Путешествие веселого язычка Артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки на тему: "Путешествие язычка" Упражнения на повторение

Марина Коневская
Сказки «Путешествия Язычка»

Артикуляционная гимнастика это упражнения для развития органов артикуляции. Органами артикуляции называют губы, язык, нижнюю челюсть, они важны и необходимы для правильного звукопроизношения. Если выполнять упражнения сухо, не играя, то ребёнок быстро устанет. Ему это занятие быстро надоест. Поэтому, работая над развитием мышц артикуляционного аппарата, мы с ребятами «путешествуем » по разным местам. Например, ходим в зоопарк, в гости к кому либо, «едем» на море и так далее. Поверьте – это интересно! Параллельно совершенствуется умение строить предложения, составлять рассказы , придумывать сказки (совершенствуется и связная речь) . То есть учу, играя!

Когда начинается работа над развитием артикуляционного аппарата, мы знакомимся с главным героем всех наших путешествий и сказок , с мальчиком – Язычком . Он вместе со мной и моими воспитанниками совершает путешествия , рассказывает сказки и рассказы , играет от имени других героев. Все упражнения выполняем при условии зрительного контроля, глядя в зеркало.

Знакомство с мальчиком – Язычком .

Жил был мальчик - Язычок в домике , вокруг которого большой сад. В саду растут вкусные яблоки (большие и маленькие) . Выполняем упражнение «Яблочки» . Как – то утром проснулся наш Язычок и почувствовал запах блинов, обрадовался. Выполняем упражнение «Блинчики» . Встал, открыл окошко и посмотрел в одну сторону, затем в другую (движения языка влево и вправо, как в упражнении «Часики» ). Посмотрел на небо (поднимаем язычок вверх , опускаем вниз) там яркое солнышко и закрыл окно. Умылся, почистил зубки (соответствующее упражнение) и побежал на кухню, кушать вкусные мамины блины. Блины Язычок любит кушать с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье» ). Чай мама налила в любимую чашечку нашего мальчика (упражнение «Чашечка» ). Позавтракал малыш и пошёл гулять, вышел за забор (упражнение «Заборчик» ). Мимо проехал сосед на телеге, он вёз грибы (упражнение «Грибок» ). Красивая лошадка у соседа (выполняем упражнение «Лошадка» ). Мальчик – Язычок решил купить мороженого, жарко (упражнение «Маляр» ). Мимо проходил мальчик с воздушным шариком в руке и нашему Язычку подарил шарик (упражнение «Шарик» ). Посмотрел на часы Язычок (упражнение Часики», пора домой. Мама рассердится, если он опоздает на обед.

Сказка – путешествие «К морю»

Наступило Лето. Ура! Летом тепло, хочется купаться. Решил наш мальчик – Язычок покупаться в море . Лёг спать (билеты уже куплены на поезд) . Наступило утро. Язычок проснулся , потянулся (открываем рот, высовываем язык вперёд, прячем язык, закрываем рот) . Сколько же время, опаздывать на поезд нельзя. Наш Язычок смотрит на часы (рот открыт, высовываем язычок и тянемся то к одному уголку рта то к другому) - выполняем упражнение «Часики» . Ещё успевает попить чай и наливает чай в свою любимую чашечку. Выполняем упражнение «Чашечка» - улыбаемся, открываем рот, высовываем язычок и тянем его к носу . Стараемся бока язычка загнуть в виде чашечки, не поддерживаем нижней губой. А какое вкусное варенье к чаю. Упражнение «Вкусное варенье» - выполняем, улыбаясь, не закрывая рот. Облизываем губы по очереди. При облизывании следим, чтобы нижняя губа не поддерживала язык. Вот наш Язычок готов к путешествию . Сел на поезд и стал мечтать о том, как будет кататься под парусом на яхте. Выполняем упражнение «Парус» - улыбаемся, широко открываем рот, а кончик язычка поднимаем к бугоркам (альвеолам, за верхними зубами. Удерживаем язычок , опускаем и так несколько раз.

