то время призыв к государственной независимости украинской нации. Он смело начал проповедывать, что только путь борьбы за получение государственной независимости является единственным путём, на который должен ступить украинский народ. Этот человек был Николай Иванович Михновский.

Ещё будучи первокурсником Университета Святого Владимира, Николай Михновский сумел присоединится к украинскому освободительному движению и стал членом «Молодой громады». Но культурная, аполитическая деятельность ему не нравилась. Радикально настроенный юноша искал сотоварищей по взглядам и в 1891 году вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с выраженными политическими целями была основана группой студентов Харьковского и Киевского университетов, которые летом 1891 года занимались перепиской на юге Киевской губерни, недалеко от могилы Тараса Шевченко. Именно там четверо молодых людей присягнули на верность Украине и основали тайное политическое общество, в честь великого поэта Т. Г. Шевченко назвав его «Братством тарасевцов».

Михновский, хотя и не был среди основателей данного Братства, очень быстро стал идеологом и проповедником Братства. Сам он, студент-редактор, занимался разработкой идеологической платформы под названием «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, целую и неподелённую, от реки Сян до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную республику». Дальше речь идёт про пути достижения поставленной цели:

Дело «тарасевцев» казалось практически безнадёжным и невыполнимым в принципе, но Михновский решительно бросился в борьбу за распространение своих взглядов. Это были выступления человека другого мировоззрения, не популярного и не признанного большинством украинских политических деятелей. Пропаганда «тарасевцев» не имела заметного успеха. И тем не менее по всей Украине появились одиночные единомышленники, которые разделяли взгляды молодых «самостийников», притом не только среди студентов, но и среди крестьян, горожан, интеллигенции. Организация прекратила своё существование в 1893 году после того, как часть «тарасевцев» была арестована, а оставшиеся высланы в сёла.

Николай Иванович Михновский (укр. Микола Іванович Міхновський; 31 марта 1873, село Туровка, Полтавская губерния - 3 мая 1924, Киев) - украинский адвокат, политический и общественный деятель, один из лидеров украинского национального движения конца XIX - начала XX века, сторонник идеи государственной независимости Украины, один из основоположников украинского национализма. Участвовал в создании первой политической партии Восточной Украины - Революционной украинской партии (РУП). Лидер Украинской народной партии (1902-1907), соорганизатор Украинской демократическо-хлеборобской партии (1917), член Братства самостийников.

Ранние годы

Николай Михновский принадлежал к старинному казацкому роду, корни которого прослеживаются с XVII века. Родился в семье сельского священника. Мировоззрение детей в семье формировалось под влиянием отца, который воспитывал их в «самостийницком духе». Отец Николая свято берёг национальные традиции и проводил богослужения на украинском языке.

Образование получил в Прилукской гимназии. В 1890 году поступил на юридический факультет Киевского университета.

Участие в Братстве тарасовцев

Рост украинского национального самосознания в конце XIX века привёл к расколу среди украинской интеллигенции. Старшее поколение отдавало приоритет в решении «украинского вопроса» культурно-просветительской деятельности, их требования сводились к умеренным реформам, которые бы устранили национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи. Революционно настроенную молодёжь, однако, привлекали идеи социализма. Они считали, что национального освобождения можно добиться через освобождение социальное, через совместную с другими народами борьбу против существующего в России социального устройства. В начале 1890-х годов, однако, в украинском национальном движении зародилось новое течение, выдвинувшее лозунг государственной независимости украинской нации. Именно Николай Михновский стал зачинателем этого течения.

Уже на первом курсе Михновский присоединился к украинскому освободительному движению и стал членом «Молодой громады». Но культурная деятельность, далёкая от политики, его не увлекала. В поисках сторонников радикально настроенный юноша в 1892 году вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с выраженными политическими целями была основана группой студентов Харьковского университета, которые летом 1891 года участвовали в проведении статистической переписи на Черкасщине, недалеко от могилы Тараса Шевченко. Именно там четверо молодых людей (в том числе В. Боровик и И. Липа) присягнули на верность Украине и основали тайное политическое общество, назвав его в честь великого поэта «Братством тарасовцев».

Михновский, присоединившийся к киевской ячейке организации в 1892 году, очень быстро стал идеологом и лидером Братства. Именно он как будущий юрист взял на себя разработку идеологической платформы, известной как «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неразделённую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную среди свободных, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную по своей сути».

Такими виделись пути достижения поставленной цели:

Наше поколение должно создать свою украинскую национальную идеологию для борьбы за освобождение нации и для создания своего государства… Будем жить своим умом, хотя бы он был и неотёсанным, мужицким, потому что иначе мы свой народ никогда не освободим. В противоположность московскому революционному интернационализму и социализму, наш путь идёт по линии индивидуализма и революционного национализма.

