Календарь православных постов. Календарь постов и трапез Постный календарь на каждый

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2016 году он длится 15 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

Св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, - да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Преподобному Льву, епископу Катанскому

Тропарь преподобному Льву, епископу Катанскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Льве,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом , учителем явила тебя стаду твоему непреложная . Потому ты приобрел - высокое, нищетою - богатство. Отче Лев, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Льву, епископу Катанскому, глас 8

Я́коже свети́льника превели́ка, Це́рковь и́мать, всеблаже́нне,/ тебе́, па́че со́лнца сия́юща,/ ю́же твои́ми моли́твами сохрани́, блаже́нне,/ непобеди́му, и непоколеби́му от е́реси вся́кия, и нескве́рну,// я́ко приснопа́мятный.

Перевод: Как светило превеликое, Церковь тебя почитает, всеблаженный, сияющее ярче солнца, Ее же твоими молитвами сохрани, блаженный, непобедимой и непоколебимой от всякой , и неоскверненной, как всегда вспоминаемый.

Благоверному князю Ярославу Мудрому

Тропарь благоверному князю Ярославу Мудрому, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́л еси́,/ благове́рне кня́же Яросла́ве,/ до́бре во благоче́стии пожи́в,/ ве́ру непоро́чну соблю́л еси́,/ и хра́м пречу́ден Прему́дрости Бо́жия в сто́льнем гра́де Ки́еве устро́ив,/ ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ся низпосла́ти на́м ве́лию и бога́тую ми́лость.

Перевод: Как отрасль драгоценная благочестивого корня, благоверный князь Ярослав, прекрасно в прожив, веру безупречную сохранил ты, и удивительный храм Премудрости Божией в престольном городе Киеве устроив, сейчас на Небесах предстоишь , молись ниспослать нам великую и богатую милость.

Кондак благоверному князю Ярославу Мудрому, глас 4

Измла́да яви́лся еси́, богому́дре Яросла́ве,/ Боже́ственный сосу́д избра́н Бо́гови,/ во благоче́стии жи́тельствовавши,/ мно́гия святы́я це́ркви устро́ил еси́;/ те́мже похваля́ем тя́, кня́же на́ш,/ я́ко наро́ду твоему́ ты́ еси́ удобре́ние,// Ки́еву сла́ва и все́й Ру́сстей земли́ утвержде́ние.

Перевод: С молодости ты стал, Богомудрый Ярослав, Божественным сосудом избранным Богом, живя в благочестии, ты устроил многие святые церкви, потому прославляем тебя, князь наш, как украшение народа своего, Киева славу и всей Русской земли силу.

Молитва благоверному князю Ярославу Мудрому

О, святы́й благове́рный вели́кий кня́же Яросла́ве, все́х с любо́вию чту́щих тя́ благода́тный засту́пниче и покрови́телю! Вознеси́ сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных ра́б твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во Святе́й Свое́й Це́ркви живы́й ду́х Правосла́вныя ве́ры, любо́вь, благоче́стие, в до́брых де́лех преуспе́яние; да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, я́ко неве́рущия просвети́ти, заблу́дшия наста́вити и отпа́дшия обрати́ти; изря́днее же, да вся́ ча́да Це́ркви Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жиих. Е́й, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́, но помози́ на́м ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бе́д, напа́стей и скорбе́й в се́й жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м и, та́ко благоуго́дно на земли́ пожи́вше, жи́зни ра́йския на небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским

Тропарь преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 8

Я́ко свети́льницы, яви́стеся всесве́тлии/ в верте́пе Цари́цы Богома́тери,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,/ вы́ бо, кре́ст Христо́в на ра́мо взе́мше,/ усе́рдно тому́ после́довасте/ и, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ отону́дуже си́лами чуде́с обогати́стеся,/ те́м и мы́ любе́зно прибега́ем к ва́м и уми́льно глаго́лем:/ о преподо́бнии, моли́те Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как светильники явились преяркие в пещерах Царицы Богоматери (в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря), отцы наши Марк, Иона и Корнилий, потому что вы, подняв крест Христов на свои плечи, смело последовали за Ним и приблизились в чистоте к Богу, от Того и обогатились силой чудотворений. Поэтому и мы с усердием прибегаем к вам и взываем: «О преподобные, молите Христа Бога о спасении душ наших».