Все упражнения нужно выполнять несколько раз. Стараться постепенно наращивать темп и время выполнения каждого упражнения.

Сказка «Путешествие в зоопарк » .

Пошёл мальчик Язычок гулять и увидел вывеску «Зоопарк» . Очень интересно стало Язычку , что такое зоопарк? Купил билет и вошёл в ворота. Слышит Язычок кто – то говорит «бл-бл-бл» . Идёт Язычок и видит - сердитого Индюка – болтуна, который ругается : «бл-бл-бл» . Упражнение «Индюк» - выполняем улыбаясь, открыв рот, подняв язык к верхней губе и загнув его вверх. Двигая языком по верхней губе вперёд – назад произнося : «бл-бл-бл» . Язычок увидел рисунок аквариума, пошёл к нему. Как много рыбок в аквариумах : вот щука открывает рот (широко и мы его открываем, закрываем – ей подражаем) . Иго-го, в загоне лошадка, можно покататься. Выполняем упражнение «Лошадка» язычком громко (должен «прыгать» язык, а нижняя челюсть остаётся неподвижной). Это – бегемот, широко открыл пасть, а мы - открываем рот. Упражнение «Бегемотик» : открываем рот как можно шире и удерживаем под счёт до пяти. А это - большой слон! Хобот тянет к нам он. Вытягиваем губки вперёд трубочкой, удерживаем, затем возвращаемся в исходное положение. Гулял Язычок , устал. Посмотрел на часы : выполняем упражнение «Часики» - открываем рот, высовываем язычок и тянемся то к одному уголку рта то к другому. Уже пора идти домой. Нагулялся Язычок , теперь он знает что такое «Зоопарк» .

«Прогулка Язычка » .

Мальчик Язычок жил в своём домике . Что это за домик (дети открывают и закрывают рот? Проснулся наш Язычок от громкого ржания за окном. Кто это? Выполняем упражнение «Лошадка» : улыбаемся, широко открыв рот. Щёлкаем язычком громко (должен «прыгать» язык, а нижняя челюсть остаётся неподвижной). Лошадка стоит за заборчиком, который мы сейчас построим : улыбаемся, зубки сомкнуты, ровно стоят (нужно удерживать положение до счёта 5) . Мы выполнили упражнение «Заборчик» . Язычок умылся , стал расчёсываться расчёской : выполняя упражнение «Расчёска» нужно улыбаясь, закусить язык зубами. Нужно «протаскивать» язык между зубами, «причёсывая» его (вперёд – назад) . Вышел Язычок во двор , а там, на яблоньке – яблоки. Захотелось Язычку яблок набрать . Выполняем упражнение «Яблочки» : рот не открываем, а язычком попеременно напряженно упираемся в щёки так, чтобы были видны «яблочки» . Набрал полное ведро и угостил соседа. Кто это? Любимая кошечка Мурка. Она сердится, что-то её напугало. Упражнение «Кошка сердится» : улыбаемся, открыв рот. Кончиком языка упираемся за нижние зубы (спинку выгибает, бока язычка прижимаем к верхним коренным зубам. «Кошка» становится ласковой : опускаем язычок , опускаем его вниз. Сел Язычок на качели и катается. Упражнение «Качели» : улыбаемся, широко открываем рот. Кончик языка ставим за нижние зубы, затем, поднимаем за верхние зубы (повторяем несколько раз) . Мама позвала Язычка домой , обедать. Какие вкусные мамины блины! Упражнение «Блинчик» : открываем рот и улыбаемся, кладём широкий язык на нижнюю губу (держим на счёт до пяти) .

