Общероссийская олимпиада по православной культуре. Задания Олимпиады по ОПК – проверь себя

Школьный тур нашей юбилейной Х общероссийской олимпиады «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!» проходит в очной форме на местах.

Консультация по организации и проведению школьного тура для организаторов олимпиады (4-11 классов) состоится 11 сентября 2017 года в 15:30 в ИМЦ Приморского района (Омская д. 17) каб. 321.

Ответственный от школы учитель подает заявку на нашем сайте, скачивает задания в Личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.

В 2017–2018 учебном году задания олимпиады Школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-х классов, 2) для учащихся 5-х классов, 3) для учащихся 6-х классов, 4) для учащихся 7-х классов, 5) для учащихся 8-х классов, 6) для учащихся 9-х классов, 7) для учащихся 10–11-х классов. Учащиеся 4-х классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с Графиком проведения олимпиады.

Школьный тур олимпиад носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам, независимо от модуля, изучаемого ими в рамках ОРКСЭ, будет полезно выполнить данную работу.
Темы олимпиад 2017-2018 учебного года: ОСНОВНАЯ ТЕМА: «Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем...: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого». Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству. Юбилей: 2017 год – 200-летие со дня рождения графа А.К. Толстого; 2018 год – 160-летие со дня рождения Великого Князя Константина Константиновича Романова.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА: «Царский Крым» (Крым при Романовых). Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

Юбилей: в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II. Красной нитью в заданиях всех туров олимпиады пройдет также тема XXVI международных образовательных Рождественских чтений «Нравственность и будущее человечества».

Еще раз пройдем школьный этап по шагам.

Шаг 1. Представитель школы (учитель, завуч, директор, но не ученик) подает заявку на сайте opk.pravolimp.ru/documents. Возможные трудности при подаче заявки: Вы не смогли найти Вашу школу в нашей базе школ. Рекомендуем прочитать специальные новости: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы. Поиск школы в базе школ на сайте.

Шаг 2. Заявка подана. Получаем в Личном кабинете: задания в формате word и pdf; ключи; бланки дипломов 3-х степеней без печатей (печать и подпись ставит школа, так как тур школьный).

Несколько слов о личном кабинете: Личный кабинет - это надпись в самой верхней строчке сайта справа желтыми буквами «Личный кабинет». Чтобы войти в него, надо нажать на эту надпись. Необходимо выбрать закладку ОПК. У каждого тура есть запись «раскрыть/скрыть подробности». Соответственно, нажав на нее, вы увидите указанные выше материалы к этому туру. Если нажмете на ссылку «раскрыть/скрыть подробности» еще один раз, они скроются (это сделано для удобства работы с различными турами в личном кабинете). Подробнее о том, как выглядит Личный кабинет можно прочитать и посмотреть в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы

Что делать с заданиями в Личном кабинете?

Скачать, распечатать по числу участников и провести тур олимпиады. Распечатать задания в формате word можно необходимым для учащихся шрифтом. Затем по ключам проверить работы и загрузить на сайт результаты. Загрузка результатов - в Личном кабинете. Загружать результаты удобнее с помощью Excel файла; подробнее о том, как это сделать, можно прочитать в п. 4 в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы

Зачем закачивать списки участников на сайт:

  • чтобы школьники могли получить сертификат участника общероссийской олимпиады;
  • чтобы учителя, проводившие туры в своих классах, и администрация школы могли получить благодарственные письма;
  • чтобы школьники, показавшие хорошие результаты, могли принять участие в последующих турах олимпиады.
Как проводить тур в классе, кому предлагать задания и сколько времени давать на выполнение заданий школьного тура?

Мы считаем, что лучше всего проводить олимпиаду среди учащихся ВСЕЙ школы, независимо от того, изучали они этот предмет или нет. Ребята, даже если не знают ответов, по итогам олимпиады узнают что-то новое о культуре и истории нашей страны. Оптимальное время для проведения школьного тура - 45 минут.

Как определять дипломантов школьного тура?

