Учимся вязать на машине. Выбор и эксплуатация вязальной машины для дома Вязаные на машине вещи

Чтобы выбрать вязальную машину для дома, нужно определиться с необходимыми функциями. После покупки научиться азам вязания. А дальше осваивать возможности вязальной машины будет проще.

Отличия машинного и ручного вязания

Ручное вязание, по сравнению с машинным, не только занимает много времени, но и имеет ряд отличий.

Визуальные отличия машинной вязки от ручной:

Технологические и финансовые отличия:

Как работает вязальная машина для домашнего пользования

При ручном вязании все петли сидят на одной спице, а вторая нужна для вывязывания петель. У машины каждая петля находится на своей игле, а роль второй спицы играет каретка. Приспособление, на котором находятся все иглы, называется игольницей.

  1. В процессе вязания участвуют два узла: игольница и каретка. На стойке имеются регуляторы натяжения нити. Плотность полотна настраивается специальным диском в каретке. Чем больше выставленное значение, тем больше петля и меньше плотность.
  2. Нить подаётся с клубка. Вы прокладываете её на открытые язычки игл и после крайней иглы в каретку.
  3. Каретка при своём движении по рельсам вдоль игольницы переводит иглы из одного положения в другое. Образуются петли.
  4. После нескольких движений каретки с одного конца в другой получается полотно.
  5. За игольницей устанавливается счётчик, подсчитывающий каждый ряд.

Виды и типы аппаратов

Фантура - это игольница. Виды вязальных машин по количеству игольниц:


Вязальные машины отличаются способом программирования:

    ручные. Все узоры делаются вручную;

    перфокарточные. Узоры делаются с помощью перфокарт. 20–30 штук идут в комплекте. Если вам нужны другие узоры, вы их покупаете в магазине или приобретаете чистые перфокарты и с помощью перфоратора набиваете свои узоры. Перфоратор продаётся отдельно;

    электронные. Витой шнур, идущий к каретке, передаёт информацию с компьютера на вязальную машину. Компьютер сообщает каретке, как ей нужно вязать на данных иглах сейчас. Можно вывязать таким образом жаккардовые, ажурные и другие узоры. Программа по вязанию простая и много технических ресурсов ей не нужно.

Класс вязальной машины

Класс вязального аппарата обозначает количество иголок на один дюйм. Например, седьмой класс - семь игл на один дюйм. Иголочки на седьмом классе более тонкие и чаще расположены, чем на третьем классе, где на дюйм приходится три иглы. И пряжи для этих машин тоже разные. Седьмой класс может вязать тонкую пряжу в одно сложение и не сможет связать толстую пряжу. Тонкая пряжа - это 1400 метров на 100 г. В результате получится тонкое, мягкое, пластичное полотно. Вязальная машина пятого класса может вязать 350 метров на 100 г. Машина третьего класса не сможет вязать нить 1400 метров в одно сложение. Ей понадобится 5–6 сложений.

Бытовые машины бывают третьего, четвёртого, пятого и седьмого класса. Десятый класс встречается очень редко. Такие машины используют в ателье. Самый распространённый пятый. На него выпускают наибольшее количество дополнительных инструментов, которые могут облегчить ваш труд.

Какую машину лучше выбрать для дома

  • сначала определитесь с тем, что вы будете вязать, чтобы правильно выбрать класс машины. Например, толстые шапки - это третий класс, очень тонкие вещи - это седьмой класс. Средняя толщина и универсальный подход к выбору пряжи - это пятый класс. У машины седьмого класса одна фантура вмещает 250 игл, третьего - 110 игл. Соответственно, полотно получится разной толщины и разной ширины;
  • нужна ли вам вторая фантура? Она создаёт сложности в освоении и работе. Но её отсутствие ограничивает разнообразие вязания;
  • к электронной машине нужен источник питания, а к перфокарточной и ручной - нет;
  • ориентируйтесь на цену. Если вы ограничены в финансах, тогда присмотритесь к ручным машинам. Они намного дешевле, просты в работе и обслуживании;
  • рассмотрите вопрос подготовки рабочего места. Для двухфантурных аппаратов нужен крепкий стол. Ручные машины более компактны и весят до 5 кг;
  • что касается производителей, то среди перфокарточных и электронных аппаратов зарубежные более надёжны. Если вы предпочитаете российское производство, то берите ручную машину. Она портативна. Не нужно отводить специальное место. Машинка поместится на журнальном столике. Можно вязать, поставив её на колени. Такую машину легко каждый день убирать в коробку или шкаф. Она легко влезет в сумку. Российские ручные машины служат очень долго. На сайтах по продаже бывших в употреблении товаров можно встретить вязальные машины производства СССР в хорошем состоянии;
  • для лучшего представления о машинах сходите туда, где можно увидеть их в работе и подвигать каретку. Если у вас нет таких знакомых, пойдите в магазин по продаже вязальных машин. Там проводятся презентации и обучение. Первый пробный урок бесплатный. Попробуйте повязать. Если и такой возможности нет, посмотрите побольше видео.

Отзывы потребителей

Ручная двухфантурная вязальная машина Ивушка, цена 3900 р.

На спицах и крючком я умею вязать довольно неплохо, но на « Ивушке» получается намного быстрее и аккуратнее, чем вручную. Скорость вязания на такой машинке до 10 раз быстрее, чем на спицах. И, что немаловажно, на «Ивушке» есть возможность вывязывать такие узоры, которые на спицах связать невозможно!
Машинка очень компактная, всего 35 см. в длину и для вязания не нужен специальный стол, можно вязать даже, просто поставив машинку на колени, сидя на диване. Весит она совсем немного, всего около одного килограмма.
Я даже не представляла, что такая маленькая « штучка» может так много!!!
« Ивушка» является двухфонтурной машиной, что позволяет вязать на ней вкруговую без шва, например носки или варежки.

Устюжанка

http://otzovik.com/review_3551271.html

Ручная однофантурная вязальная машина Silver Reed LK-150, цена 22700 р.

Имеет легкий пластиковый корпус. Металлические иглы. Приятную каретку с возможностью регулировать плотность вязания. Кстати, пряжу можно использовать как тонкую(как для вязания на спицах №2) так и достаточно толстую. Счетчик рядов. Узоры все выполняются путем перенавешивания петель, согласно схемам. На самом деле, за такие деньги это очень достойная вещь. Но, как я поняла, не для меня) Тем, кто не страдает отсутствием усидчивости, она несомненно станет отличной помощницей. Я же продолжаю вязать спицами и подожду возвращения своего первоначального желания иметь вязальную машину Silver Reed LK-150))

http://otzovik.com/review_604508.html

Электронная двухфантурная вязальная машина Silver Reed SK840/SRP60N, цена в комплекте с электроникой 197990 р.