Дело «тарасовцев» казалось практически безнадёжным, и тем не менее у молодых «самостийников» по всей Украине появились единомышленники не только среди студентов, но и среди крестьян, горожан, интеллигенции. Организация прекратила своё существование в 1893 году после того, как часть «тарасовцев» была арестована, а оставшиеся высланы из городов.

Ранние годы

Николай Михновский принадлежал к старинному казацкому роду , корни которого прослеживаются с XVII века . Родился в семье сельского священника. Мировоззрение детей в семье формировалось под влиянием отца, который воспитывал их в «самостийницком духе ». Отец Николая свято берёг национальные традиции и проводил богослужения на украинском языке .

Участие в Братстве тарасовцев

Михновский в студенческие годы

Рост национального самосознания украинцев в конце XIX века привёл к расколу среди украинской интеллигенции. Старшее поколение отдавало приоритет в решении «украинского вопроса» культурно-просветительской деятельности, их требования сводились к умеренным реформам, которые бы ликвидировали национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи . Революционно настроенную молодёжь привлекали идеи и идеалы социализма . Она считала, что национальное освобождение можно получить через освобождение социальное, через совместную с другими народами борьбу против существующего в России социального устройства. В начале 1890-хх годов, однако, в украинском национальном движении зародилось новое течение, выдвинувшее лозунг государственной независимости украинской нации. Именно Николай Михновский стал зачинателем этого течения.

Уже на первом курсе Николай Михновский присоединился к украинскому освободительному движению и стал членом «Молодой громады». Но культурная деятельность, далёкая от политики, его не увлекала. В поисках сторонников радикально настроенный юноша в 1891 году вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с выраженными политическими целями была основана группой студентов Харьковского и Киевского университетов , которые летом 1891 года участвовали в проведении статистической переписи на Черкасщине, недалеко от могилы Тараса Шевченко. Именно там четверо молодых людей присягнули на верность Украине и основали тайное политическое общество, назвав его в честь великого поэта «Братством тарасовцев».

Михновский не был среди основателей Братства, но очень быстро стал его идеологом и проповедником. Именно он как будущий юрист взял на себя разработку идеологической платформы, известной как «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неразделённую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную среди свободных, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную республику ».

Такими виделись пути достижения поставленной цели:

Наше поколение должно создать свою украинскую национальную идеологию для борьбы за освобождение нации и для создания своего государства… Будем жить своим умом, хотя бы он был и неотёсанным, мужицким, потому что иначе мы свой народ никогда не освободим. В противоположность московскому революционному интернационализму и социализму, наш путь идёт по линии индивидуализма и революционного национализма.

Дело «тарасовцев» казалось практически безнадёжным, но Михновский решительно бросился в борьбу за распространение своих взглядов, не популярных и не признаваемых большинством украинских политических деятелей. Пропаганда «тарасовцев» не имела заметного успеха. И тем не менее у молодых «самостийников» по всей Украине появились единомышленники, не только среди студентов, но и среди крестьян, горожан, интеллигенции. Организация прекратила своё существование в 1893 году после того, как часть «тарасовцев» была арестована, а оставшиеся высланы из городов.

Михновскому повезло избежать ареста. Он окончил обучение и начал работать в одной из адвокатских контор Киева , не прекращая при этом общественной деятельности. В 1897 году во Львове он установил тесные контакты с западноукраинскими деятелями и закупил большое количество запрещённых изданий, в том числе произведения М. П. Драгоманова и Ивана Франко . Полиция считала его «крайним по убеждениям украинофилом с грубыми и совершенно несимпатичными методами и формами и направлением безусловно антигосударственным ».

Харьковский период

Пытаясь использовать любые возможности для агитационной работы, в 1909 году Михновский создал товарищество взаимного кредитования, которое полиция рассматривала как «легальное прикрытие групп украинцев», обсуждающих политические вопросы. В -1913 годах Михновский активно работал в Харьковском товариществе имени Квитки-Основьяненко . Полиция небезосновательно подозревала Михновского и других членов УНП в использовании этой организации для пропаганды самостийницких взглядов.

Террористическая деятельность

См. также Украинский национализм .

Ещё в своём первом выступлении на тему необходимости вооружённой революционной борьбы за права украинского народа 19 февраля 1900 года Николай Михновский с жаром говорил о «необходимости террористических акций». Естественно, что в дальнейшем он стал на путь организации вооружённого украинского подполья.

Критика со стороны оппонентов Михновского

В своём стремлении довести свои идеи до народных масс, до широких слоёв украинской интеллигенции, самостийники были вынуждены преодолевать сопротивление не только царской бюрократии и русифицированной культурной элиты - они сталкивались с непониманием, а то и открытой неприязнью со стороны и социалистов, и умеренных украинских деятелей. Фактически им противостояли все остальные политические силы.

Вне узкого круга единомышленников Михновский оставался нежелательным, непонятным и даже небезопасным, но это не заставило его перейти на позиции «умеренного украинства ».