Для тех участников (победителей и призеров школьного тура), которые захотят принять дальнейшее участие в муниципальном туре, школьный тур завершится 10 ноября! После этого нельзя будет загружать списки участников.

Что делать после завершения школьного тура?

В конце октября появится новость о муниципальных турах. Муниципальный тур стартует - 15 ноября и завершится 15 декабря!

В муниципальном туре могут участвовать победители и призеры школьного тура, и только те школы, которые провели школьный тур и загрузили результаты на сайт.

Дополнительную нформацию смотрим на сайте

Стартовал школьный тур ХI Общероссийской олимпиады «Основы православной культуры», сообщает Патриархия.ru .

Олимпиада «Основы православной культуры» ежегодно входит в список предметных олимпиад школьников РСОШ по предметам «История» и «Теология». По результатам экспертизы материалов первой олимпиады, которая проводилась общероссийским Советом олимпиад, православной олимпиаде присвоен второй уровень. Это единственная конфессиональная олимпиада среди предметных олимпиад.

Олимпиаду «Основы православной культуры: "Русь святая, храни веру Православную!"» с 2008 года проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Мероприятие проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Министерства просвещения Российской Федерации, Российского союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Фонда президентских грантов.

В олимпиаде на добровольной основе могут принять участие учащиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за ее пределами.

Олимпиада проводится по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Ежегодно в ней принимают в ней участие более 350 тысяч участников из 10 тысяч школ (каждой пятой школы) России, представляющих 80 регионов.

Школьный тур проходит в очной форме на местах. Ответственный от школы учитель регистрируется на сайте http://opk.pravolimp.ru , подает заявку, скачивает задания в личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.

В 2018-2019 учебном году задания олимпиады школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-5 классов, 2) для учащихся 6-7 классов, 3) для учащихся 8-9 классов, 4) для учащихся 10-11 классов.

Учащиеся 4 классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с графиком проведения олимпиады.

Учащимся 4-5-х классов по модулю «Светская этика» предлагается провести два тура: школьный (осенний) с сентября 2018 года по январь 2019 года и муниципальный (весенний) тур — в марте 2019 года.

Темы олимпиады 2018-2019 учебного года:

  • «Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси

Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.

  • «Славянский мир в эпоху святых Кирилла и Мефодия»

Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах — прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства, увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

  • «Молодежь: свобода и ответственность».

Более подробная информация представлена на

12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.

Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:

  1. Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
  2. В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
  3. Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …». А какими словами она заканчивается?
  4. Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
  5. Кто эта святая и как называется праздник?
  6. Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
  7. В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: “Се человек!” Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
  8. В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).

9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?

«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:

Благоверного великого князя Московского ________________________________(1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

Преподобного ___________________________________(1360-1-я пол. Х V в.), постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе _______________________.

Преподобного _________________________________(1470-1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

Митрополита Московского и всея Руси ____________________________(1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его церковная деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.

Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.

Блаженную _________________________________________________(Х VIII – нач. XIX в.) Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.

Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

Епископа ________________________________________________(1815-1894). Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность»

Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».

10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?


24 апреля 2018 года в ПСТГУ прошла торжественная церемония закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (ОПК). В 2017-2018 учебном году в олимпиаде, включающей три тура, приняли участие около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 80-ти российских регионов, а также дети из Беларуси, Литвы, Казахстана и посольских школ Италии, Гвинеи, Бангладеш, Люксембурга.


Накануне, 23 апреля, в Главном здании Свято-Тихоновского университета прошел суперфинал олимпиады, на который приехали победители и призеры региональных туров олимпиады - 190 учащихся 4-11 классов из 33 российских субъектов РФ. Школьники выполняли комплекс заданий. В этом году он состоял из эссе на тему «Радость человеку - благотворительность его» (Притч. 19, 22), образовательного квеста «Знатоки православной культуры» и проектно-исследовательской работы, содержавшей задания на внимательность: ребята отвечали на вопросы из истории Епархиального дома и жизни новомучеников и исповедников Российский.