Работая над развитием артикуляционных мышц, параллельно развиваем мелкую моторику рук. Выполняя упражнение «Заборчик» , мы делаем кулачки, ставим их друг на друга ровно, как зубки; ладошка к ладошке, вытягиваем вперёд – это «Трубочка» ; «Яблочки» - попеременно сгибаем ладошки в кулачок и разжимаем; ладошками; «Бегемотик» открывает пасть – мы ладошки открываем и так далее. М. М Кольцова писала о том, что совершенствование речи детей находится в непосредственной зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Развитие тонких движений пальцев у детей можно считать одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является в логопедическом воздействии необходимым элементом. Работа по тренировке тонких движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается и внимание, и память, и слух, и зрение.

Литература :

1. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми» М. 1994.

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. «Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» . СПб., 2002.

3. Нищева Н. В «Весёлая артикуляционная гимнастика» . СПб., 2006.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программные задачи:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Развивать артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.
  3. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
  4. Закреплять умение петь в унисон.
  5. Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
  6. Выполнять движения в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
  7. Закреплять знакомые танцевальные движения.
  8. Реализовывать национально-региональный компонент в образовательном процессе.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, танцуют “Парную польку” муз. Жилинского).

Муз. рук.: Ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.

/ Дети пропевают : “Здрав-ствуй-те” /

Муз. рук.: Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной, а сейчас давайте поздороваемся со своими руками, ногами, глазами – со своим телом.

/П есня “Здравствуйте” /

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Скажите, что вам помогало петь эту песню?

Дети: Рот, Язычок!

Муз. рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?

Язычок на свете жил,
Путешествовать любил.
И гулял он, где хотел,
С интересом мир смотрел. (Покать язычком)
Снова осень, в тундру он,
За грибочками пошёл.
Захватив с собой корзину,
Отправляется в долину.
Дул осенний ветерок. (Превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного, холодного, тёплого, ласкового, еле заметного, спокойного).
Показался – ручеёк. /Слушание музыки: “Ручеёк” муз. А.Аренский/
А вода там холодна, (Выполнить упр. “Ручеёк”: Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы развёрнуты в улыбке, или выполняем упражнение “болтушка”).
Не достанет он до дна. /Слушание: “Гроза” муз. А.Вивальди/
И вдруг начал капать дождик, (поют: кап-кап…; поют песню-дразнилку “Дождик” р.н.м – игра на музыкальных инструментах).
Потом он стал капать сильнее. /Песня: “Дождик” муз. Парцхаладзе/
Но вот дождик закончился,
Засветило солнышко /Песня: “Солнышко” муз. А.Т.Бердышева/
И Язычок увидел красивую радугу /Слушание песни: “Радуга” муз. Г.Левкодимова/
Посмотрев на небо, увидел
Пушистые облака. /Пальчиковая игра/
Облака, облака,
Кучерявые бока,
Целые, дырявые
Лёгкие, кудрявые.
Огляделся он вокруг и увидел,
Что после дождика
На полянке выросли грибы,
Увидев язычка, грибы стали танцевать. /Танец “Грибочков” муз. А.Т.Бердышева/

Муз. рук.:

Язычку очень грибы понравились,
И решил он с ними поиграть /Игра с Грибами/

Муз. рук.:

А ещё язычок увидел полянку,
На которой росла ягода – Морошка.
И стал напевать песню. /Песня-хоровод: “Ягода-Морошка” муз. А.Т.Бердышева, сл.М.Пляцковского./

Муз. рук.:

Набрал язычок полную корзинку грибов,
Очень устал, и отправился домой.
Дверь он запер на замок,
Лёг в кроватку и умолк.
Вот и закончилась сказка про Язычок.
И наше занятие подошло к концу.
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей).
Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи. / Дети поют: “До-сви-да-ни-я”/

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. “Каждый день с друзьями” Панорама “Молодёжной эстрады” № 2, 1999
  2. И. Э. Сафарова “Игры” для организации пианистических движений. Екатеринбург,1994
  3. С. Няруй. Сборник песен № 2 “Праздник тундры”, Салехард, 1997
  4. Сборник песен “Северный калейдоскоп”, Салехард, "1998
  5. Аудиокассета: О. П. Радынова “Мы слушаем музыку” № 5 “Природа и музыка”, А. Вивальди (compact disk) “Времена года”.