Совершенно по-другому воспринимали Михновского его друзья и единомышленники. Один из них, Николай Евтимович, так охарактеризовал его:

Николай Михновский - это украинская стихия,… которую сдерживает лишь сильный и благородный ум. Это был высокообразованный и опытный юрист, тонкий психолог, удачливый инициатор, выдающийся организатор, блестящий оратор, талантливый публицист, умный и тактичный руководитель, интуитивный военачальник, превосходный знаток нашего прошлого, нашей истории и быта, типичный революционер, то есть человек, способный на решительные действия. Воспитанный в добрых украинских традициях, выросший в украинском селе, Николай Михновский был образцом украинской расовой культуры, украинским аристократом во всех значениях этого понятия.

Деятельность в Донбассе

Последние пять-шесть лет перед Первой мировой войной Михновский посвятил пропаганде национальных идей среди тех, кто до сих пор был достаточно далёк от украинского национального движения, а именно среди промышленников и зернопроизводителей Слобожанщины и Донецкого бассейна . Михновский уже тогда понимал, что государства создаются не только национальной интеллигенцией, но прежде всего производящими классами и организаторами крупных предприятий. Он и сам принял активное участие в организации соляной промышленности в Славянском районе . Под его влиянием немало промышленников приняли участие в украинском национальном движении. Так, сын и дочь известного организатора угольной промышленности в Донецком районе Алексея Алчевского под влиянием Михновского включились в национальное движение, а Христина Алчевская стала одной из известных украинских поэтесс.

Начало Первой мировой войны

Революционные процессы весны 1917 г. привели к крайней политизации российской армии. Огромную роль в этом сыграл известный Приказ № 1 Петросовета , которым в армии вводились солдатские комитеты, наделённые широкими правами, а офицерам отводилась роль и положение классового врага, что в основном и привело к развалу армии и превращению её в неконтролируемую силу. В марте - апреле 1917 г. в тыловых и фронтовых частях в массовом порядке возникали украинские войсковые комитеты - выборные армейские органы, создававшиеся по национальному признаку. Следует отметить, что украинские войсковые комитеты стояли на демократических позициях, противостояли попыткам захвата власти насильственным путём и в основном поддерживали решения официальных органов. Комитеты брали под свой контроль хозяйственные вопросы, предоставление увольнений и отпусков, пытались осуществлять собственную кадровую политику, организовывали и развивали политическую агитацию среди солдатских масс .

Попытки создания украинской армии

По инициативе Михновского 6-11 (19-24) марта в Киеве состоялись три массовых митинга военнослужащих Киевского гарнизона. На первом 6 (19) марта было принято решение начать работу по созданию украинской армии. 9 (22) марта была сформирована Учредительная войсковая рада, а 11 (24) марта на митинге с участием свыше тысячи солдат и офицеров было принято решение о формировании Первого Украинского добровольческого полка и было выбрано Временное войсковое бюро.

Радикальные действия Михновского и его сторонников, требовавших от Центральной рады решительных шагов по утверждению суверенитета Украины, особенно в вопросах военной политики, поставило их в оппозицию к умеренному социалистическому руководству Центральной рады, которое, однако, не могло упускать из виду динамичное развитие национального движения в армии и сознавало необходимость укрепления своих позиций в армии и поддержания своей ведущей роли среди украинцев-военнослужащих. Для руководства решением военных вопросов 26 апреля 1917 г. Центральная Рада создала Военную комиссию, в которую позже также вошли представители от армии. Была поддержана инициатива клуба имени П. Полуботка провести в начале мая военный съезд с целью координации национального движения в армии и создания единого руководящего органа для формирования украинских частей.

Первый Всеукраинский военный съезд состоялся 5-8 (18-21) мая 1917. Со всех фронтов, флотов, гарнизонов и округов не только Украины, но и всей Российской империи на него съехалось более 900 делегатов. Противостояние между «самостийниками» и социалистами-«автономистами» проявилось уже при избрании председателя съезда. От киевских военных организаций предлагали кандидатуру Михновского как человека, имеющего «огромные заслуги в деле организации украинских войсковых частей и создания украинского военного движения». От сторонников социалистического направления был выдвинут Симон Петлюра . После острых и продолжительных дебатов пришли к компромиссному решению: избрать не председателя съезда, а президиум, члены которого по очереди будут вести заседания. Петлюра таким образом представлял фронтовые части, Михновский - тыл, В. Винниченко - Центральную раду, матрос Грамотный - Балтийский флот. Почётным председателем съезда делегаты избрали М. Грушевского и пригласили в президиум командира Украинского полка имени Б. Хмельницкого полковника Ю. Капкана.

Несмотря на явный радикализм делегатов и намерения Михновского и его сторонников использовать съезд для того, чтобы потребовать от руководства Центральной рады приступить к немедленной организации национальных вооружённых сил, «самостийницких» взглядов придерживалось меньшинство, так что идею немедленной национализации армии по национально-территориальному принципу Михновскому провести не удалось.