Машинка сама по себе ручная, не автоматизированная. Но к ней продаётся компьютерный модуль с возможностью помощи при длительном вязании больших деталей. С ним вдвое сокращается время вязания.
Многие думают, что с компьютерным модулем машинка будет вязать сама! НЕТ. Машинка сама не вяжет. Модуль только подаёт сигналы, когда на машинке сменить нитку, снять, соединить, добавить петли, сколько рядов провязано, какие операции во время вязки ещё произвести, перекрестить петли. Но все операции проводить надо вручную. Компьютер помогает только не запоминать, и не следить самому за необходимостью совершить вручную операции.
На машинку устанавливаются датчики по обе стороны игольниц, они и посылают сигнал на компьютер о ходе программы.

sashabon89

http://otzovik.com/review_3550912.html

Двухфонтурная перфокарточная вязальная машина Brother KR-838, цена 74400 р.

Люблю вязать. Для души и когда есть свободное время. На Бразере быстро и аккуратно можно связать практически любую задумку. Обычная вязка, вязка рисунком в два цвета различными способами(можно в три, наловчившись определенным образом), вязка резинкой, ажурная, КОСАМИ, круговая. Вобщем, практически любой каприз)
Большой плюс - механика простая и безотказная. У меня еще ни разу не ломалось ничего. Один раз была неприятность от того, что вторая фонтура долгое время находилась в неправильном состоянии (я неправильно закрепила и на два месяца забыла о машинке) и провисла. Проблема быстро уладилась на месте простым перекручиванием винтов крепежа. Не сломался еще ни одна спица за 10 лет использования.
Дополнительно к машинке можно купить набор перфокарт с перфоратором для создания собственных рисунков (в базовом комплекте к машине около 20 перфокарт), перекидную каретку и еще какие-то примочки. Я не покупала, мне вполне хватило базы.

Olesilla

http://otzovik.com/review_31205.html

Как пользоваться вязальной машиной

Если машина новая или долго не была в употреблении, её необходимо после установки смазать. И только после этого приступать к работе.

  1. Возьмите машинное масло и прокапайте по рельсе игольницы. Добавьте масло на губку и проведите ею по рельсе. Выдвиньте все иглы и смажьте их губкой. Наплавляющую каретки, которая идёт по рельсе, тоже смажьте. Установите каретку на игольницу и несколько раз подвигайте её вдоль всей игольницы.
  2. Вставьте пряжу в нитеразделитель. На каретке установите ту рабочую плотность, которая подходит для вашей пряжи. Например, для мотка 300 метров на 100 г подходит плотность 6.
  3. Гребёнкой сдвиньте иглы в переднее нерабочее положение. Подготовьте первый ряд намоткой нити на иглы.
  4. Заправьте нить в нитевод каретки. Проведите первый ряд справа налево. Если нужна оттяжка, повесьте натяжную гребёнку.
  5. Продолжайте вязать путём вождения каретки по игольнице.

Как работать на вязальной машине: видеоурок

Особенности работы на разных машинах:

  • двухфантурная. Вязание происходит на обеих фантурах одновременно. На нижней каретке устанавливаются те же настройки, что и на верхней. Каретки соединяют плечом, чтобы они двигались одновременно;
  • перфокарточная. Здесь не нужно вручную постоянно выставлять разное положение игл при вывязывании узора. Машина сама сделает это с помощью перфокарт, которые вставляются в специальное устройство;
  • электронная. Вместо перфокарт работает компьютер. Вы в специальной программе рисуете узор и выбираете цвета. И машина под управление электроники будет руководить положением игл и установкой цвета.

Дополнительные устройства

В продаже имеются дополнительные устройства, облегчающие работу и расширяющие возможности вязания:

  • деккеры. Идут в комплекте к вязальной машине. Они нужны для совершения операций с иглами и петлями;
  • отборные гребёнки. Для выдвижения игл. Бывают с разным ритмом отбора, то есть через одну, две или три иглы;
  • оттяжная гребёнка. В её дырочки вешаются грузы разной тяжести;
  • грузики. Их прикрепляют на край изделия для того, чтобы оно равномерно провязывалось;
  • лекальное устройство. Вы делаете выкройку, а устройство показывает когда прибавлять или убавлять петли;
  • устройство автоматической смены цвета. Вы вставляете нити разных цветов в специальные держатели. Нажимаете на кнопки и нужные цвета участвуют в вязании;
  • трансферная каретка. Нужна для быстрого перехода с простой вязки на резинку;
  • каретка-линкер. Для закрытия последнего ряда и соединения деталей только по прямой линии;
  • деккерная каретка. Для ажура;
  • кеттельная машина. С её помощью можно соединять любые детали. Строчка будет выглядеть, как у изделия, купленного в магазине;
  • перфоратор. Для создания своих узоров;
  • моталка пряжи.

Уход и устранение неисправностей

Замена прижимной пластины

Очень часто увлечение вязанием на машине происходит спонтанно. Захотелось связать красивое трикотажное платье, и вы решили купить вязальную машинку, чтобы научиться вязать на машинке и связать это красивое платье. Или попросту решили освоить давно лежащую в шкафу мамину вязальную машинку. Первая задача, разобраться, как связать на машине первый ряд.
Инструкция вязальной машины, как правило, утеряна. А если и есть книга, типа "Вяжем на машине сами", то очень сложно неподготовленному человеку понять непонятный технический язык. После прочтения нескольких страниц появляется твердое желание купить все же готовое платье, но не торопитесь с выводами.
Конечно, придется потрудиться, чтобы научиться хотя бы азам вязания на машине, но зато эти усилия компенсируются удовольствием от творчества и возможностью иметь неповторимые, оригинальные, связанные на машине вещи.

Видео образования начального ряда на вязальных машинах. Самый распространенный способ - способ обвития игл пряжей вручную.