Программное содержание:

  • Учить детей произносить звук «М», «МЬ»; закреплять правильное произношение слов со звуком «Й»; подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков.
  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух, активировать прилагательные. Закреплять знание детей о животных, развивать навыки связной речи.
  • Воспитывать интерес к звучащей речи, умение слушать ответы товарищей.

Предварительная работа: выучить с детьми скороговорку.

Огорченная сорока

Возвращается с урока:

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой. (В.Дмитриева.)

Материал: игрушки - медведь, лисята (разного размера); картинки-змея, еж, елка, муравей; объяснить детям что такое «Зоопарк», показать иллюстрации.

Методика проведения:

Воспитатель.

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых там встретит Язычок. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто - огромный как гора и рот широко открывает. Это был… (ответы детей). Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5 , потом закрыть. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот. (О.Перова.)

Посмотрел Язычок на бегемота, и только хотел пойти дальше, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… (ответы детей). Давайте изобразим, как лягушки улыбаются.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить три-четыре раза.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И ни сколько не устанем. (М.Синицина.)

Ой, А кто это большой с длинным носом?... (Ответы детей.)

Давайте покажем какой у слона длинный хобот!

Описание упражнения:

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать до счета 5 .

А потом набрал в хобот воду и стал поливать слоненка.

Описание упражнения:

Вытянуть вперед губы трубочкой и набирать водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю

Буду подражать слону

Губы хоботом тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю. (М.Синицина.)

Проводится физкультминутка «Звери шли на водопой».

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой бельчихой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Мама волчица вела за собою волчат-

Все мамы и дети напиться хотят. (Дети изображают повадки животных)

Затем воспитатель показывает картинку с медвеженком.

Кто это?

Ответы детей.

Посмотрите на этого медвежонка и скажите, какие у него глаза?

Какие уши?

Какие лапы?

Расскажите, какой это медвежонок?

Что он умеет делать?

Мишутка у нас черный как его можно назвать?

Вот какой мишутка пришел к нам в гости из леса. Он большой, лохматый, у него блестящие глаза, круглые ушки, толстые лапы. Черныш умеет рычать. У медвежонка есть товарищ. Показать картинку с лисенком. Это… (ответы детей).

Где живет лисенок?

Какие у него глаза, уши, хвост, что он умеет делать, как можно его назвать?

Кто может рассказать лисенку, какой он хороший и красивый? Дети рассказывают.

А теперь посмотрим, внимательны ли вы?

Это правда или нет?

Взрослый читает стихотворение, а ребенок определяет ошибки.

Бурый мишка лег весной

Спать в берлогу под сосной.

Жарким летом на лугу

Зайцы прыгали в снегу.

Мы зимою на осине

Собирали апельсины.

За окном звенит капель-

Осень постучалась в дверь.

Приложение 3.

«Путешествие Язычка»

(Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группе

составитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок».)

Программные задачи:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Закреплять умение петь в унисон, а капелла , пропевать звуки, используя движения рук.
  3. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку.
  4. Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
  5. Выразительно читать стихи.
  6. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Оборудование:

Фланелеграф, иллюстрации, мыльные пузыри.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал)

Муз.рук.: ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.

/дети пропевают: ""Здрав-ствуй-те""/

Муз.рук.: Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной, а сейчас давайте поздороваемся со своими руками, ногами, глазами – со своим телом.

/песня ""Здравствуйте""/

Муз.рук.: Молодцы, ребята! Скажите, что вам помогало петь эту песню?

Дети: Язычок!

Муз.рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?

Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

В домике этом красные двери,

Белые звери сидят у дверей.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались, что это за домик?

Правильно: это домик – рот.

Двери в домике то открываются,

то закрываются - вот так.

/муз.рук. и дети то открывают, то закрывают рот /

Муз.рук.: непоседа - язычок не сидит на месте. Он очень любопытный, ему все хочется знать. Однажды проснулся язычок, поиграл со своими зверюшками.