Для 90 педагогов, сопровождавших учеников, организовали практический семинар по основам подготовки базовых заданий общероссийской олимпиады школьников ОПК. Мероприятие провела кандидат педагогических наук, председатель центральной методической комиссии олимпиады, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе Антонина Агеева.

По ее словам, в ходе семинара рассматривались типы базовых заданий, методика составления, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет.


На официальной церемонии закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», состоявшейся в Соборной палате, с приветственным словом выступил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв. «Всё меняется вокруг, а Олимпиада наша по милости Божьей действует. В этой внутренней устойчивости есть свидетельство её доброкачественности, жизнеспособности и востребованности. Это говорит о том, что она отвечает важным, глубоким духовным запросам нашей страны, нашего общества, наших школ, наших детей», - отметил протоиерей Владимир.

По итогам юбилейной олимпиады школьников «Основы православной культуры» абсолютным победителем стал Валентин Мекрюков. Ученик 9 класса СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов из города Сосновый Бор Ленинградской области набрал 149 баллов из 150 возможных.

Валентин участвует в олимпиаде уже в четвертый раз. В прошлом году был вторым, теперь победил. «Нужно очень много читать, решать задачи, которые интересны тебе самому. Причем книги могут быть совершенно разными. Это расширяет кругозор, эрудицию и очень сильно помогает», - поделился рецептом успеха Валентин Мекрюков.

Самому младшему участнику олимпиады - Николаю Романову из гимназии № 1 города Брянска, удалось заработать 134 балла. Он первенствовал среди 4 классов. Николай ходит в воскресную школу и считает, что это и помогло ему победить.


На олимпиаде каждое задание проверяется по ключам и дает определенное количество баллов, пояснила председатель центральной методической комиссии олимпиады Антонина Агеева.

«Ребенок может выполнить задание, но при этом ответить не на все вопросы, а значит, ему зачисляется только часть баллов. Те дети, которые знают тему лучше или читают задание внимательнее, соответственно отвечают на большее количество вопросов. Кроме того, ребята выполняют разные виды работ: отвечают на вопросы, пишут эссе, участвуют в интеллектуальных играх и проектах. В итоге все эти баллы суммируются, и таким образом формируется личный рейтинг участника», - говорит она.

По мнению заместителя руководителя Отдела образования Пермской епархии Елены Марининой, такую олимпиадную форму легче воспринимают учителя светских школ. «Это для них близко и знакомо, поэтому они откликаются на эту форму. И получается, что тот, кто включился в это движение, из него уже никуда не выходит. Они из года в год участвуют и привлекают друг друга», - подчеркнула она.

«Для нас олимпиада очень важна, потому что Пермский край - особенный регион. У нас всегда было сложно с преподаванием основ православной культуры в силу разных причин, в том числе и исторических, - отметила Елена Маринина. - Сейчас у нас 14% школьников в светских школах выбирают предмет «Основы православной культуры». Прошло всего два года, как мы работаем на этом поприще».

В этом учебном году более 4 тысяч школьников стали победителями и призерами олимпиады. Помимо призов и грамот они получат существенные льготы при поступлении в российские вузы по профильному предмету или направлению высшего образования («История» или «Теология»).

Как рассказала руководитель оргкомитета олимпиады, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Татьяна Владимировна Склярова, вот уже более 25 лет педагогический факультет разрабатывает образовательные программы, основанные на лучших стандартах мировой академической науки и нравственных религиозных ценностях, придавая особое внимание формированию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания курса «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

По словам Татьяны Скляровой, педагогическим коллективом в рамках работы над олимпиадой была создана уникальная методическая база, включающая более четырех тысяч тестовых заданий, издано 17 учебно-методических пособий, было проведено порядка 100 проектных работ и 200 очных мероприятий. «В 2017-18 учебном году, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, реализована разработка Концепции и Программы предмета «Православная культура» на уровне общего образования с 5 по 9 класс», - добавила она.