Доминирующей на съезде стала автономистская идея социалистических партий, представители которых преобладали в Центральной раде. Они категорически отрицали необходимость создания собственных силовых структур. Под влиянием выступлений В. Винниченко съезд принял резолюцию «Об украинской народной милиции»: украинская армия после войны должна стать «армией народа (народной милицией), единственной целью которой будет охрана интересов и прав народа».

На съезде Михновский был избран в состав Украинского генерального войскового комитета (УГВК) .

Когда же через несколько дней после обнародования II Универсала «полуботковцы» сформировали из добровольцев ещё одну часть, которая провозгласила себя Вторым украинским имени гетмана Павла Полуботка казачьим полком, эти действия не были признаны ни Временным правительством, ни Центральной радой . Последнюю крайне испугало появление в Киеве «самостийницкого» войска. Владимир Винниченко посетил полк и призвал солдат вернуться в свои части и отправиться на фронт. УГВК дал распоряжение интендантской службе приостановить поставку продовольствия, мундиров, оружия.

Результат оказался прямо противоположным: полуботковцы попытались осуществить военный переворот с целью провозглашения независимой Украины. Существовал план восстания , очевидно, разработанный самим Михновским, рискованный и в должной мере авантюристский. В ночь с 3 на 4 июля полк вышел из казарм, и захватил арсенал и центральную часть Киева . Но выступление не поддержала Центральная Рада , которая ещё надеялась получить украинскую автономию политическим путём. 6 июля повстанцы сложили оружие, часть из их была арестована. Военная прокуратура начала следствие, которое продолжалось вплоть до октября.

Прямых доказательств участия Николая Михновского в восстании не было. Его задержали, хотя следствие против него не велось. Небезопасного конкурента, «авантюриста», Центральной Раде надо было убрать из Киева . По просьбе Владимира Винниченко и Симона Петлюры военные под охраной жандармерии отправили его на Румынский фронт для прохождения службы. Точно так же, на фронте или в военных тюрьмах, оказалось и много других сторонников Михновского.

«Полтавский период»

На Румынском фронте Николай Михновский пребывал до Октябрьского переворота . На Украину он вернулся поздней осенью 1917 года , поселился на Полтавщине, где Лубенское земство его быстро выбрало мировым судьёй . В то время в регионе набирала силы новая политическая организация - Украинская демократическо-хлеборобская партия (УДХП), единственная неосоциалистическая партия Украины. Её основателями были давние друзья Михновского - братья Владимир и Сергей Шеметы и известный историк и политический деятель Вячеслав Липинский . УДХП отстаивала государственную независимость Украины, республиканский государственный строй с возглавляемым страной Президентом и представительской властью Партия выступала за ликвидацию помещицких владений, но о отличие от эсеров , сохраняла возможность наличие частной собственности, и ориентировалась на мощное фермерское хозяйство. Николай Михновский начал склоняться к монархическому принципу организации власти на Украине, и теперь, отбросив в сторону социалистические иллюзии, связывал будущее Украины с реализацией демократическо-хлеборобской программы. Он ушёл в деятельность УДХП, надеясь расширить её влияние на всю Украину.

Участие в гетманском движении

Про эти события Скоропадский вспоминал так:

Возвращение в Киев

В 1924 году Николай Михновский вернулся в Киев , где был арестован органами НКВД . Сложно сказать, как велось следствие, было ли вообще открыто дело Михновского. Известно лишь то, что через несколько дней допросов он был освобождён.

Уже на следующий день, 3 мая 1924 года случилась трагедия : Николая Михновского нашли повешенным в саду Владмира Шемета. Среди украинской общественности и учёных долгое время длилась дискуссия по поводу причин смерти известного политического и общественного деятеля. Так, долгое время существовала версия, что смерть Михновского - дело рук НКВД. Однако эту версию опровергает свидетельство Ждана Шемета - сына Владимира Шемета, у которого проживал свои последние дни Михновский. В 1998 году Ждан Шемет впервые засвидетельствовал , что его отец нашёл в кошельке покойного записку с таким текстом:

«Хочу умереть своей смертью. Как в пословице: туда крутись, и сюда вертись, однако одинаково в голове смерть . Передайте мой привет тем, кто меня помнит. Ваш Коля».

В то время прошло уже два года, как на Украине установилась советская власть . Николай Михновский, который отдал более 30 лет жизни своей пятидесятилетней жизни борьбе за независимость Украины, с жалостью подводил черту под жизнью. Автор труда «Самостийна Украина - от Сана до Кавказа », который призвал к жизни тысячи борцов за независимость , и тем самым толкнул их на неминуемую смерть , вернувшись из Кубани в Киев, в полной мере осознал крах собственных идеалов, надежд и мыслей.