/муз рук. и дети выполняют разные движения

языком и губами/

и решил выглянуть из домика своего, посмотреть, что же творится на белом свете. Язычок широко открыл дверь, выглянул на улицу, посмотрел вниз – нет ли луж на земле;

посмотрел вверх – светит ли солнышко - и вдруг увидел тучку.

/муз.рук. проводит пальчиковую игру/

Тучка по небу плыла,

Дождик за собой вела.

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких галошках.

Дождик по крыше похлопал,

По дорожке походил,

На крылечке наследил,

В темной луже потоптался

И умчался.

/игру можно провести 2 раза/

Муз.рук.: закончился дождик, появились облака.

/пальчиковая игра/

Облака, облака,

Кучерявые бока,

Целые, дырявые,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные.

А одно облачко было похоже на лошадку.

Сел язычок на лошадку из облачка и поскакал.

/дети цокают язычком/

Лошадка привезла язычок на поляну.

А там прыгает тютюшечка – не зверек, не птушечка. Кто же это?

Дети: лягушка.

Муз.рук.: Правильно!

/читает стихотворение вместе с детьми/

  1. Вот лягушка по дорожке /дети говорят средним

Скачет, вытянувши ножки голосом/

Ква, ква, ква

Ква, ква, ква

  1. Вот из лужицы на кочку / пищат /

Да за мошкою вприскочку,

Ква, ква, ква

Ква, ква, ква

  1. Больше есть ей неохота, /низким голосом/

Прыг, опять в свое болото.

Ква, ква, ква

Ква, ква, ква

Муз.рук.: только ускакала лягушка в болото, как на полянке, на лугу, язычок услышал

""Му – у – у"". Кто же это мычал? Правильно, коровы. Каждая корова мычит по-своему, у каждой коровы своя окраска голоса.

Послушайте, я вам спою песенку – дразнилку про корову.

/муз.рук поет песенку - дразнилку/

Муз.рук.: давайте споем ее вместе.

А теперь обыграем песенку. Сейчас мы будем двигаться по залу, заполняя пространство, исполнять песенку. Как только она закончится, показываем друг другу рожки, бодаемся, и каждая ""коровка"" мычит по-своему.

/муз.рук. хвалит детей; дети исполняют песню еще раз.

Затем муз.рук предлагает ""помычать"", как ""мычит

коровка"" у Владика, у Артема./

Муз.рук.: молодцы, хорошо поиграли!

Ой, ребята, смотрите, стоит теремок, а у ворот важно ходит кот.

/попевка ""Ходит кот у ворот""

дети поют попевку с показом движения мелодии руками.

Затем поют эту попевку еще несколько раз. /

Муз.рук.: Интересно, кто же в теремке живет? Кого сторожит кот?

/звучит музыкальный фрагмент ""Баба Яга""/

Дети: Баба Яга!

/муз.рук. предлагает спеть песню, выполнить соответствующие движения руками, мимикой, ногами.

Танец-игра ""Бабка Ежка""/

Муз.рук.: Не догнала Баба Яга Язычок и ребят. Побежал Язычок дальше и увидел много мыльных пузырей, и ему так захотелось с ними поиграть.

А вам, ребята, хочется поиграть с воздушным шариком?

/Пальчиковая игра-песенка «Воздушный шарик» Е.Железнова/

Муз.рук.: наигрался Язычок с воздушным шариком, отдохнул и решил спеть песенку. Давайте, ребята, и мы вместе с ним споем.

/муз. рук. показывает пиктограмму к песне ""Жук"".

Дети узнают и исполняют.

Муз.рук. предлагает узнать 2-ю песню по мелодии.

Дети поют вторую песню./

Муз.рук.: Язычок наш устал. Захотелось ему спать. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.

Вот и закончилась сказка про Язычок.

И наше занятие подошло к концу.

Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи.

/дети поют: ""До-сви–да-ни–я""/

(За основу взят конспект занятия Пермяковой И.В. ДОУ №144 г.Пермь)