Средневековье романский стиль. Романский стиль в Средневековье: описание, характерные черты, примеры

В недавней статье " " мы вкратце рассказали вам об английских исторических стилях архитектуры. Теперь настало время внимательнее изучить каждый из них и самое главное - рассмотреть влияние, которое оказывают эти направления на внешний вид современных загородных домов.

Исторически самым первым стилем, который вылился в отдельное направление, был романский. Он плотно обустроился на территории Англии еще в XI веке и относился преимущественно к замковым постройкам.

Особенности романского стиля

Как мы уже упомянули, романский стиль относился в основном к замкам и его внешняя специфика была продиктована практическими нуждами.

    Каменная кладка. Камень был основным материалом для строительства просто потому, что с кирпичом в те времена было не очень хорошо. Именно романскому стилю мы обязаны манере аккуратной подгонки камней, хотя сейчас таковая кладка почти не используется.

    Небольшие окна. Эта особенность обусловлена нуждой ведь стекло - материал редкий и дорогостоящий в то время. Достойной теплоизоляции он тоже не обеспечивает, да и из соображений безопасности неэффективно было делать "полупрозрачные" замки.

    Апсиды. Это полукруглые выступы на здании, которые особенно любят как в наших традиционных церковных стилях, так и в романском.

    Массивный вид. Замки ставили на века, потому они отличаются особой суровостью, монолитностью и создают впечатление, будто вросли в землю.

    Минимальный декор. В начале одиннадцатого века даже возвести полноценный замок - было затруднительным и трудоемким делом. И хотя нельзя сказать, что романская архитектура не имела декора или барельефов, украшательством занимались в последний момент.

Два типа романских строений

Отдельно от общих особенностей нельзя не упомянуть, что романский стиль - не столько определенные строительные характеристики, сколько эпоха. А потому подвидов внутри него можно выделить как минимум два:


В современном городском домостроении

Романский стиль сейчас не столько направление, сколько своеобразная дань романтике средневековых времен - по крайней мере режиссеры, театралы и литераторы приложили немало усилий, чтобы, назло историкам, овеять те времена романтичным ореолом. Иногда редкие постройки в стиле неоготики заимствуют у романского стиля определенные архитектурные решения, но по части крупных городских построек, этот стиль остался в далеком прошлом.

В современном домостроении загородных домов

А вот на ниве индивидуального , романское направление чувствует себя если не вольготно, то вполне комфортно. Опять же, обвиним во всем деятелей драматургии, но эти ребята действительно придали средневековью весьма романтичный образ в сознании обывателей и многие совсем не против построить у себя на участке миниатюрный замок.

Конечно же, точно воспроизводить в романские каноны решается мало кто - как минимум, каменной кладкой никто не пользуется, так как кирпич выходит надежнее, удобнее, легче и дешевле. Но мотивы остаются популярными и по сей день - да и кто откажется от со всеми удобствами? Вот несколько домов, которые наследуют каноны романского стиля:

Заключение

Загородный дом в романском стиле - трогательная и в чем-то романтичная отсылка к суровым средневековым временам. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. И если вы желаете построить у себя на на участке настоящую крепость, а может быть миниатюрный замок, то обращайтесь в наше - и наши архитекторы создадут для вас взяв во внимание все ваши пожелания. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя.

Архитектура западноевропейского Средневековья

О времени западноевропейского Средневековья красноречи-вее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали дере-вянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Камен-ный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и коро-левские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. Строительство храмов на го-родских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становились важным делом в жизни средне-векового города.

Обращение к античным архитектурным традициям и появле-ние новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (X—XII вв.) и готический (XIII— XV вв.).

Романский стиль архитектуры

В Средние века одним из самых распространенных общественных сооружений X—XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. Термин романский стиль (лат. rоmаnus) возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Значительным было и влияние византийского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания.

Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она могла быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присуще стремление к завершенной целостности, строгости и простоте. Спокойно и уверенно поднимались толстые, крепкие стены прочно стоящих на земле храмов, созданных простыми объемами и формами. Сложная планировка зданий внешне выглядела четкой и ясной. Мощные стены из тесаных камней прорезаны узкими оконными и дверными проемами.

Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры, которая играла в обществе доминирующую роль.

Господствующий тип храма — вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира. Все, что верующий человек оставлял за стенами храма, воспринималось им как мир суетный и грешный, лишенный порядка и целесообразности. Дом Бога был призван изолировать его от волнений и страстей мира житейского. Ничто не должно было отвлекать от внутреннего самосовершенствования, сокровенного общения с Богом.