Украинская эмигрантская (и гетманская)

Николаи Михновский - идеолог и лидер самостийницкого течения украинского движения конца XIX - начала XX в., яркий и противоречивый политик, остался непонятным и недооцененным современниками. Лишь в независимой Украине стало возможным вернуть это незаслуженно забытое имя, ознакомить современников со взглядами неординарного украинского деятеля.

Рост национального самосознания украинской наций в конце XIX в. привел к размежеванию интеллигенции. Старшее поколение отдавало предпочтение в решении «украинского вопроса» культурно-просветительскому делу4, его требования сводились к умеренным реформам, которые бы отменили национально-культурные ограничения для украинцев в Российской империи. Революционную молодежь привлекали социалистические идеалы. Она считала, что национального освобождения можно достичь посредством освобождения социального, путем совместной борьбы с другими нациями против существующего в России социального порядка. Неожиданно в украинском движении появилось совсем новое течение. Его основал молодой человек, студент, отважно и открыто бросивший «безумный» на то время призыв к государственной самостоятельности украинской наций. Он смело начал заявлять, что путь борьбы за обретение государственной самостоятельности является единственным путем, на который должен ступить украинский народ. Этим человеком был Николай Иванович Михновский.

Николай Михновский родился в семье сельского священника в селе Туровка Прилукского уезда на Полтавщине в 1873 г. Его детство прошло в крестьянском окружении, среди живописной украинской природы, народных песен, сказаний и дум. Мировоззрение детей формировалось под влиянием отца, который воспитывал их в «самостийницком» духе. В старинном роде Михновских, корни которого прослеживаются еще с XVII в., воспитывалось уважение к славному и драматичному прошлому

Окончив Прилукскую гимназию, Николай в 1890 г. поступил на юридический факультет Киевского университета и уже первокурсником приобщился к украинскому делу, стал членом «Молодой громады». Но культурологическая, аполитичная деятельность его не удовлетворяла. Радикально настроенный юноша искал единомышленников и в 1891 г. вступил в тайную студенческую организацию. Первая украинская национальная организация с отчетливо политическими целями была основана группой студентов Харьковского и Киевского университетов, которые летом 1891 г. занимались статистической переписью на Черкасщине, неподалеку от могилы Т. Шевченко. Именно там четверо молодых людей сложили присягу на верность Украине и основали тайное политическое общество, назвав его «Братством тарасовцев».

Михновский, хотя и не был в числе основателей, вскоре стал идеологом и предводителем братства. Именно он, студент-юрист, занимался разработкой идеологической платформы, известной под названием «Credo молодого украинца». «Братство тарасовцев» провозгласило своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неделимую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, вольную среди вольных, без пана и без хама, без классовой борьбы, федеративную внутри». Далее речь шла о путях достижения поставленной цели: «Наше поколение должно создать свою украинскую национальную идеологию для борьбы за освобождение нации и" создание своего государства... Будем жить своим умом, хотя бы он был и неотесанным, мужицким, так как иначе мы свою нацию никогда не освободим. В отличие от московского революционного интернационализма и социализма, наш путь идет по линии индивидуализма и революционного национализма».

Михновский отчаянно бросился в борьбу против всех и вся за распространение своей веры. Это были выступления человека другого мировоззрения, совсем тогда не модного и большинством украинских деятелей не признанного. И хотя пропаганда «тарасовцев» не имела заметного успеха, все же по всей Украине появлялись одиночные единомышленники, разделявшие взгляды молодых «самостийников», причем не только среди молодежи, студентов, а и крестьян, мещанства, интеллигенции. Организация прекратила существование в 1893 г., после того, как часть «тарасовцев» была арестована, другая - выслана в села.

Михновскому посчастливилось избежать ареста. Он закончил обучение, начал работать в одной из адвокатских контор Киева. Вместе с тем не оставлял общественной деятельности. В 1897 г. съездил во Львов, установил тесные взаимоотношения с западноукраинскими деятелями, закупил значительное количество запрещенных изданий, в. том числе произведения Драгоманова и Франко. Полиция считала его «крайним по убеждениям украинофилом с грубыми и крайне несимпатичными приемами и формами и направлением безусловно антиправительственным».

В 1899 г. Михновский переехал в Харьков из-за личной драмы: влюбившись в жену своего начальника, он вместе с ней должен был оставить Киев. Но родители были против, брак не сложился, и Михновский так и остался неженатым. Он занялся адвокатской практикой, открыл собственную контору. Энергично и быстро завоевал авторитет среди украинской общественности Харькова. Уже в начале 1900 г. студенческая община под его руководством устроила в русифицированном Харькове праздничный концерт, посвященный 100-летию «Энеиды» И. Котляревского. 19 и 26 февраля 1900 г. он, выступая перед участниками шевченковских праздников в Полтаве и Харькове, призвал к вооруженной борьбе за права украинского народа. Участники собрания встретили этот призыв скептически, но были и молодые слушатели, слушавшие его восторженно.

