Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект занятий развития грамма

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ПО ТЕМЕ “ИГРУШКИ”
Составил:
воспитатель I квалификационной категории
Скоробогатова Марина Анатольевна

Задачи. Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сде¬лана?)»; в формировании сложноподчиненного предложения с проти¬вительным союзом «а»; в согласовании существительного с прилагательным (“Расскажи об игрушке”), существительного с личным местоимением (“Мой, моя, мое”); упражнять детей в употреблении пространственных предлогов, в употреблении существительных в родительном падеже. Развивать внимание, речевую активность. Воспитание бережного отношения к окружающим людям, игрушкам.

Материал. Игрушки из разных материалов; картинки с изображением играющих детей (к игре “Что нарисовано на картинке?”); набор картинок в коробке или конверте с изображением игрушек (к игре “Мой, моя, мое”); игрушка медведя, стул, ведерко, коробка с мелкими игрушками (для истории об игрушках), небольшая ширма (к игре “Чего не стало?”); картинки с изображением сломанных игрушек (к игре “Чего не хватает?”).

Ход занятия.
Дети стоят на ковре.
- Здравствуйте, дети. Как вы думаете, что такое “здравствуйте”? (Индивидуальные ответы детей). Это слово обозначает пожелание здоровья другому человеку. Давайте пожелаем здоровья друг другу. (Дети по кругу здороваются с соседом, называя его по имени. Хором здороваются с гостями).

Каждое утро вы приходите в детский сад. Нравится ли вам наш садик? Нравится ли вам наша группа? Что особенно нравится вам в нашей группе? (Индивидуальные ответы детей). Действительно, у нас много разных интересных игр и игрушек.

Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки.
- Посмотрите, какие игрушки сегодня у нас в гостях. Все они разные, непохожие друг на друга. Они разного размера, разного цвета, сделаны из разных материалов. С ними можно играть в разные игры. Давайте рассмотрим их повнимательней.

Игра “Из чего сделано?”
Индивидуальные ответы детей.
- Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная).
Черепаха из стекла - … (стеклянная)
Мяч из резины - … (резиновый)
Барабан из железа - … (железный)
Лошадка из глины - … (глиняная)
Ведро из пластмассы - … (пластмассовое)
Мишка из плюша - … (плюшевый)
Самолет из бумаги - … (бумажный)
Кукла из пластилина - … (пластилиновая)
Кольцо из проволоки - … (проволочное)

Давайте сравним эти игрушки.
(Индивидуальные ответы детей)
Мяч резиновый, а матрешка деревянная.
Ведро пластмассовое, а самолет бумажный. И т.д.

“Расскажи об игрушке”
(Все дети.)
- Давайте подробней рассмотрим некоторые из этих игрушек.
Это мяч. Скажите, какой он? (круглый, красный, резиновый, упругий…). Как с ним можно играть? (Отбивать, подбрасывать, ловить, катать, пинать…)
Это ведро. Какое оно? (Розовое, пластмассовое, большое, легкое, красивое…). Как с ним можно играть? (Набирать в него песок и строить дома, или набирать воду и поливать цветы, или что-нибудь переносить…).
Это самолет. Какой он? (Легкий, бумажный, легко рвется, может помяться…). Как с ней можно играть? (запускать в воздух, устраивать соревнования, чей самолет дальше улетит.)

Игрушки разные и играть в них можно по-разному.
“Что нарисовано на картинке?”
- У каждого из вас есть картинка. Расскажите, кто на ней нарисован и что он делает.
(Девочка прыгает через скакалку. Мальчик играет с юлой. Девочка строит пирамидку…)

Физминутка.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже... А потом...
Марш на месте не спеша.
Дети. Ох, зарядка хороша.

Дети переходят на ковер.