За 10 лет олимпиада стала самым масштабным просветительским проектом Русской Православной Церкви. Она охватила 82 российских региона, страны ближнего и дальнего зарубежья, в проекте приняли участие 2 711 397 школьников с 4 по 11 класс. С Олимпиадой сотрудничает каждая пятая школа России, 700 управлений образования страны, 60 региональных организаторов от имени Департаментов и Министерств образования, более 12 000 педагогов-волонтёров проводят на местах отборочные туры. Олимпиада входит в список предметных олимпиад школьников по профилю «Теология» и «История», имеет второй уровень по оценке Российского совета олимпиад школьников.

6 февраля 2016 г. в Москве состоялись сразу две школьные олимпиады, организованные ПСТГУ - Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры и Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос». В 2016 году четыре олимпиады, организованные ПСТГУ, дают возможность 300 000 школьников из 57-ми регионов России принять участие в конкурсах почти по полутора десяткам гуманитарных и естественнонаучных предметов. Победители получат дипломы, государственные премии «В поддержку талантливой молодежи» и льготы при поступлении в профильные вузы. Но самое главное, добрая воля школьников-участников православных олимпиад станет залогом будущей жизни Церкви, убежден ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

В солнечный воскресный зимний день в московском Свято-Тихоновском университете очень живая атмосфера - Николо-Кузнецкий университетский храм и территория вокруг него полна школьниками всех возрастов. Они приехали из Москвы и со всех концов России для участия в очных турах православных интеллектуальных олимпиад. Одни общаются друг с другом, другие молятся и ставят свечки перед иконами. Они прошли регистрацию участников и все ждут общей молитвы и приветственного слова ректора Университета протоиерея Владимира Воробьева.

Четыре православные Олимпиады ПСТГУ в 2015-2016 учебном году – 300 000 участников

В 2016 году региональные туры Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры проходят в 57 регионах России. Заключительные региональные туры, получившие статус Открытых проходят в Москве и Екатеринбурге. Олимпиада по ОПК проводится 7-й год подряд. Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» проводится 11-й год. Обе олимпиады входят в просветительскую программу предметных олимпиад для учащихся всех форм общего среднего образования, которые с 2006 года ПСТГУ реализует по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при содействии Министерства образования Российской федерации, Совета ректоров России и при финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА».

Всего ПСТГУ организует четыре олимпиады. Кроме Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры (ОПК) http://opk.pravolimp.ru/ и «Аксиос» http://aksios.pravolimp.ru/ , есть также Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (ОВИО) http://ovio.pravolimp.ru/ , и «Олимпиада по основам религиозной культуры и светской этики для учащихся 4-5 классов» (ОРКСЭ) http://ucheba.pravolimp.ru/ .

В каждой из олимпиад участвуют тысячи учащихся. Так, в олимпиаде «Аксиос» приняло участие относительно немного - 3000 школьников, но это индивидуальная олимпиада, она ориентирована не на школы, а на каждого ученика отдельно. Количество участников ОПК и ОВИО значительно больше. В 2015-2016 учебном году суммарное число участников всех четырех олимпиад ПСТГУ составило 300 000 школьников. К сожалению, из-за демографического кризиса в России, количество участников несколько уменьшилось, тогда как в 2014 г. число участников олимпиад приближалось к полумиллиону человек. Таким образом, на сегодня, четыре олимпиады, организуемые ПСТГУ, входят в число крупнейших по числу участников негосударственных олимпиадных проектов в России.

Для сравнения, самая крупная государственная всероссийская олимпиада школьников в 2014 учебном году на всех этапах собирает более семи миллионов детей, или больше половины школьников в России, как утверждает министр образования Ливанов. Всего на сайте РСОШ зарегистрировано 71-а олимпиада, проводимая в России.

Всероссийская олимпиада «Основы православной культуры» - ежегодная олимпиада по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Основной целью олимпиады является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в области истории и культуры Православия.

Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» предлагает школьникам возможность участвовать в конкурсах почти по 14 профилям, таким как основы христианства, история России, обществознание, музыкальное искусство, история искусств, изобразительное искусство, математика, педагогика, социология, экономика, русский язык, церковнославянский язык, литература, английский язык, педагогика и социология.

По профилям олимпиады, включенным в Перечень Российского Совета олимпиад школьников (РСОШ), победителям присуждаются государственные премии «В поддержку талантливой молодежи». Победители и призеры олимпиады получат дипломы и могут претендовать на льготы при поступлении в вуз по профильному предмету или направлению высшего образования («Литература», «История» или «Теология»).

Участие в православных олимпиадах: «Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви»

Наконец наступает полдень, и отец Владимир выходит в центр храма, становится перед иконой святого покровителя Университета святителя Тихона и, окруженный детьми, запевает молитву «Царю Небесный», потом «Отче наш» и тропарь Патриарху Тихону «В годину тяжкую Богом избранный». Пение молитв подхватывает хор и дети.

В тяжкую годину коммунистических гонений на христианскую веру и Православную Церковь было невозможно себе представить, что когда-нибудь храмы будут полны детьми и молодежью, которые будут писать какие-то православные олимпиады, говорит отец ректор в своем приветственном слове к юным участникам двух школьных олимпиад. «Невозможно было и мечтать о том, чтобы дети изучали христианство, учились в православных школах, чтобы они могли задавать вопросы о христианской вере и получать на них ответы. Это было непредставимо»! Поэтому отцу Владимиру так особенно радостно видеть детей и молодежь в этом храме.

Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о гонениях на христиан, свидетелем которых был он сам, о темной эпохе советской власти, бывшей, вместе с тем, героической эпохой для Церкви, давшей много великих святых, таких же, какие были в первые века христианства. надежду, что участие в православных олимпиадах поможет в будущем сотням юных участников хранить твердую веру в Бога, исполнять заповеди Божии, учиться любви, верности, правде, знать и любить историю и культуру России.

«Мое поколение уходит. Еще немного - вы вырастете и станете на наше место. Я очень надеюсь, что сегодня среди вас, таких еще молодых, некоторые совсем еще небольшого роста - много будущих священников, много будущих матушек, будущих учителей, которые будут преподавать уже новому поколению детей закон Божий и учить их. Хочется, чтобы вы приняли эту эстафету, чтобы вы прикоснулись к духу наших святых подвижников, чтобы вы их полюбили и захотели идти тем путем, который они проложили ценой своей жизни. Это путь победный, путь добрый», - убежден отец Владимир Воробьев.

«А сегодня живете вы. И вы уже можете знать, кому вы обязаны своей церковной жизнью? Вы обязаны этим святым, этим вашим дедам, прадедам, которые отдали свою жизнь за веру в тюрьмах, лагерях, были расстреляны, были замучены, претерпевали пытки, голод, лишения, изгнания, умирали в тайге или казахстанских пустынях. Они стали семенем веры, которую вы сегодня получили, которая сегодня сеется в ваши сердца чудесным образом. Сегодня вы все являетесь плодом их подвига», - такие вдохновенные слова новому поколению сказал протоиерей Владимир Воробьев.

Очень важно, что молодежь сама добровольно приходит в Церковь, и участвует в олимпиадах, которые дают возможность посмотреть на мир с христианской точки зрения. «Это особенно важно – вместе поучаствовать, вместе порадоваться, поговорить, пообщаться, подумать, узнать что-то новое. Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви», - так объясняет цели проведения православных олимпиад для школьников протоиерей Владимир Воробьев.

«Посмотреть на обычные школьные предметы с точки зрения православия»

Ответственная за проведение олимпиады «Аксиос» Ирина Георгиевна Артамкина говорит о том, что отличие олимпиады Аксиос от множества других предметных олимпиад состоит в том, что она дает возможность «посмотреть на обычные школьные предметы с другого ракурса - с точки зрения православия».