Именно в это время в Харькове была основана Революционная украинская партия (РУП) - первая украинская партия в Поднепровской Украине. Её лидеры предложили Н. Михновскому обобщить свои идеи в отдельной брошюре. Она появилась в том же году под названием «Самостийная Украина». Значительную её часть составлял экскурс в историю русификаторской великодержавной политики царизма. Автор считал необходимым и правомерным возврат к статусу Украины, существовавшему на основе Переяславского трактата 1654 г. С позиций международного права он блестяще проанализировал отношения Украины с Россией, которые должны были стать конфедеративными, но были со временем односторонне нарушены Россией. Это давало право Украине на отказ от союза с Россией и возвращение статуса самостоятельного государства. Некоторое время «Самостийная Украина» считалась программой РУП, но подверглась острой критике, поскольку не содержала социальной программы, тогда как члены РУП тяготели к социализму.

В ответ на распространение в обществе марксистских идей, равнодушных к национальным нуждам порабощенных наций, Михновский развернул энергичную деятельность по консолидации приверженцев идеи независимости. В конце 1901 - начале 1902 гг. была создана Украинская народная партия (УНП), провозгласившая целью борьбу за независимость Украины. Н. Михновский был её основателем и главным идеологом, автором программы УНП и других партийных изданий, которые долгое время оставались основополагающими для многих поколений украинских националистов.

Наибольшее распространение получил своеобразный манифест «самостийников» «Десять заповедей УНП», написанный в 1903 г. и широко известный в Украине и за границей. «Десять заповедей УНП» - один из основных документов «самостийницкого» движения, созданный Н. Михновским. «Мы боремся против чужеземцев не потому, что они чужеземцы, а потому, что они эксплуататоры», - объяснял он свою позицию. Таким образом, национализм Михновского носил в большей степени оборонительный, защитный характер. Он был противодействием, ответом государственному шовинизму господствующей нации. Характерно, что такого мнения придерживались даже большевики, лидер которых В. Ленин утверждал, что необходимо различать национализм нации угнетаемой и нации господствующей. Национализм первой несет в себе положительный заряд борьбы за национальное освобождение и может быть оправдан.

Несмотря на свою немногочисленность, «самостийники» упрямо искали пути к сердцам широких масс, используя подчеркнуто демонстративные и даже эпатажные формы и методы влияния. Это делалось с единственной целью: пробуждать национальное сознание, развивать чувство причастности к великому народу со славным прошлым, обратить как можно больше украинцев к идее самостоятельности Украины. Эти идеи Н. Михновский популяризировал в газетах, которые основывал с неистощимой энергией вопреки всяческим административным запретам: «Самостийная Украина» (1905 г.), «Земледелец» (1905 г.), «Запорожье» (1906 г.). «Слобожанщина» (1906 г.), «Сноп» (1912-1913 гг.).

Н. Михновский стремился использовать все имеющиеся возможности для агитационной работы. Его усилиями в 1909 г. было создано «3-е Харьковское общество взаимного кредита». Эту организацию полиция расценивала как «легальное прикрытие группы украинцев», обсуждающих политические вопросы. В 1912-1913 гг. он активно сотрудничал в харьковском Обществе им. Г. Квитки-Основьяненко. Полиция небезосновательно подозревала Михновского и других членов УНП в использовании общества для пропаганды «самостийницких» взглядов.

В своем стремлении дойти до народных масс, широких слоев украинской интеллигенции «самостийникам» приходилось преодолевать сопротивление не только царской бюрократии и русифицированной культурной элиты. Как и прежде, они сталкивались с непониманием, а то и открытой неприязнью со стороны и социалистических, и либеральных украинских деятелей. Все тогдашние авторитеты были их оппонентами. М. Грушевский видел в Михновском человека «со способностями и еще больше амбициями, с сильной расположенностью к авантюризму, интриге и демагогии»; С. Петлюра подвергал его критике на страницах газеты «Украина», обвиняя в «ограниченности и узости»; В. Винниченко в одном из своих ранних юмористических рассказов «Умеренный» создал непривлекательный образ «самостийника» Данила Нетронутого, в котором легко можно было узнать черты Н. Михновского. Вне круга своих единомышленников Михновский оставался нежелательной, непонятной и даже опасной особой. Глухая непроницаемая стена окружала его. От этого легко было впасть в отчаяние, отказаться от своих идеалов и перейти на позиции «умеренного украинства». Но не таким был Николай Михновский.

Совсем по-иному воспринимали его друзья и единомышленники. Один из них, В. Евтимович, так характеризовал его: «Николай Михновский - это украинская стихия, лишь усвоенная сильным и благородным интеллектом. Он был высокообразованным и опытным юристом,., тонким психологом,.. выдающимся организатором, блестящим оратором, талантливым публицистом, умным и тактичным вождем, милитаристом по интуиции, хорошим знатоком нашего прошлого, исторического и бытового, революционером, как тип человека способного на решительное действие. Воспитанный на хорошей украинской традиции, в украинском селе, Н. Михновский был прекрасным образцом украинской расовой культуры, украинским аристократом в подлинном значении этого понятия».