Можно также отметить, что купить вязальную машинку недешевое удовольствие и цены на новые вязальные машины могут достигать 100 тысяч рублей и более. Впрочем, цена на б/у вязальную машинку, тоже немаленькая. Для таких вязальных машин как Silver, Brother, 15-50 тысяч рублей, это вполне приемлемая цена. И несколько пониже для машин марки Нева, Веритас. Все это, включая и то, что эксплуатация машины требует больших знаний и умений, заставляет относиться к покупке вязальной машинки достаточно серьезно.

В этом разделе сайта, мы попытаемся помочь вам освоить первый шаг - подготовку пряжи для машинного вязания. В дальнейшем, вы можете окончить курсы вязания на машине или самостоятельно углубить свои знания из книг и интернета и научиться вязать красивую и неповторимую трикотажную одежду.

1. Вязание на машине начинается с подготовки пряжи


Первое, что необходимо сделать, прежде чем начать учиться вязать на машине, это подготовить пряжу. Если пряжа будет с узлами или неподходящая к данному типы машины, то вам покажется, что вязальная машина сломана, и желание вязать на ней у вас быстро исчезнет.
Подготовив пряжу, научитесь набирать первый ряд полотна и свяжите вначале свой первый шарфик из разноцветных горизонтальных полосок.

Для машинного вязания выпускаются специальные нитки на огромных бобинах. Они достаточно тонкие и поэтому их складывают (3-5) вместе. Такая нить идеально подходит для вязальной машины, изделие получается гладким и ровным. Но свои первые шаги вы будете начинать с обычной пряжи, используемой для ручного вязания, которая не очень, но подходит и для машинного вязания. Главное, не использовать очень толстую пряжу.
Для слишком толстой пряжи существуют другие классы вязальных машин и вязальных игл. У таких вязальных машинок не 200, а 100 игл (всего 5 классов вязальных машин).

При вязании на машине можно использовать широкий ассортимент пряжи, включая синтетическую пряжу. Однако, при первом использовании ее новичками, особенно сразу после покупки машинки, следует сначала использовать мягкую шерстяную пряжу средней толщины.

2. Пряжу необходимо вначале подготовить и перемотать


Пряжу необходимо вначале подготовить и перемотать. Это делает вязание более легким и качественным. Машина вяжет равномерно и мягко, без рывков и пропусков, или как говорят вязальщицы, сбросов. На рисунках представлены типы намотки пряжи.
А - конический тип, В - цилиндрический тип. Такие мотки готовы и пригодны для машинного вязания.
С, D, или Е - такие мотки пряжи требуется перемотать.

3. Для перемотки пряжи используется специальное устройство

Для перемотки пряжи используется специальное устройство, без которого не обойтись ни одной вязальной машине. При перемотке, пряжа укладывается в моток так, что нить снимается с мотка равномерно, без усилий. Или, по крайней мере, с одним и тем же усилием.
Если вязать на машинке с клубков, натяжение будет "прыгать", постоянно меняться. И два связанных рукава из одной пряжи, с одинаковым количеством рядов и плотностью вязания, будут иметь разную длину и ширину. Придется распускать и вязать их снова.
Важно понимать, что нить, поступающая в каретку рывками, будет влиять на плотность вязания полотна. Поэтому, обязательно приобретите такое устройство или покупайте пряжу уже перемотанную в мотки, предназначенные специально для вязальной машины.

Кусочек парафина смягчает пряжу, делает ее гладкой и эластичной. В результате, при вязании машина меньше шумит и нагрузка на иглы и каретку уменьшается.
Мотки фабричной намотки пряжи иногда бывают слишком плотно намотаны. Если есть возможность, лучше перемотать даже фабричные клубки.
Начинать расходовать нить нужно с внутреннего конца мотка.

5. Не применяйте запутанную или узловатую пряжу

Лучше распутать или отрезать запутанную пряжу и сделать новый моток. Узлы могут стать причиной заедание каретки и даже поломки иглы, не говоря про сброс петли в полотне во время вязания.

Внутренний конец нитки мотка следует использовать как начальный. Убедитесь в том, что при выходе пряжи из мотка, моток не подскакивает. Если пряжа не снимается плавно, а рывками, то можно попробовать использовать другой конец нитки (снаружи мотка).
Мотки, типа Е, обязательно следует перемотать с помощью приспособлений для удержания пряжи или удерживая ее на руках, как показано на рисунке.
Используйте только подходящую пряжу, перемотанную, эластичную и не слишком толстую. Это облегчит вам первые шаги обучения работы на вязальной машинке. Научившись вязать на машине обычной пряжей, вы сможете перейти на использование более сложных видов пряжи, для которой требуется иногда вязать трикотажное полотно через иглу.


Как устроена и работает однофонтурная вязальная машина. Подробная инструкция для вязальной машины Нева-5.


Научиться вязать на машине невозможно, не разобравшись, как она устроена. Многие возникающие дефекты вязания полона на вязальной машине вы сможете легко устранить, если будет понимать причину их появления.


Для начинающих учиться вязать, лучше всего начинать обучение на простых и недорогих машинках, таких как Нева-5. Когда вы сможете полностью освоить приемы вязания на такой машине, можно подумать и о том, чтобы научиться вязать на более сложных и дорогих моделях вязальных машин.


Порой ошибочно считают, что для того чтобы связать красивое и сложное платье нужна вязальная машинка последней модели. На любой машинке, даже на Северянке, можно связать любые узоры и орнаменты, если научиться вязать их с помощью ручного переноса петель.


Вязание на машине предусматривает использование специальной пряжи. Пряжа для ручного вязания отличается от пряжи для машинного вязания толщиной нити и способом укладки нитки в моток. Чтобы научиться вязать на машине, используйте для обучения тонкую и эластичную пряжу, перемотанную на специальном приспособлении.


Можно научиться вязать на машине, но вот как научиться ремонтировать вязальную машинку? Ремонт вязальной машины - это дело сложное и под силу только опытному мастеру. Но хорошо, если вы живете в Москве или другом крупном городе, где есть мастера по ремонту вязальных машин. А что делать, если в вашем городе такого мастера не найти?


Двухфонтурная вязальная машина - это не только хобби, но способ заработать. Использование двух фонтур, а по сути двух отдельных машин, расширяют возможности вязания безгранично. Единственным ограничением становится только ваша фантазия. Научиться вязать на такой вязальной машинке будет намного легче, если вы уже научились вязать на однофонтурной машине.