По ее мнению, детям полезно участвовать в олимпиадах, потому что это «всегда дает стимул расширять и углублять свои знания». «Даже если участник не займет никакого места, но, придя домой, полезет в какую-то книгу, будет расспрашивать старших, чтобы узнать больше о предмете, то наша задача будет выполнена», - убеждена Ирина Георгиевна.

Значительный процент победителей и призеров олимпиад ПСТГУ, естественно поступают в Университет, хотя не все, конечно. «Я смотрела статистику, но меня интересовали результаты их дальнейшей учебы, и могу сказать, что, по результатам первой сессии они в основном находятся в первой четверти по успеваемости - это лучшие студенты», - утверждает Ирина Георгиевна. – «Я каждый год смотрю на выпускников - и часто вижу знакомые лица участников прошлых олимпиад, и некоторые из них получают красные дипломы», - говорит она.

Из самой Москвы в ПСТГУ приходит относительно мало участников, так как московские школьники перегружены разными олимпиадами. Если москвичи участвуют, то это либо дети, увидевшие объявление в храмах и пришедшие в ПСТГУ сами, либо дети из православных школ. «К нам чаще приезжают дети из других регионов России – от Урала до Калининграда, от Архангельской области до Крыма и Ставропольского края», - рассказывает Ирина Георгиевна Артамкина.

Важно то, что во множестве школ распространяется информация о ПСТГУ. Это помогает школьникам, которые даже если не будут участвовать в олимпиаде, но будут знать о возможности получить образование в Православном вузе по различным специальностям: «не только религиоведение и богословие, как многие думают, но и история, и филология, и социология, и педагогика». «Проучившись в нашем университете можно стать музыкантом, художником и даже математиком. Нужно только иметь желание быть полезным Церкви и Отечеству», - объясняет Ирина Георгиевна Артамкина.

Школьники в духовной школе

После молитвы и ректорского слова, детей из храма разводят по всем аудиториям Богословского факультета студенты ПСТГУ. Помогать в организации олимпиад для них это послушание – не только учебная, но и духовная практика, характерная для всех духовных школ. Студенты сопровождают участников, раздают задания, собирают ответы, смотрят, как они пишут, следят чтобы не списывали и раздают пирожные и шоколадки, чтобы дети смогли подкрепить свои силы, ведь несколько часов напряженной интеллектуальной работы требуют много энергии.

Дети готовились к олимпиаде несколько месяцев, чтобы ответить на вопросы о христианской вере, истории Церкви и истории России, по литературе, экономике, социологии и другим предметам. Теперь они могут проверить свои знания в соревновании друг с другом.

Вместе с тем, они погружаются в атмосферу крупнейшего в России гуманитарного православного университета. В каждой аудитории в красном углу стоят иконы. Со стен аудиторий на них смотрят c портретов Патриарх Тихон и новомученики. Студенты ПСТГУ, помогающие в организации олимпиады, пока дети пишут, читают Синодальный перевод Библии на русском языке. Может быть они тоже готовятся к заданию по Новому Завету на следующей неделе, а может быть просто молятся. Возможно, кого-то из школьников привлечет атмосфера духовной школы, и они захотят поступить сюда, когда придет время выбирать вуз.

Молодые люди сегодня имеют широкий доступ в интернет и получают много информации. Как их заинтересовать учением Церкви, культурой и историей России? Может ли древнее учение о благочестии и вечные догматы христианства конкурировать за внимание молодого поколения с морем информации со всего мира? Пример православных олимпиад показывает, что может конкурировать и стать инструментом в познании церковных истин, в получении знаний по истории России и о строении всего мира, созданного Богом. Хотелось бы, чтобы сбылись надежды отца Владимира Воробьева и всех организаторов олимпиад ПСТГУ, что все эти ранние детские впечатления помогли бы этим школьникам в будущем сохранить христианскую веру и верность Богу и Церкви, кому-то стать студентом ПСТГУ, кому-то прихожанином храма около своего дома, а всем вместе стать верными чадами Православной Церкви и нашей Родины.

Фото, текст Александр Филиппов