Тропарь преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 6

Пско́во-Пече́рская оби́тель,/ издре́вле сла́вная чудесы́ ико́ны Богома́терни,/ мно́гия и́ноки Бо́гови воспита́,/ та́мо и преподо́бный Корни́лий/ по́двигом до́брым подвиза́ся,/ чу́дную Богома́терь сла́вя,/ инове́рныя просвеща́я,/ и́ноки и мно́гия лю́ди спаса́я,/ оби́тель же свою́ ди́вно украша́я и огражда́я./ Та́мо и му́ченичества вене́ц/ по мно́гих ле́тех па́стырства своего́ до́блестне прия́т./ Те́мже воспои́м, лю́дие,/ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь возблагодари́м,/ я́ко дарова́ нам преподобному́ченика сла́вна// и моли́твенника о душа́х на́ших достоблаже́нна.

Перевод: Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматери, множество монахов Богу воспитала, там и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизался, чудесную Богоматерь прославляя, иноверцев просвещая, монахов и многих людей спасая, обитель же свою прекрасно украшая и защищая. Там и мученический венец после многих лет пастырства твоего доблестно принял ты. Потому воспоем, люди, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, как даровавших нам славного преподобномученика и молитвенника о душах наших достойного блаженства.

Кондак преподобным Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 2

Христо́вою любо́вию уязви́вшеся, преподо́бнии,/ и Того́ кре́ст на ра́мо взе́мше,/ понесли́ есте́ Боже́ственне, вооружи́вшеся на неви́димыя враги́/ и непреста́нныя моли́твы, я́ко копие́, в рука́х иму́ще кре́пко,/ победи́ли есте́ бесо́вския ополче́ния,/ те́м зове́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ на́ши Ма́рко, Ио́но и Корни́лие,// ве́рных удобре́ние.

Перевод: Пленив свои сердца любовью Христовой и Его крест подняв на свои плечи, вы понесли его, святые, вооружившись на невидимых врагов и имея непрестанную молитву, как копье в руках, победили вы бесовские ополчения. Потому взываем к Вам: «Радуйтесь преподобные отцы наши Марк, Иона и Корнилий, верующих украшение».

Кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 4

Све́тлый свети́льник Правосла́вия/ и сугу́бая Пско́вския земли́ защи́та был еси́,/ многобо́жие искореня́я и лю́ди к Бо́гу наставля́я./ Дом Богома́тери тобо́ю укрепи́ся и просла́вися,/ доброде́тельми же украшен, вене́ц му́ченика прия́л еси́,// помина́й нас, чад твои́х, и у Го́спода, преподобному́чениче Корни́лие.

Перевод: Ты был ярким светилом Православия и особой защитой Псковской земли, многобожие искореняя и людей к Богу направляя. Дом Богоматери тобой укрепился и прославился, добродетелями же украшен, мученический венец ты получил, вспоминай нас, чад твоих, у Господа, преподобномученик Корнилий.

Ин кондак преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому, глас 2

Из мла́да, Корни́лие чу́дный,/ трудо́м и по́двигом себе́ преда́в,/ игу́меном Пско́во-Пече́рстей оби́тели поста́влен был еси́,/ о́бразом ве́ры и по́стнического жития́ всем быв,/ мно́гия лю́ди к Бо́гу приве́л еси́./ За своя́ же вели́кия доброде́тели/ за́вистию от злых гони́м,/ му́ченически ду́шу свою́ Бо́гови пре́дал еси́./ Того́ ра́ди с ве́рою возопии́м:/ преподобному́чениче Корни́лие достосла́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: С молодости, удивительный Корнилий, трудам и подвигам себя предав, ты был поставлен игуменом Псково-Печерской обители, образом веры и постнической жизни был для всех, многих людей привел ты к Богу. За свои же великие добродетели завистью от недоброжелателей гонимый, мученически жизнь свою Богу отдал ты. Потому с верой взываем: «Преподобномученик Корнилий, достойный прославления, моли Христа Бога о спасении душ наших».