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей, поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с использованием каменных перекрытий. От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести поперечный неф перед алтарем (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.

Характерный элемент романской архитектуры — арочная форма дверных и оконных проемов. В период ее расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.

В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих... В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой (тимпана), делилось на регистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева — ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий человек всерьез боялся конца света и больше думал о спасении собственной души. Безобразные и наводящие страх демоны, мучающиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое воздействие на зрителей, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.

Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).

Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являвшегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Здесь шла жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок — это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и важнейший центр духовной и культурной жизни. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство замков время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей Средневековья.

Простейший замок состоял из массивной башни с узкими окнами — донжона. В верхних этажах жил феодал, в нижних — размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Для строительства подобных цитаделей выбирались труднодоступные места: скалистые, обрывистые кручи, излучины рек, небольшие островки. Архитектура замков XII— XIII вв. была простой и незатейливой: в те времена больше заботились о надежности и безопасности, чем о роскошном оформлении. Из-за толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка украшенный простой резьбой.

Архитектура готики

Готический стиль архитектуры возник во Франции, откуда распространился в Западную, Центральную и частично Восточную Европу. Утвердившийся в эпоху Возрождения термин «готика» был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства.

Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных литургий и будничных богослужений. Здесь проходили торжественные церемонии и процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом. При взгляде на готический собор создавалось впечатление, что вся его каменная громада легко движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.

В основе готического собора — несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора.

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составлявшем как бы его скелет. Невидимая изнутри, эта конструкция снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками, окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальность всех членений придает зданию устремленность вверх, к небу.

Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой неповторимый облик готического собора. И все же родиной готики по праву считают провинцию Иль-де-Франс на северо-востоке Франции. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода.

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери) — наглядный пример сочетания принципов романского и готического стилей. Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде собора имеются соответственно пять порталов. Вот как описывал его В. Гюго в своем романе:

«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам... Высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа» («Собор Парижской Богоматери»).

Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь он приобрел несколько иной вид («особая» готика, или «зондерготик»). Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, облицованных глазурованной плиткой, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада — большое стрельчатое окно.

Собор в Кёльне — характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые благодаря нарочитому перепаду высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Вертикальный ритм усиливается благодаря повторяющимся от яруса к ярусу стрельчатым аркам.

Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия. Это в основном было в период так называемой «пламенеющей готики», которая тяготела к более изысканным и вычурным формам. Термин «пламенеющая готика» появился из-за подобия башен готических соборов извивающимся языкам пламени.

Вопросы и задания

1. Назовите характерные черты романского стиля архитектуры. Как вы думаете, что было заимствовано из римского и византийского зодчества? Что представлял собой архитектурный облик романских храмов? Ка кие мировоззренческие идеи верующего человека призвана была отражать ее архитектура?

2. Охарактеризуйте образ и устройство готического собора, сравнив его с конструкцией романской храмовой архитектуры. Как сложная каркасная конструкция готического храма позволила преодолеть массив-ность и тяжеловесность романских построек? Благодаря каким конструк-тивным решениям было увеличено внутреннее пространство готического собора?

3. Французские соборы в Реймсе и Амьене по праву считаются ше-деврами готического искусства. Отметьте характерные черты готики. Какая связь существует между архитектурой Кёльнского собора в Гер-мании и французского собора в Амьене? Имеются ли различия между ними?

4. Каковы устройство и назначение средневековых замков?

Творческая мастерская

1. Прочтите стихотворение О. Э. Мандельштама «Notre Dame» (1912). Как в нем выражены личные впечатления поэта о крупнейшем памятнике Средневековья? Насколько точны, на ваш взгляд, образные поэтические метафоры, передающие «души готической рассудочную пропасть»? Сде-лайте анализ этого стихотворения.

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра, —

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам...

2. Попробуйте нарисовать портал средневекового собора в стиле роман-ской или готической архитектуры. Воссоздайте силуэты романского или готического храмов средствами компьютерной графики. Сделайте проект архитектурного сооружения в художественных традициях готики (романики).

3. Составьте словарь терминов романской и готической архитектуры.

4. Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции (XIV в.), Вест-минстерского дворца в Англии (XIII—XVI вв.), соборов Святого Вита в Че-хии (XIV в.), Святой Анны в Вильнюсе (XV в.) или Святого Стефана в Вене (XIII—XV вв.) (по выбору). Какие элементы готики использованы в оформ-лении архитектурного облика этих сооружений? Можно ли согласиться с утверждением, что некоторым башням Московского Кремля (Боровицкой, Никольской, Водовзводной и Спасской) приданы черты готики? Аргументируйте свой ответ.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Архитектурный облик западноевропейского Средневековья»; «Романский стиль архитектуры и художественные традиции Античности»; «Монастырская базилика как центр культурной и духовной жизни романской эпохи»; «Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы»; «Средневековые замки в произведениях зарубежной литературы»; «Замки Луары», «Готический собор — образ мира»; «Шедевры французской готики»; «В лучах “пламенеющей готики”»; «Устройство и символика романских и готических храмов»; «Региональные варианты готического стиля в архитектуре Франции (Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии, Литвы — по выбору)»; «Черты готики в русской архитектуре».

Книги для дополнительного чтения

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Мартиндейл Э. Готика. М., 2001.

Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.

Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000. Панорама Средневековья / под ред. Р. Барлета. М., 2002.

Поццоли М. Э. Замки Луары: История и достопримечательности. М., 2003.

Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

Тяжелов В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе: малая история искусств. М., 1981.

Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1986.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Европейская культура X-XIV вв. до сих пор поражает исследователей своими достижениями в области искусства. Готический и романский стили оказали колоссальное влияние не только на средневековую архитектуру. Их черты прослеживаются в живописи, литературе, скульптуре, музыке и даже моде той далекой эпохи.

Романский стиль, ставший первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовал с конца X по XII столетие. Он формировался в сложное время, когда Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. Практически все виды искусства, одни в большей степени, другие - в меньшей, испытали на себе влияние романского стиля, который стал закономерным этапом эволюции средневековой европейской культуры.

Между Античностью и Новым временем

С того момента, как в 476 году Одоакр, предводитель одного из германских племен, сверг последнего западно-римского императора Ромула Августула, историки традиционно начинают отсчет следующей эпохи - Средневековья. Принято считать, что завершился этот период в конце XV века, когда европейцы стали открывать и активно осваивать новые для них континенты.

Название «Средние века» придумали итальянские гуманисты в XV столетии. Они полагали, что наступает время возрождения античной культуры, знаний, традиций и ценностей, предававшихся забвению на протяжении тысячи лет. Гуманисты были уверены, что ничего достойного с момента падения Рима не происходило, что это был темный период упадка и варварства. Поэтому с изрядной долей снисходительности прошедшее тысячелетие они назвали Средневековьем - промежутком между Античностью и зарождавшимся Новым временем.

Отчасти гуманисты были правы: некогда процветавшие города и хорошие дороги пришли в упадок, античная культура была практически позабыта. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Но с другой стороны, Средние века оказали значительное влияние на развитие человеческой культуры. Именно в этот период сформировались современные европейские языки, открылись университеты, были написаны произведения, до сих пор волнующие нас, построены многие города, величественные соборы, родился новый стиль в искусстве - романский.

Возросла и духовная активность: широкое распространение получило паломничество. По дорогам Европы тысячи людей шли в монастыри для поклонения мощам и реликвиям.

Происхождение названия

Новое направление в культуре неслучайно получило название романского стиля, так как в его основу были положены приемы, разработанные еще в Древнем Риме. Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения. Тем не менее многое в нем напоминало Античность: строились монументальные здания, соблюдались те же эстетические нормы, которых придерживались архитекторы Рима. Например, отсутствовали мелкие детали, избыточный декор, акцент в сооружениях делался на мощной кладке. Романский стиль в Средневековье стал общеевропейским, его канонов придерживались во всех государствах континента, включая Древнюю Русь.

Главные особенности

Новое направление в искусстве совершенно отвергло свойственный античной архитектуре запас декоративно-орнаментальных средств и присущие ей пропорциональные формы. То немногое, что все-таки сохранилось, было огрублено и изменено.

К особенностям романского стиля искусствоведы относят:

  • его эмоциональное начало, психологизм;
  • единство различных видов искусств, среди которых архитектура занимала ведущее место;
  • теоцентризм (Бог в центре всего);
  • религиозный характер искусства;
  • имперсональность (считалось, что руку мастера направляет Бог, поэтому нам почти неизвестны имена средневековых творцов).

Стилевыми признаками романики являются:

  • огромные здания, целиком выстроенные из камня;
  • полукруглая сводчатая арка;
  • массивные и толстые стены;
  • рельефы;
  • плоскостные, необъемные изображения;
  • скульптура и живопись были подчинены архитектуре и использовались в храмах и монастырях.