В наши дни промышленная индустрия одежды многогранна и такое понятие, как самостоятельное вязание, казалось бы, должно кануть в Лета. Однако, это хобби набирает всё большие масштабы своего развития, что не удивительно, ведь даже самая качественная вещь, выполненная в производственных масштабах не заменит «душевного тепла» и индивидуальности, которую имеют собственноручно связанные вещи. Но и этот процесс в домашних условиях может быть автоматизирован, если речь вести о машинной вязке.

Полотно связанное вручную, будет более пышным. Машина же равномерно придавливает изделие.

Ручная вязка имеет десятки различных узоров и техник вязания и, хотя машинки для вязания постоянно модернизируются, им всё ещё не под силу иметь столько режимов узоров. Важна и скорость получения готового изделия. Однако автоматического режима вязания без участия в нём человека не предусмотрено.

Разновидности аппаратов

Как научиться вязать на вязальной машине

Необходимо понимать, что, несмотря на свой компактный внешний вид, вязальная машинка серьёзное техническое приспособление и если вы всерьёз решили научиться и понять, как вязать на вязальной машинке, то следует запастись терпением.

Разумеется, первый вопрос, который должен стать перед нами перед тем как начать пользоваться вязальной машиной — из чего же вязать.

Какую пряжу выбрать

На первых этапах эксперты советуют выбирать мягкую пряжу. Нити должны быть среднего размера.

ВАЖНО. Нити для машинной вязки выпускаются отдельными катушками и могут быть не только из шерсти натурального происхождения, но и синтетическими.

Далее, важно подготовить пряжу для вязания. В этом случае имеется в виду, что пряжу нужно размотать и снова смотать клубок. Это придаст нашим нитям лёгкости, а вязание будет проходить равномерно и без скачков, которые, несомненно, ухудшают качество изделия.

ВАЖНО. Катушки заводских нитей, как правило, очень жёстко намотаны, их необходимо перед вязанием также перемотать в новый клубок.

Процесс вязания

Считается, что первый ряд — самое сложное испытание, после которого многие люди оставляют свои попытки вязать самостоятельно. Но ведь любое начинание даётся нелегко, впрочем, нам понадобится лишь аккуратность и внимательность.

Приветствую вас! Сегодня раскрою несколько «секретов» вязания на машине . Думаю, эта информация очень пригодится тем, кто только собирается заняться машинным вязанием.

В частности, речь пойдет о пряже, которую можно использовать при вязании на машине. А также, о некоторых важных моментах вязального процесса, которые открываются со временем, как результат многочисленных ошибок и многочасовых поисков.

  • Какая пряжа нужна для вязания на машине?
  • Почему сбрасываются петли?
  • Как заменить спицу в грузодержателе?
  • Чем перематывать нитки?

Уверена, подобные вопросы возникают у многих, кто впервые берется за вязальную машинку.

Слово «секреты» в данном случае достаточно условно, потому что никто специально такую информацию не скрывает. Просто, со временем начинаешь познавать истинный смысл выражения, что «умный учится на чужих ошибках». Действительно, это позволяет не только сэкономить время, но и поберечь нервы, которых немало тратится в первые дни освоения премудростей машинного вязания.

Поэтому, предлагаю эту статью начинающим, как информацию для размышления и возможность избежать некоторых проблем при вязании на машине Silver Reed 840.

Читайте также следующую статью из этой серии « »

__________________________________________________________

Статья построена в форме «интервью», поскольку поводом к ее написанию послужили некоторые вопросы, приходящие на почту. Если у вас также появятся новые вопросы, задавайте их, пожалуйста, в комментариях, т. к. я не всегда успеваю отвечать в личке. А здесь ответы будут доступны и для других посетителей.

___________________________________________________________

Первое. Можно ли вязать на машине той пряжей, которой вяжут на спицах и крючком?

Да, на машине можно вязать не только специальной пряжей - в бобинах. Но и нитками, предназначенными для ручного вязания. Выглядят они так, т.е. продаются в мотках.

Но, для этого нужна моталка. Когда мы впервые собрали свою вязальную машину, конечно, сразу стали искать информацию про то, какими нитками вязать. Практически везде было написано, что следует использовать нитки, промышленным способом собранные в бобины. В магазине, где мы впервые выбирали пряжу, тоже сказали, что мы должны купить целую бобину. На вопрос, а как же в несколько нитей вязать из такой большой бобины, получили ответ, что можно заказать, и нам перемотают нужное количество. Или, необходимо приобрести моталку.

Получалось, что нам нужно было постоянно заранее делать заказ. Причем, в то время мы понятия не имели, сколько ниток уходит на изделия и пр. Более того, даже не могли представить, как вообще должен выглядеть клубок, когда его перемотают. Хорошо хоть, в самом магазине были такие клубки в готовом виде. Так что, при первой перемотке мы уже имели некоторое представление, что должно получиться в итоге.

Второе. Какие бывают моталки? И где купить такое устройство для перемотки?

Насколько мне известно, мотовила бывают разные, в том числе, электрические. Но, на сегодняшний день нас вполне устраивает то устройство для ручной перемотки от фирмы «Camma», которое мы сразу купили в магазине «Вербена» (г. Уфа). Тогда, в 2012 г., ее цена была 1000 рублей. Я этому была очень рада, т. к. в интернете видела их по 1500 руб. Сейчас, т. е. в ноябре 2014 г. видела в магазинчике по 1300 р.

Насчет того, где их прикупить, особых советов давать не буду, т. к. все проживают в разных регионах. Одно могу сказать из личного опыта, что из всех магазинов, где нами покупается пряжа, мы нашли их лишь в «Вербене».

Кроме того, видела, что точно такие предлагают в соцсети «Одноклассники», тоже по вполне приемлемой цене. Правда, ссылки дать не могу, не помню, у кого видела. Но, если будет нужно кому-то, могу поискать.

Процитирую часть текста с указанной страницы:

«Очень важна правильная подготовка нити к вязанию. Это облегчит процесс вязания, сделает его более приятным. Кроме того, качество Ваших изделий заметно улучшится. Вязанию нитью из мотка или из клубка, смотанных вручную, невозможно. Мы рекомендуем использовать моталку для перематывания нити в клубки, пригодные для машинного вязания.»

Теперь, когда нам нужно вязать нитью в два или три сложения, мы делаем перемотку с основной бобины, т. е. готовим еще моточки. И вяжем, например, в две нити, так.

Третье. Как правильно перемотать нитки для вязания на машине?

Чтобы вязать пряжей для ручного вязания, ее ОБЯЗАТЕЛЬНО необходимо перемотать. Сделать это можно, к примеру, с помощью ручной моталки.