Молитва преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому

О, святы́й преподобному́чениче Корни́лие! Смире́нно припа́даем к ра́це моще́й твои́х и уми́льно мо́лим тя: ми́лостиво при́зри на ско́рби на́ша душе́вныя и теле́сныя и изба́ву нам пода́ждь; помози́ нам, свя́тче Бо́жий, от наве́та злых челове́к, от ни́хже и сам ты неви́нно на земли́ пострада́л еси́. Защити́ нас от наси́лия диа́вола, стра́стно вою́ющаго в не́мощных удесе́х на́ших, умоли́ Го́спода Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь дарова́ти нам ти́хое и безгре́шное житие́, взаи́мную бра́тскую нелицеме́рную любо́вь и ми́рную христиа́нскую кончи́ну, да чи́стою со́вестию предста́нем нелицеме́рному стра́шному суди́лищу Христо́ву, и в Ца́рствии Его́ просла́вим Животворя́щую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священномученику Садоку, епископу Персидскому

Кондак священномученику Садоку, епископу Персидскому, глас 4

Влады́чню рече́нию усе́рдно в подо́бстве после́дова,/ я́ко у́бо па́стырь до́брый ду́шу свою́ за Христо́вы о́вцы положи́л еси́,/ священному́чениче Садо́фе, мо́лим тя, многострада́льне,/ моли́ па́стырем нача́льника Христа́/ и нас причести́ десна́го ове́ц стоя́ния,/ да воспое́м ти:/ ра́дуйся, свяще́нный о́тче Садо́фе,// и́же за Христа́ кровь свою́ излия́вый.

Перевод: Словам Владыки ты усердно в подобии следовал, ибо как добрый жизнь свою отдал за овец Христовых (), священномученик Садок, молим тебя, много пострадавший, моли начальника пастырей Христа и нас причислить к овцам по правую Его сторону (), да воспоем тебе: «Радуйся, священный отче Садок, за Христа кровь свою проливший».

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2016 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

У православных христиан наступает Рождественский пост , который также называется Филиппов пост . Этот пост установлен в честь Рождества Христова .

Когда начинается и заканчивается Рождественский пост в 2016-2017 годах

Верующие начинают поститься 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 2016 года, а заканчивают - 6 января 2017 года (24 декабря по старому стилю) с наступлением праздника Рождества Христово.

Таким образом, пост длится сорок дней - с 28 ноября 2016 года по 6 января 2017 года включительно. Рождественский пост завершается праздником Рождества Христова. Заговенье (канун поста) -27 (14) ноября - приходится на день памяти святого апостола Филиппа , поэтому пост называют также Филипповым.

Как еще называют Рождественский пост

Рождественский или Филиппов пост в народе называют Филипповки . Есть и еще более старинное древнерусское народное название рождественского поста - Карачун .

Смысл Рождественского поста

Святитель Иоанн Златоуст так характеризовал суть поста: «Ошибается тот, кто считает, что пост это лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть в удалении от зла, в обуздании языка, в отложении гнева, укрощении похоти, прекращении клеветы, лжи и клятвопреступлений».

История установления Рождественского поста

Установление Рождественского поста относится к временам раннего христианства. Сначала пост был семидневным, но постепенно трансформировался в сорокадневный. В православных церквях Рождественский пост является одним из четырех многодневных постов церковного года и служит для приготовления тела и духа верующего к празднованию Рождества Христова. Рождественский пост не самый строгий и своими правилами похож на летний Петров пост. Согласно церковному уставу, в течение всего Рождественского поста под полным запретом находятся мясные и молочные продукты, а также яйца.