Основные архитектурные сооружения романского стиля:

  1. Феодальный замок. Обычно он располагался на возвышенности, удобной для наблюдения и обороны. Четырехугольная или круглая башня - донжон, составляла ядро крепости.
  2. Храм. Возводился в традициях базилики. Это было продольное помещение с тремя (реже пятью) нефами.
  3. Монастырский комплекс, которому были присущи узкие окна и толстые стены.

Да и сами средневековые города с рыночной площадью в центре, где был выстроен кафедральный собор, больше напоминали крепости, окруженные массивными стенами.

Романский стиль в архитектуре Средневековья

XI-XIII вв. - это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.

Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Так, размеры восточной части церкви увеличились, а под ее полом располагалась крипта - тайное помещение. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.

Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты:

  • монументальность;
  • малорасчлененные формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).

На перекрестках оживленных дорог

Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. К тому времени понтификат сосредоточил в своих руках неимоверные богатства, часть которых шла на строительство храмов и монастырей. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, поэтому старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Европейские народы соперничали друг с другом, стараясь превзойти убранством и размерами своих храмов.

Впрочем, первые романские церкви не отличались изяществом, они были относительно невысокими и массивными. Окна были небольшими, стены - толстыми, поскольку храм в первую очередь рассматривался в качестве места убежища как духовного, так и физического (во время осад). Кладка стен доходила до 3, а порой и до 5 метров в толщину.

В оформлении церковного фасада редко применялся декор, внешнее убранство было очень скромным, с немногочисленными скульптурными элементами. Все внимание сосредотачивалось на декоре внутреннем. Интерьер в большом количестве украшался фресками (росписями по сырой штукатурке), рельефами и скульптурами, унаследованными от античного мира. Эта традиция активно развивалась и в Средние века, став одной из характерных черт романского стиля.

Что представляли собой базилики?

Это были трех- или пятинефные сооружения прямоугольной формы. Изначально центральный неф имел деревянный потолок, однако со временем его научились перекрывать каменными сводами. Тем не менее их давление могли выдержать только чрезвычайно мощные стены и столбы, разделявшие нефы. Дополнительную надежность стенам придавали узкие, похожие на бойницы окна. Поэтому внешне романские храмы часто напоминали крепости, а внутри них царил полумрак.

Мощные башни, которые возвышались как на пересечении трансепта и главного нефа, так и у восточной стены и по углам западного фасада, только усиливали сходство базилики с крепостью. Кроме того, внешнему облику храма это придавало строгость, величавость и даже суровость. Во время войн романские базилики служили надежным убежищем, наряду с крепостями.

Обилие полукруглых арок - еще одна примечательная черта романского стиля. В они использовались не только в дверях и окнах, но и в оформлении фасадов и интерьеров.

Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Это служило двум целям: привлечению верующих и устрашению тех, кто ведет неправедную жизнь. Поэтому и сюжеты для церковных тимпанов (углубленная ниша над входом, обрамленная аркой) выбирались соответствующие.

Церковь аббатства Клюни - замечательный пример романской храмовой архитектуры. Более того, приемы, использованные для ее строительства, оказали немалое влияние на средневековых мастеров.

Черты романского стиля в древнерусском зодчестве

Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

Рыцарские замки

Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. - это время развития и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. Позднее такие крепости стали возводить в соответствии с романскими традициями и по особым правилам. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых - донжон. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Мебель была под стать помещениям: массивная, функциональная, по минимуму декорированная, словом, полностью соответствовала господствовавшему романскому стилю.

Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.

Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце, и массивные оборонительные стены. Их каменная кладка практически не пострадала за 800 лет, хотя крепость неоднократно подвергалась осадам. На ее строительство король потратил баснословную сумму - 15 тысяч фунтов стерлингов, что по современному курсу составляет 193 млн евро. Замок Конви, чья территория разделена на внешний и внутренний двор, был выстроен на холме и считался неприступным. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа, их возвели на прочной скалистой породе.

Изобразительное искусство

До X века в европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.

В декоре романских храмов большое место отводилось фрескам и витражам. Стены, своды, колонны и капители базилик были расписаны многоцветными яркими фресками. Такие церкви «населяло» большое количество фантастических созданий, вырезанных в камне. Средневековые скульпторы заимствовали их из языческого прошлого германских и кельтских племен.

К сожалению, лишь незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта-Мария-де-Игасель (Испания) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция).

В последнем случае речь идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.

О светском же декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в 1066 г.

Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские - скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы - визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.