Должна сказать, что это - еще один непростой момент, который нам пришлось преодолеть. Оказалось, мало купить моталку. Нужно было сообразить, как на нее намотать ниточки. В магазине этого не объясняли, сказали, что есть инструкция, дескать, в ней все понятно.

Да, все было ясно, кроме одного - так на что наматывать-то? Если прямо на конус моталки, когда снимаешь полученный клубок, он форму не держит, норовит на бочок завалиться. Хотя, на фото в Инструкции, которое показывала ранее, вроде кончик нитки вытягивается из серединки.

Тогда-то и пришла идея, которая непосвященным в действо машинного вязания покажется странной (если не сказать больше:). Стали использовать втулки от туалетной бумаги в качестве основы, на которую наматывается нитка. И, благодаря которой отлично держит весь клубок.

В случае необходимости, смотрите подробный фото-МК, в котором показала:

  • как выглядит ручное мотовило,
  • как использовать втулки в качестве конусов,
  • как должен выглядеть моток, готовый для вязания на машине и др.

Четвертое. Зачем ставить пряжу в кастрюльки?

Однажды пришло письмо с таким вопросом. Девушка недоумевала, зачем на некоторых сайтах рекомендуют во время вязания ставить нитки в кастрюли.

Нам это чувство удивления было очень знакомо, т. к. примерно то же самое посоветовала незнакомая добрая женщина в магазине, когда мы, будучи совсем новичками, занимались выбором пряж: «Ставьте мотки в две кастрюльки и вяжите себе» .

Суть идеи не в том, во что поместить мотки. Часто бывает так: когда нить в клубке заканчивается, этот клубок начинает «скакать и прыгать» при прохождении очередного ряда. И, даже может слететь со стола.

Когда моток полный, нитка спокойно соскальзывает с него, бобина даже не сдвинется с места. Но, когда нить в мотке заканчивается, он становится очень легким. Каретка проходит быстро, нитка должна разматываться тоже стремительно, т. е. конус вращается с большой скоростью, мечется по столу. Когда «слетает» со стола, поднимать его хлопотно.

Чтобы избежать этого, небольшие клубки и неполные бобины мы заранее ставим в какую-нибудь посудину. Например, в чашку (объемом литра на два - три). Тогда, при вращении они ударяются по ее краям, но, не падает. Соответственно, не мешают вязанию.

Пятое. Какой пряжей можно вязать на машине Сильвер? Правда ли, что х/б не подходит для него?

Здесь отвечу коротко. Silver Reed 840 - отличная машина. Мы вяжем на ней акрилом, п/ш (полушерстью), льняной ниткой, хлопковой.

Хлопковая прекрасно вяжется как бобинная, так и предназначенная для ручн. вяз-я (например, «Coco» , «Pelican»). Кулирная гладь, ажур, резинки - все получается. Главное, правильно подобрать их по толщине (плотности), которую «берет» машина. Об этом - ниже.

Шестое. Можно ли на Silver Reed 840 использовать нитку, предназначенную для ручного вязания?

Чтобы найти ответ на такой же вопрос, в самом начале нашего обучения пришлось «перелопатить» массу разных интернет-ресурсов. Что касается пряжи в бобинах, предназначенной именно для машинного вязания, тут особых проблем не было. В интернет-магазинах по реализации ниток легко прочесть все данные по ниткам: состав, плотность и пр.

Относительно вязания пряжей, предназначенной для ручного вязания, информации оказалось крайне мало. В итоге, пришлось выяснять опытным путем. Покупали разную пряжу, предназначенные для ручного вязания, и начинали вязать.

И выяснили, что для нашей машины Сильвер Рид 5 класса подходит пряжа в пределах 300 - 600 м/100гр. Напомню, перед вязанием такие нитки предварительно перематываются. Сейчас мы постоянно вяжем такими нитками головные уборы, шарфы, манишки.

Опробовали и нитки потолще, 220-250 м/100 гр. Машина вяжет, хоть и с трудом. Но, полотно получается не очень привлекательным, стоит «колом».

Седьмое. Что делать, если петли с краю полотна все время слетают?

Чтобы ниточка по краю полотен не слетала с иголок, через каждые 10 рядов мы навешиваем и перевешиваем кромочные грузы.

Делаем это так. Когда связано 20 рядов, с двух краев, по-очереди, нащупываем начало вязания и осторожно подтягиваем его вниз. В этот момент нужно смотреть не под машинку (там все равно ничего не видно), а на иглы того места, где вы делаете оттяжку. Сразу видно, что они выравниваются и нитка «ложится» в паз иголки. Оттянули рукой и - навесили груз. Повторили с правой стороны. Обычно я вяжу стоя, поэтому, присаживаюсь на корточки. Если же сижу на стуле, просто наклоняюсь влево, потом вправо.

Описанное выше относится к двухфонтурному вязанию. Естественно, при одной фонтуре легче наблюдать, что происходит в процессе вязания. Да и перевешивать грузы проще.

Может показаться хлопотно делать все эти дополнительные телодвижения с перевешиваем. Да, это - дополнительная нагрузка на все мышцы. Но, зато теперь мы практически забыли про сброшенные петли в тот момент, когда часть полотна связано. Случается, но редко.

Кстати, еще один «секрет» мы показали видео-уроком « » . Вроде простой вопрос, а спрашивают часто.

Восьмое. Зачем вешать грузы?

Мы тоже вначале никак не могли понять, в чем смысл этого действия. Почему надо сразу навешивать гребенку, а затем - и грузы? А что будет, если не навесить?

Сейчас, конечно, понимаем, что, если этого не сделать своевременно, петли могут (и будут) выскакивать из игл. В общем, вязание не пойдет. Выше об этом уже было сказано, когда речь шла про навешивание кромочных грузиков, не буду повторяться.

Но, раз уж речь зашла про навесную гребенку, хочу добавить еще из личного опыта кое-какую информацию.

В гребенке грузодержателя спицы можно менять. Они продаются в некоторых магазинах. Допустим, мы ее купили в «Вербене». Продавцы называют эту спицу незамысловато - «пруток».

Дело в том, что в результате наших опытов с толстой ниткой наш пруток довольно быстро потерял форму, весь изогнулся. В результате, у нас появилась серьезная проблема. Каждый раз, вдевая его в гребенку, приходилось мучиться. Спица утыкалась куда попало, никак не хотела продеваться в отверстия. Особенно, в конце линейки, когда оставалось сантиметров 7-10.