С началом Первой мировой войны Н. Михновский находился на фронте, позже служил в должности поручика в Киевском военном окружном суде. В новых обстоятельствах у него появилась идея заложить основы будущей украинской армии. Он считал, что каждый воин русской армии, являющийся украинцем, должен считать себя воином будущей украинской армии.

С началом Украинской революции 1917 г. Михновский проявил просто вулканическую энергию, направив спой пропагандистский опыт и организаторские способности на военную деятельность. По его инициативе, в Киеве в марте 1917 г. состоялись три военных вече, последнее из которых утвердило решение о формировании Первого украинского наемного полка им. гетмана Богдана Хмельницкого.

16 марта было создано общество «Украинский военный клуб им. гетмана Павла Полуботка» во главе с Н. Михновским. В тот же день военное совещание Киевского гарнизона после доклада Михновского избрало Украинский военный организационный комитет и постановило немедленно приступить к организации собственной национальной армии. Своей задачей комитет провозгласил украинизацию русской армии, т. с. формирование в её составе украинских частей; создание в частях армии украинских общественных военных организаций; немедленную организацию первого украинского полка. Об этом Н. Михновский говорил в своей эмоциональной речи во время украинской манифестации 19 марта в Киеве.

О деятельности Украинского военного организационного комитета Н. Михновский докладывал на Украинском Национальном конгрессе (6 апреля 1917 г.). К тому времени комитет вел переговоры с командованием российской армии о формировании двух украинских бригад. Конгресс избрал его членом Центрального Совета от «Украинского военного клуба им. гетмана Павла Полуботка». На I Всеукраинском военном съезде (5-8 мая 1917 г.) Н. Михновский вошел в состав Украинского генерального военного комитета (УГВК) - высшего военного учреждения в Украине.

Социалистическая национальная демократия Украины отрицательно относилась к идее создания собственной армии, надеясь, что в «крайнем случае» народ сам соберется в «народную милицию». Поэтому среди руководства Центральной Рады росло недоверие к Н. Михновскому, популярность которого в армии возрастала с каждым днем. Об этом, в частности, свидетельствуют высказывания главы Совета М. Грушевского, который называл агитацию Н. Михновского за украинское войско «национал-фашистской». Ощущая недоверие со стороны лидеров украинского парламента, Михновский вышел из УГВК, где фактически был лишен возможности влиять на выработку политической линии.

Но «самостийники» не сдавались. В июне 1917 г. они сформировали военную часть, которая провозгласила себя Вторым украинским им. гетмана Полуботка казачьим полком. Полк не был признан ни российской властью, ни Центральной Радой. Последнюю напугало появление в Киеве «самостийницкого» войска. В. Винниченко посетил полк и призвал солдат вернуться в свои части и отправиться на фронт. УГВК отдал распоряжение интендантской службе прекратить снабжение этого формирования продовольствием, обмундированием, оружием.

Результат оказался прямо противоположным: «полуботковцы» прибегли к попытке военного мятежа с целью провозглашения независимой Украины. Существовал план восстания, очевидно,- составленный самым Михновским, рискованный и в определенной степени авантюристичный. В ночь с 3 на 4 июля полк вышел из казарм, захватил арсенал и часть центра Киева. Но выступление не поддержала Центральная Рада, которая еще надеялась добиться украинской автономии политическим путем. 6 июля повстанцы сложили оружие, часть их была арестована. Военная прокуратура начала следствие, которое длилось до октября.

Прямых доказательств участия Михновского в восстании не было. Он был задержан, хотя следствие против него не велось. Опасного конкурента, «авантюриста» Центральной Раде необходимо было выдворить из Киева. По просьбе В. Винниченко и С. Петлюры военные под охраной жандармерии отправили его на Румынский фронт для прохождения службы. Там же, на фронте или в военных тюрьмах, оказалось много других «самостийников».

В Украину Михновский вернулся поздней осенью 1917 г., поселился на Полтавщине, где Лубенское земство вскоре избрало его мировым судьей. Как раз тогда на Полтавщине набирала силу новая политическая организация - Украинская демократическая земледельческая партия (УДХП), единственная несоциалистическая партия в Украине. Её основателями были давние друзья Михновского братья В. и С. Шеметы и известный историк и политический деятель В. Липинский. УДХП отстаивала государственную самостоятельность Украины, республиканское государственное устройство во главе с президентом и представительской властью. Партия выступала за ликвидацию помещичьих латифундий, но, в отличие от эсеров, сохраняла частную собственность на землю, ориентируясь на крепкое фермерское хозяйство. Михновский, отбросив социалистические иллюзии, теперь связывал будущее Украины с реализацией демократически-земледельческой программы. Он окунулся в деятельность УДХП, стремясь распространить её влияние по всей Украине.