Героический эпос

Романский стиль в искусстве проявился и в литературе. Возникло несколько новых жанров, каждый из которых соответствовал образу жизни, требованиям и уровню образованности того или иного сословия. Наиболее широко, разумеется, была распространена христианская литература. Помимо Библии, религиозных трактатов и учений Отцов Церкви, которые читали в основном богословы, популярностью пользовались биографии канонизированных мирян и духовных лиц.

Кроме церковной развивалась и литература светская. Примечательно, что лучшие ее произведения продолжают читать даже в наш век высоких технологий. Романская эпоха - время расцвета героического эпоса. Он возник на основе народных песен и сказаний о подвигах бесстрашных героев, боровшихся с драконами, колдунами, злодеями. предназначались не для чтения, а для исполнения вслух, часто под аккомпанемент музыкальных инструментов (виолы или арфы). По этой причине большинство из них написано в стихотворной форме. К самым известным эпическим произведениям той эпохи относятся:

  • «Старшая Эдда», сборник древнеисландских саг, в которых причудливо переплелись мифология и христианство.
  • «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о судьбе германского рыцаря Зигфрида.
  • «Беовульф», древний англосаксонский эпос, повествующий об отважном борце с драконами.

Со временем героями эпосов стали не мифические, а реальные личности, да и сами произведения начали рассказывать о событиях, которые имели место в действительности. К таким историко-эпическим поэмам относятся испанская «Песнь о Сиде» и французская «Песнь о Роланде». Последняя повествует о походе Карла Великого в страну басков и о гибели графа Роланда, который вместе со своим отрядом прикрывал отступление королевской армии через Пиренеи.

Линейный стан

Для музыкального искусства XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится признанным храмовым инструментом, а латинский язык - единой формой богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ профессиональной музыкальной культуры Европы.

Главной вехой в истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи, которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.

Господствовавший в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс - средневековый танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Он напоминал, скорее, торжественное шествие, нежели танец. Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением романского периода в европейском искусстве.

Резец и камень

Лучше образцы романского архитектурного стиля представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал - богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.

Внутри храма верующий шел к алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания, однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле, называли «Библией в камне».

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах - декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах - удлиненных.

Особенности ваяния

Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, - Гизлеберт.

В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую - дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе - разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.

В каждой стране ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна. Пример тому - церковь Лаахского аббатства Святой Марии.

В скульптурном декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы, и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен, нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.

"Французская манера"

Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Она зародилась в XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту: от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными, наполняя храм светом.

Послесловие

Первым собственным достижением европейских народов, отличным от античного искусства, стал, безусловно, романский стиль. Фото средневековых храмов, скульптур, книжных миниатюр служат бесспорным доказательством того, что этот период ознаменовал значительный культурный шаг вперед.

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.




Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (), церковь в Гернроде. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (), церковь в Гернроде. Церковь св. Кириака в Гернроде, X век гробница Теодориха


Романский стиль Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. Норманнская крепость, X-XIвв., север Франции


Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Замок Сюлли, X-XIвв., Франция


Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Крепость Конкистадоров, X-XIвв., Германия


Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города- крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 1113 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д"Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв.) и другие. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города- крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 1113 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д"Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12 13 вв.) и другие.башня старого донжона в Лоше замок Гайар на Сенеаббатство Мон Сен Мишель д"Эгиль замок Мориса де Сюлли город-крепость Каркассон башня старого донжона в Лоше замок Гайар на Сенеаббатство Мон Сен Мишель д"Эгиль замок Мориса де Сюлли город-крепость Каркассон




Замок Шато-Гайар на Сене (XII в.) Построен английским королём Ричардом Львиное Сердце в гг.


Аббатство Мон Сен Мишель д"Эгиль




Романская базилика Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры. Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.


Церковь св.МарииЦерковь св.Марии, гг., Лаах Германия Церковь св.Марии




Церковь Сен-Нектер, Овернь, Франция, ок Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов.


Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию. Сцена Страшного суда на тимпане Сцена Страшного суда на тимпане


Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (), баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в.), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв.) и кладбище Камио- Санто. Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (), баптистерий (крещальня, 1153 г. 14 в.), наклонная колокольня кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 1314 вв.) и кладбище Камио- Санто. баптистерий кампанила баптистерий кампанила Романский стиль в Италии


Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5 м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую (диаметр 33,5 м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю


Колокольня (кампанила) Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в т. Текущий наклон составляет 3°. Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в т. Текущий наклон составляет 3°.