Казалось бы, что проще - заменить и все дела. Но, купить ее оказалось непросто. Во-первых, потому, что продают их не во всех магазинах, где мы брали пряжу. Во-вторых, пару раз, когда мы приходили в магазин, где их все же можно найти в продаже, и спрашивали про спицу, слышали, что «они уже распроданы». Недавно удалось, наконец, прикупить эти драгоценные пруточки (взяли сразу два, по 120 руб.) и вздохнуть свободно.

Так что, вывод такой - со спицей в натяжной гребенке лучше обращаться бережно. Вроде мелочь, а оказалось, совсем нет.

____________________________________________________________________

Вот и все на сегодня. Спасибо за внимание. Надеюсь, статья окажется полезной тем, кто стоит в начале творческого пути в машинном вязании.

С уважением, Сауле Вагапова

Печать

В статье полезные советы, которые пригодятся новичкам машинного вязания. Про страхи перед началом вязания на машине и эмоциональный настрой, о подготовке вязальной машины к работе и других важных "мелочах" обучения. Преодолев которые, вяжешь на машине с радостью.

Приветствую вас! К нам регулярно приходят вопросы про то, как начать вязать на машине Silver Reed. Решила продолжить серию статей об особенностях вязания на машине. Начало в статьях " " и " « .

Эмоциональные проблемы обучения машинному вязанию

Первое: трудно ли научиться вязать на машине

Это самый распространенный вопрос, который нам задают. Будь помоложе, могла бы сказать: „Да это капец как трудно“!!! Если бы я знала, что это ТАК трудно, ни за что не просила мужа купить вязальную машину!»

Но, будучи человеком зрелого возраста, отвечу сдержаннее: «Конечно, учиться работать на любом новом машинном устройстве не просто. Требуется терпение, время, старание. Но, если иметь сильное ЖЕЛАНИЕ, научиться можно».

Второе: страх перед началом обучения вязания на машине

Когда учишься вязать на машине, сильнее мешают эмоционально-психологические моменты, чем незнание как таковое. Не случайно, в первом предложении у меня написано не «как научиться вязать», а «как начать» .

Приступать к вязанию на вязальной машине страшно любому из нас, женщинам и мужчинам. Не верьте тем, кто хвастливо заявляет что-то типа: «Да ну, фигня, я ничего не боялась. Взяла и научилась». Эти люди либо лукавят, либо забыли о своих страхах, что испытывали в начале пути. Или же, вяжут «абы как». А то и вовсе давно бросили все, так и не научившись как следует вязать на машине. И своей бравадой скрывают нежелание позволить другим преодолеть свою боязнь и научиться красиво вязать машиной.

На тот момент, когда мы купили нашу машину Сильвер Рид 5 класса, у меня был большой профессиональный опыт в разных областях. Какие только навыки мне не приходилось приобретать до этого. Даже работу в интернет (блоггинг, вебмастеринг) успешно осваиваю самостоятельно, хотя в нашем возрасте это гораздо сложнее, чем в молодости.

Но, около недели я не могла заставить себя открыть коробки, в которые была упакована вязальная машина. Была какая-то совершенно непонятная мне робость. Да что там, это были оторопь, страх, переходящие в панику. Эмоционально очень похоже на то, как учишься водить авто на курсах вождения. В результате, мужу пришлось вначале самому полностью освоить вязальную машину. И, затем, учить меня. До сих пор во всех трудных ситуациях, возникающих при машинном вязании, спрашиваю совета у мужа.

Так что, когда вы испытываете страх перед вязальной машиной, и никак не можете заставить себя подойти к ней, помните, что в этом вы не одиноки. Многие из нас впервые прикасались к машине трясущимися от волнения руками. Это - нормально. Пожалуй, без этого - никак.

Третье: дела семейные

Известно ли вам, что курсы обучения машинному вязанию проходят около года? А мы смело беремся сделать это самостоятельно. Многим женщинам приходится буквально урывать минутки между работой, домашними хлопотами, уходом за детьми и мужем. Находить время для того, чтобы машину и пряжу подготовить, маленьких деток из комнаты вывести, чем-то заняв и т.п. Да еще выбрать момент, когда никто не спит, чтобы не помешать шумом каретки. Сколько трудностей преодолевается незаметно для себя.

А если нет ни понимания, ни поддержки от знакомых и близких, еще труднее. Это - важный психологический момент, затрудняющий обучение. Когда человек учится на курсах, окружающие об этом знают, относятся с определенной долей уважения. Не возмущаются по поводу потраченного времени на обучение. Не упрекают в «ж...рукости» или других обидных вещах.

Кроме того, всегда есть возможность проконсультироваться лично у специалиста и увидеть, что у тех, кто учится рядом, похожие проблемы. После курсов можно показать удостоверение, как доказательство того, что ты теперь — специалист.

А когда учишься вязать на машине дома, тратишь на это СВОЕ свободное время. У близких и знакомых нет восприятия, что то, чему ты сейчас учишься, очень сложно и серьезно. Напротив, может восприниматься как баловство и дурь.

Поэтому, если так случилось, что вы осваиваете вязальную машину в одиночку, без поддержки близких, постарайтесь ясно осознать, что вы - молодец, умница и сильный человек! Потому, что не сдаетесь и учитесь серьезному и полезному делу вместо того, чтобы тратить время на болтовню или «пустые» посиделки.

Технические стороны машинного вязания

Четвертое: машину следует правильно собрать

Вязальная машина состоит из нескольких частей, которые подлежат сборке. К примеру, как компьютер - чтобы он заработал, нужно установить «рабочий стол», подключить к нему шнурами процессор, мышку, клавиатуру и пр. Если что-то забыть или неправильно сделать, комп не станет работать.

Такой же алгоритм и для вязальной машины Silver Reed. Собирать ее нужно тщательно, внимательно, неспешно. Можно сказать, даже ювелирно. В дальнейшем обращайте внимание на то, равномерно ли поднята передняя фонтура. Если поднять ее не до конца, могут слетать петли.

Пятое: новая вязальная машина как необъезженная лошадка

Хочу сказать про один простой момент, о котором не догадываешься, будучи новичком. Пока машина новая, она совершенно не разработана . Плохо вяжет, как бы «со скрипом», иглы словно друг за дружку цепляются.