Новая страница его биографии началась после переезда в Киев, уже оккупированный немецкой армией. УДХП, выступавшая с острой критикой политики Центральной Рады, поддержала государственный переворот 29 апреля 1918 г. Тем не менее, отношения с гетманом П. Скоропадским оказались непростыми: УДХП предлагала назначить своего представителя Н. Михновского премьер-министром, и хотя гетман благосклонно относился к партии, её представителю он предложил лишь рядовую должность «бунчужного товарища», т. е. своего личного советника. Амбиционный Михновский, конечно, отказался. Вместе с УХДП он встал в оппозицию к гетманскому режиму.

Н. Михновский приложил много усилий, чтобы трансформировать гетманский политический режим в подлинно украинскую власть. Он был автором ряда документов, содержавших критику состава правительства и его политики, входил в делегации, которые обращались к немецкой оккупационной власти.

Не доверяя социалистам, Михновский, как и все земледельцы-демократы, не поддерживал идеи массового антигетманского восстания. Когда же оно началось и развернулась борьба между республиканскими войсками С. Петлюры и остатками гетманских формирований, был среди тех, кто выступал за примирение сторон, образование коалиционного украинского кабинета при сохранении гетманата. С таким предложением в Одессу к командованию экспедиционных войск Антанты отправилась украинская делегация во главе с С. Шеметом. Предполагалось, что союзники помогут в примирении сторон. Одновременно Михновский с той же целью выехал в Харьков, где находилось одно из лучших формирований республиканских войск - Запорожский корпус. Но обе миссии закончились провалом.

Отношение Михновского к Директории было резко негативным. Он предполагал, что социалистический режим своей экстремистской политикой приведет к дальнейшей анархии в сельском хозяйстве и промышленности, развалу административного аппарата, разложению армии и сделает Украину бессильной перед большевистской Россией. В конце 1918 - начале 1919 гг. положение УНР стало критическим. «Необходимо что-то делать! Иначе - конец Украине! Государство наше погибнет», - заявил на совещании руководства УДХП Михновский. Хлеборобы-демократы разработали отчаянный план устранения Директории от власти. Он состоял в том, чтобы с помощью двух наиболее боеспособных соединений украинской армии - Запорожского корпуса атамана П. Болбочана и корпуса украинских Сечевых стрельцов полковника Е. Коновальца установить в Украине военную диктатуру. «Необходимо ехать к Болбочану. Единственная надежда на него», - таким было решение УДХП.

Преисполненный решимости и надежд, Михновский не догадывался, что миссия к П. Болбочану станет его последней политической акцией. Запорожский корпус он застал уже в Кременчуге. На следующий день по приказу Петлюры Болбочан был арестован. Михновский заболел тифом и попал в больницу. Когда в город ворвались большевики, его арестовали, тем не менее, вскоре освободили по просьбе местной интеллигенции. Даже кое-кто из большевиков помнил его выступления на судебных процессах в защиту крестьян. Позже Михновский поддерживал контакты с атаманом Н. Григорьевым. По некоторым сведениям, ему принадлежало авторство главных воззваний, с которыми атаман обращался к украинскому крестьянству.

Тяжелая болезнь подорвала здоровье Н. Михновского. Вдобавок он был полностью исключен из политической жизни. Некоторое время жил на Полтавщине, в 1920 г. оказался в Новороссийске, откуда безуспешно пытался эмигрировать. Деникинцы отказали ему в визе «как известному непримиримому врагу России». Четыре года Михновский жил на Кубани, работал учителем, затем - в органах кооперации. В 1924 г. вернулся в Киев, где был арестован. Трудно сказать, как велось следствие и было ли вообще открыто «дело Михновского». Известно лишь, что после нескольких дней допросов он оказался на свободе. Но уже на следующий день, 3 мая 1924 г., случилась трагедия: Н. Михновский был найден повешенным в саду дома, где снимал квартиру. Что это было - убийство или самоубийство? Ответа нет, но есть аргументы в пользу обеих версий.

Судьбу Н. Михновского тяжело назвать счастливой. Всю жизнь ему приходилось отстаивать идеи, которые большинство не воспринимало. Всю жизнь он был обречен идти «против течения». Делал это горячо, бескомпромиссно, настойчиво. Отличался неуступчивым, упрямым характером. Приобрел стойкую репутацию сложного человека, с которым тяжело общаться. Был раскритикован, осмеян, отвергнут. Чрезвычайная требовательность сужала круг его друзей: близким становился лишь тот, кто разделял политические взгляды. Оставил совсем небольшое по объему наследие, - вся его публицистика, политологические статьи и программные документы могли бы составить один небольшой том. А составили они целую эпоху в истории украинской общественно-политической мысли.

Выдающийся украинский общественно-политический деятель, основоположник и идеолог украинского национализма Николай Михновский навеки обеспечил себе почетное место в истории Украины.