Рождественский пост 2016-2017: календарь питания по дням

горячая пища без масла

Разрешается рыба

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом

И вино

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом

горячая пища с растительным маслом

горячая пища без масла

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища с растительным маслом, разрешается рыба и вино

горячая пища без масла

cухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты)

горячая пища без масла

cухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты)

Рождественский пост и Новый год

В Новый год верующим лучше не прерывать поста, но не следует и осуждать невоцерковленных родных и друзей, которые не прочь отметить застольем новогодний праздник. Верующему надо помнить, что осуждение ближнего грех, особенно во время поста. Также, приглашая гостей, следует позаботиться, чтобы на праздничном столе, за которым будут сидеть, в том числе, постящиеся, были как скоромные, так и постные блюда. А поскольку Новый 2017 год наступит в ночь с субботы на воскресенье, соблюдать правила поста и не ссориться с ближними верующим будет легко: в этот день постящимся разрешены рыба и вино.

Что едят в Рождественский сочельник

Сочельник - это последний день Рождественского поста и канун Рождества Христова. Слово «сочельник» происходит от названия блюда «сочиво», которое готовят из зерен пшеницы, чечевицы или риса. Сочиво традиционно едят вечером 6 января (после появления на небе первой звезды). По строгому монастырскому уставу делать это следует после полного воздержания от пищи в течение всего дня. А уже после вкушения сочива можно приступать к праздничной трапезе.

Народные приметы

Последний день перед Рождественским (Филипповым) постом - это Филиппов день, день памяти апостола Филиппа. В народе этот день, который приходится на 27 (14) ноября, называется Куделица. Этот день считается заговеньем (кануном) перед постом. На Куделицу в деревнях заканчивали играть последние свадьбы, потому что во время поста венчания под запретом. К заговенью завершалась кудельница - время, когда женщины и девушки готовили кудель - очищенное волокно льна или конопли, подготовленное для прядения.

Филиппово заговенье - это начало рождественского «холодного» поста. Другое название поста - Карачуновский, Карачун. Древнее слово «карачун» означало тьму, смерть и самую длинную ночь в году, которая приходится на 21-22 декабря.

Поговорки и обряды на Куделицу и Филипповки

Филипповки - последний срок свадьбы справлять.
На Филиппово заговенье из дома выносят на двор закуску домовому, чтобы водился скот, также домовых зазывают на ужин.
Кто не повенчался до Филипповок - молись Богу да жди нового мясоеда.
Пост - свадьбам не потатчик, пива не наварит, на пир-беседу не позовет.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

В этой статье мы расскажем вам, когда начинается Петров пост в 2016 году и какого числа он заканчивается . Также вы сможете узнать, почему этот период воздержания от определенной пищи посвящен апостолам Петру и Павлу.

Оценка

Петров пост в 2016 году

Петров пост 2016 хорошо знают христиане в православной церкви. Его соблюдают в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились и молились для того, чтобы достойно подготовить себя для проповеди Евангелия. Петров пост 2016 в народе также называют летним.

Какого числа Петров пост 2016 начинается зависит о того, . Поэтому в зависимости от даты празднования Воскресения Христа пост может продолжаться от 8 до 42 дней. В этом году Петров пост продлится две недели.

Петров пост в 2016 году: какого числа

Важным моментом для верующих всегда становится вопрос о том, когда начинается Петров пост в 2016 году. Если они решили позаботиться о своем духовном и физическом состоянии, этот момент пропускать не стоит. Поэтому мы напоминаем вам, что Петров пост 2016 начинается в понедельник всех Святых - 27 июня. А заканчивается Петров пост всегда в один и тот же день - 12 июля, не зависимо от того, когда он начался.

Соблюдать Петров пост 2016 не так сложно, ведь в это время разрешено есть рыбу, сухоядение и горячую пищу без масла. А вот от мяса придется отказаться, что станет хорошим поводом для того, чтобы изучить популярные