Поначалу мы очень поражались разным непонятным ситуациям. Только что машина нормально вязала, а теперь по краям (а то в и середине) нитка слетает, каретка упрется ни с того, ни с сего, хоть тресни. Казалось, что машина вначале ведет себя как необъезженная лошадь))

В какой-то степени, так оно и есть. Видео-уроки, которые можно найти в интернете, показываются на машинах разработанных. Поэтому, на них каретка скользит мягко и плавно. Иглы не цепляются друг за друга, петли не спрыгивают и т.д. Глядя на такие идеальные видео-уроки, мы сильно печалились, какие же мы неумехи, а вон как все здорово у других.

На самом деле, причины кроются в технических моментах. Один из которых заключается в том, что машина новая. Со временем все налаживается.

Шестое: «семь раз отмерь...»

Не только у новичков случаются дни, когда как-то все не складывается при вязании. Машина артачится, петельки «пляшут» кто куда. Приходится тщательно проверять многие настройки в машине. Перечислю некоторые, проверка которых обычно помогает нам исправить проблемы.

а) смотрим, не нажали ли случайно, когда опускали — поднимали фонтуру, рычаг зазора (с синей точкой). Он должен быть вверху до упора, ни милимметра не оставлять свободного пространства;
б) проверяем, переключен ли рычаг полушага (например, вяжем «резинку 2×2», а он установлен в позиции H5 вместо R5);
в) ПИ поднимаем правильно;
г) снимаем или довешиваем грузы;
д) проверяем тщательно каждую петлю в ряду;
е) не провисает ли нить, что идет от бобины или мотка (по Инструкции должна быть хорошо натянута).

Седьмое: вяжем на всю ширину игольницы

Из предыдущего пункта вытекает еще один, не менее важный. В первые дни мы вязали небольшие «кусочки» на 30-50 игл. В работе обычно оказывались несколько десятков центровых игл, а крайние оставались без работы. В результате, каретка начинала идеально двигаться по центру игольницы. Но, слегка буксовала по краю. Или, петельки именно по краям путались и «слетали».

Если у вас наблюдается такая же картина, причина может скрываться в том, что крайние иглы почти не участвовали в работе. Но, по мере работы каретки и игольницы начнут вязать «как по маслу». Кстати, по поводу масла - следующий пункт.

Восьмое: смазываем машину

К машине прилагается специальное масло в маленьком удобном флакончике с узким горлышком. Нас неоднократно спрашивали «а как правильно смазывать вязальную машину»? Накапать несколько капель прямо на машину и ждать, пока она как-то сама пропитается?

Кому-то вопрос покажется смешным и глупым. На самом деле, это - необходимый и важный момент в настройке вязальной машины. Мы поступаем так: капаем одну каплю на ватный диск и смазываем им игольницы. Показали в небольшом видео-уроке.

Еще один актуальный вопрос: как часто смазывать машину ? Конечно, это не тот случай, когда «маслом кашу не испортишь». Слишком часто не смазываем. К примеру, бывает, что больше заказов приходит на вязание крючком/спицами и Сильвер Рид стоит несколько недель без работы. Тогда, перед началом вязания обязательно смазываем машину.

Или, наоборот, почти без остановки вяжем только машиной. Конечно, в игольницах и в каретках собирается много пыли и мусора от разной пряжи, которая используется для различных изделий. Тогда чаще очищаем и смазываем, чтобы каретка легко вязала.

Девятое: вязальная машина должна быть чистой

Следующий будничный и элементарный вопрос машинного вязания - как чистить машину . Помещение, в котором вяжем и саму машину Silver reed мы регулярно очищаем пылесосом. Сейчас разнообразие моделей пылесосов, с насадками для щелей и пр. Проще всего снять щетку и с помощью трубки тщательно прочистить игольницы.

Не знаю, как другие вязальные машины, но Сильвер очень «чувствительная». При вязании пылинки, ворсинки могут скапливаться незаметно для нас, но, чувствительно для каретки и игольниц. Из-за этого машина может артачиться, отказываться вязать.

Поэтому, перед тем, как начать вязать, мы всегда старательно осматриваем игольницы, каретку. При необходимости, выполняем очистку/смазку.

Десятое: укрываем машину, когда не вяжем

Это никак не влияет на работу вязальной машины (при условии ее своевременной чистки и смазки). Скорее, это касается эстетической стороны вопроса.

У нас вязальная машина всегда стоит в собранном виде. В те дни, когда не вяжем машиной, я укрываю ее тканью-простыней. Если этого не сделать, придется ежедневно ее тщательно протирать, пылесосить. Иначе, через недельку на ней соберется столько пыли, что просто неприятно смотреть. Проще накрыть тканью.

Одиннадцатое: все записываем при вязании на Сильвере

Как я уже говорила, меня работе на машине Silver Reed обучает муж. Поначалу каждый шаг я записывала в блокнотике. Прямо по-шагам, примерно так:

1. Заправить нитку
2. Поднять фонтуру
3. Защелкнуть каретку
4. Выставить... игл
5. Завести нить в нитеводитель и т.д.

Позже, когда создавался этот сайт, это помогло мне готовить -МК, описания наших моделей, как мы их вязали. Возможно, со временем вы также откроете свой сайт, в котором будете показывать свои изделия, связанные на машине. Тем более, что теперь это делать намного легче. Имеется масса различных сервисов-конструкторов, позволяющих бесплатно создавать сайты из готовых шаблонов.

Поэтому, если ранее вы этого не делали, попробуйте записывать весь алгоритм работы, до мельчайших подробностей. Особенно, если вам приходится вязать с большими перерывами (по выходным и праздникам).

Голова ведь постоянно чем-то занята, и с ходу трудно переключиться. В первое время у нас периодически не шло вязание из-за каких-либо простых ошибок: то забыли переключить какую-то кнопку, то еще что-то. Иногда так нервничали, никак не могли понять, в чем дело. Ну, только что все нормально вязалось, что случилось?!!! Это проверили, тут прочистили, здесь поменяли - не вяжет. Ах ты, вот же в чем дело...

А когда начинаешь проверять себя по своему списку действий, невольно успокаиваешься и находишь ошибки. Это во-первых. А во-вторых, записав свою ошибку, в следующий раз легче найти запись и по ней вспомнить, в чем она заключалась.

Двенадцатое: не иначе, как шайтан шутит))

Порой случаются ситуации, когда машина просто «капризничает». Трудно поверить, но иначе не скажешь. Упрется и не вяжет: нитки скидывает, путает. Бывало, вяжем подряд две одинаковые шапки или . Одну связали, все отлично. Следом вяжем ТОЧНО ТАКУЮ вторую, не вяжется!