Игра “Мой, моя, мое”
- Девочка Таня из соседней группы решила подарить вам свои игрушки (на карточках). Чьи это игрушки? (Танины). Таня подарила мне барабан. Это теперь мой барабан. Настя, что тебе подарила Таня? (Индивидуальные ответы детей)

А теперь я расскажу вам одну историю. Знаете ли вы, что когда вечером все дети уходят из детского сада домой, игрушки оживают и начинают играть. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай из игрушечной посуды, угощаются игрушечными пряниками и печеньем и делятся последними новостями: кто с ними играл, какие интересные игры придумывали с ними ребятишки,
И вот однажды игрушки решили поиграть в прятки. Водящим выбрали Мишку. Он отвернулся к стене и честно стал считать до 10. Хитрые игрушки решили спрятаться все в одну коробку, которая стояла… (около стула).
Закончив считать, Мишка отправился искать. Сначала он заглянул … (за коробку), затем …(под стул), затем забрался… (на стул), на котором стояло ведро. Он заглянул …(в ведро), не удержался и свалился в него, такой неуклюжий! Он вылез … (из ведра), спрыгнул …(со стула на пол), оглянулся по сторонам, обошел… (вокруг стула), залез … (на коробку), уселся на ней и задумался: “Где же они спрятались?” В это время в коробке кто-то из игрушек тоненько чихнул. От неожиданности Мишка свалился … (с коробки), но тут же заглянул в нее. Так и нашел своих друзей!

Игра “Чего не стало?”
- Я предлагаю вам поиграть в игру с разными игрушками, которые спрятались в коробке. Вот они (достать 5-6игрушек). Они хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите на них внимательно, запомните их (5-8 сек). (закрыть игрушки маленькой ширмой, одну убрать обратно в коробку, остальные переставить. Убрать ширму.) Скажите, чего не стало? (3-4 раза).

Но иногда игрушки жалуются друг другу: кому что сломали, порвали, испортили…
Игра “Чего не хватает?”
У каждого ребенка карточка с изображением сломанной игрушки.
- А теперь внимательно рассмотрите ваши картинки. На них изображены игрушки, которые сломали малыши. Скажите, чего-то не хватает каждой из этих игрушек (Индивидуальные ответы детей).
- Мы с вами знаем, что с игрушками надо обращаться бережно, не ломать их. Вы знаете стихотворение “Берегите игрушки”. Давайте вспомним его.
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животных

Задачи:

1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище («Познание») .

2. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; поддерживая активность детей поощрять образование сложных прилагательных («Коммуникация») .

3. Развивать грамматически правильную речь, на основе ответов на вопросы. Упражнять в образовании однокоренных слов (лиса-лисенок), продолжать формировать обобщающие понятия, умение образовывать слова при помощи суффиксов (лапы-лапки-лапищи) («Коммуникация») .

4. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности, выполнять поставленные задачи, взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, развивать фонематический слух. («Социализация»)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

Письмо!

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости! Буду очень рад встрече с вами. Лесник.»

А вы знаете кто это? Где он живет? Как называется его домик? (сторожка)

(Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

Вы согласны пойти?

А кто же покажет нам дорогу?

Смотрите – пчелка! Давайте у нее спросим!

Пчелка, пчелка – покажи

Пчелка, пчелка – расскажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу, конечно. Но вначале я хочу спросить, знаете ли вы песенку комарика? (з-з-з), песенку жука (ж-ж), ветра (ш-ш-ш), водички (с-с-с)

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите

Песенку комарика (з) – зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор.

Песенку жука (ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ежик, ножик.

Песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина.

Песенку воды (с) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

Белка, белка – расскажи

Белка, белка – покажи

Как найти дорожку,

К леснику в сторожку

Д/И «Назови одним словом»

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – насекомые.

Береза, дуб, ель, клен, сосна, кедр – деревья.

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка – птицы.

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик – животные

Ромашка, колокольчик, василек, роза, ландыши – цветы.

Молодцы! Еще игра «Большой – маленький»

У ежика маленькие лапки, а у медведя большие лапищи.

У ежика маленький носик, а у медведя большой носище.

У ежика маленькие глазки, а у медведя большие глазищи.

У ежика маленькая головка, а у медведя большая головища.