Вначале пытались усмирить «машину-лошадку». А потом сами смирились)) Значит, время пришло передохнуть, попить чаю. И точно, начинаешь вязать через часок-другой, вяжет, как ни в чем не бывало. Чудеса да и только...

Тринадцатое: не успели довязать и снять изделие с машины

Когда мы начали осваивать свой Сильвер, искали повсюду разную информацию. И, по ходу дела, начитывали много рекомендаций, полезных и не очень. Одна из них заключалась в том, что нельзя оставлять висеть на машине надолго (например, на ночь) недовязанное полотно. Напуганные этим советом, старались закончить вязание и снять с фонтуры"до первых петухов"))

Позже поняли, что ничего с полотном не происходит, если оно ночь, бывало, оставалось на фонтуре. Лишь обязательно снимаем грузы, чтобы не оттягивалось. Все равно многим вязаным изделиям после снятия с фонтуры надо дать отлежаться часов 10-12. За это время полотно принимает реальную (не растянутую) форму.

Четырнадцатое: подготовка к вязанию

Мы всегда уделяем особое внимание началу вязания. Первые ряды провязываем буквально по одному. Прошли один ряд и КАЖДУЮ петлю внимательно проверяем: не зацепилась ли где хоть тончайшая часть петли. Ведь каретка вяжет быстро. И даже если не вся петля зацепится за соседнюю иглу, а одна ее малозаметная ворсинка зацепится за другую петлю, в следующем ряду каретка к этой петле подвесит следующую. Вместо того, чтобы сделать нормальную петлю.

В итоге, на 4-6 ряду все в этом месте слетает. А когда вязание «слетит» с игольницы, истинной причины не видно. Кажется, что все было нормально.

Поэтому, мы ОБЯЗАТЕЛЬНО не спеша просмотриваем ВСЕ иглы, находящиеся в работе, проверяя, как на них лежат петли. Заметив неладное, сразу устраняем будущую проблему.

Пятнадцатое: вяжем быстро, но без спешки

Когда мы только начинали, думали, что достаточно заправить нить и начать двигать кареткой. И можно, поглядывая в телевизор или, болтая по телефону, наслаждаться прекрасным зрелищем, как полотно быстро вяжется. На самом деле, все далеко не так.

Машинное вязание требует постоянного внимания и не любит спешки. Например, мы отработали для себя прием, который постоянно применяем, наученные горьким опытом.

Через каждые 10 рядов перевешиваем кромочные грузы по краям полотна, подтягивая гребенку. Подробно про этот прием писала в статье, ссылку на которую дала в начале этой статьи.

А на фото показан фрагмент вязания женского демисезонного берета. Пошаговый фото-МК в

Шестнадцатое: зачем нужны грузы при машинном вязании?

Впервые воочию свою вязальную машину мы увидели в магазине. Консультанты-продавцы показали ее в распакованном виде. Что меня особенно удивило, это - грузы. Обычные гирьки, как в советских продуктовых магазинах.

Продавец сразу предупредила, что с ними надо быть осторожными: не бросать, не ронять. Так как при этом может отломиться крючок, за который они подвешиваются.

Поскольку до этого я вязала лишь вручную, вначале никак не могла понять - ЗАЧЕМ их навешивать? Они же такие тяжелые. Да еще по несколько штук на одно полотно. Смотрела со стороны, как лихо муж их навешивает и все ждала, когда же полотно испортится от их веса)) Или машина сломается))

Когда супруг объяснил техническую сторону машинного вязания, поняла. Действительно, когда вяжешь машиной, каретка БЫСТРО проходит по игольнице и провязывает все петли на игольнице. При этом, иглы движутся, подпрыгивают, а на каждую иглу нанизывается новая петля.

И, если не оттягивать полотно вниз с помощью грузов, петли начнут спрыгивать, не будут правильно надеваться каждая на свое место, спутаются. Поэтому и приходится рассчитывать, какое количество грузов навесить для разных полотен.

Семнадцатое: сколько грузов навешивать?

Еще один момент, который может влиять на то, что вязание вначале «идет», потом нет. Количество навешенных грузов в соотношении с количеством игл в работе.

Со временем появляется навык чувствовать, как висит полотно и сколько требуется грузов для нормального вязания. Но, такое чутье приходит лишь с опытом. И заочно сказать, сколько вам в данный момент использовать грузов для вашего вязания, нам будет затруднительно. Это зависит от качества, плотности пряжи, от количества игл в работе.

Поначалу можно точно следовать «Инструкции». В среднем на изделие, которое вяжем игл на 160-180, навешиваем 5 больших грузов. И по краям используем кромочные.

Восемнадцатое: какими нитками начать вязать

Сложный вопрос, ответ на который мы искали долго и упорно. Подробно на этот вопрос я уже отвечала в первых статьях из этой серии (ссылочки в начале статьи). Как оказалось, для новой вязальной машины лучше подбирать пряжу помягче. К примеру, полушерстяную.

Мы по незнанию сразу купили целую бобину льняной пряжи. Она мягкая и, естественно, как любая бобинная нитка, тонкая. Пытались перемотать ее на несколько конусов и что-то вязать хотя бы в два сложения. Но, удалось связать из нее где-то через год или больше, когда поднаторели в машинном вязании. описание шляпки из этих ниточек.

Хлопковые ниточки для ручного вязания неплохо пошли сразу. Вот сумки были связаны из х/б ниток в первые месяцы обучения.

Но, легче всего было вязать полушерстяной пряжей Бриллиант Вита. По идее она не предназначена для машинного вязания. Но, вручную из нее вязать мне не очень нравится - получается или тонковато, или, тяжеловато, если брать в две нити. А на машине получается просто шикарно.

Посмотрите большой кейс-МК по вязанию такой модной шапки-бини мешковатой формы. Практически все такие шапки, шарфы, повязки мы предпочитаем вязать из ниток для ручного вязания.

Подведем итог.

Обучение машинному вязанию — дело сложное, затратное по времени, но стОящее. Ведь вязаные изделия всегда пользуются спросом и остаются в моде. Научившись хорошо вязать на машине, со временем можно на этом зарабатывать.

Желаю вам отличного настроения и успешности в любом начинании!

С уважением, Сауле Вагапова

Печать