Д/И «Назови ласково»

Лист – листочек

Гриб – грибочек

Ветка- веточка

Куст – кусточек

Ягода – ягодка

Трава – травушка

Гусеница - гусеничка

Жук – жучок

Елка – елочка

Цветок – цветочек

Дождь – дождичек

Словесная игра «Кто кем был?»

Лиса – лисенком

Волк – волчонком

Медведь – медвежонком

Белка – бельчонком

Заяц – зайчонком

Еж – ежонком

Ежик, ежик – расскажи

Ежик, ежик – покажи

Как найти дорожку

К леснику в сторожку?

Покажу и расскажу только поиграйте со мной в игру «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

1. Корова – волк – лиса – медведь.

2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

3. Волк – лиса- петух – еж.

4. Лиса – медведь – волк – морж.

5. Волк- кошка- лиса-заяц.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Кто живет в лесу?

Как называются животные, которые живут в лесу?

Кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?

Что делают птицы весной?

Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?

Что нельзя делать в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных, надо беречь красоту, лес нельзя загрязнять.)

Молодцы! Вы порадовали меня своими ответами, каждый из вас чем-то отличился, вы много знаете! А вот и лесник!

Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. Мне мои жители передали по почте, что вы с ними играли, не обижали! С кем же вы встретились в лесу? В какие игры играли?

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи по теме «Домашние электроприборы»

в старшей группе

Цель: формирование грамматического строя речи

Задачи:

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;

Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах;

Согласование существительных с прилагательными;

Развитие словаря детей.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересная беседа. А о чём мы будем беседовать, вы узнаете, угадав мои загадки:

Есть у нас в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

***

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкают снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

***

Гладит все, чего касается,

А дотронешься - кусается. (Утюг.)

Молодцы, ребята! А как одним словом можно назвать и пылесос, и холодильник, и утюг? (Электроприборы.)

А какие еще электроприборы вы знаете? (выслушиваем ответы детей)

Для чего нам нужны электроприборы?

Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? (выслушиваем ответы детей)

Электроприборы – наши помощники и мы должны относиться к ним с уважением: не ломать их, не играть с ними. Давайте сейчас мы постараемся вспомнить все электроприборы, которые облегчают нашу жизнь, и назовём их ласково.

Игра «Назови ласково»:

Телефон - телефончик,

пылесос- пылесосик,

торшер - торшерчик,

лампа - лампочка,

холодильник - холодильничек,

утюг - утюжок,

магнитофон - магнитофончик,

плита - плитка (плиточка).

Молодцы, ребята! Знаете. Мне кажется, что один друг – хорошо, а два – ещё лучше! Так же и с электроприборами: когда много помощников в быту, то это очень хорошо. Вы согласны со мной?

Тогда предлагаю поиграть в игру «Один – много»:

Телевизор - телевизоры - телевизоров,

магнитофон - магнитофоны - магнитофонов,

пылесос - пылесосы - пылесосов,

люстра - люстры - люстр,

телефон - телефоны - телефонов,

радио - радио - радио,

торшер - торшеры - торшеров,

лампа - лампы - ламп,

компьютер - компьютеры - компьютеров,

холодильник - холодильники - холодильников,

утюг - утюги - утюгов,

плита - плиты - плит,

печь - печи - печей.

Замечательно справились! Но давайте мы с вами не просто скажем, что электроприборов много, а ещё скажем какие они, и посчитаем их?

Проводится игра «Посчитай»:

Один цветной телевизор - два цветных телевизора - … - пять цветных телевизоров,

одна хрустальная люстра - две хрустальные люстры - … - пять хрустальных люстр,

один высокий холодильник - два высоких холодильника - … - пять высоких холодильников и т.д.

Молодцы, ребята! Теперь ответьте мне – для чего нам нужны электроприборы? Что с ними можно делать?

Игра «Назови действие»:

Утюг – гладит,

пылесос – собирает пыль,

плита – варит,

лампа – светит,

телевизор – показывает и т.д.

Какие вы все молодцы! Теперь я предлагаю вам закончить предложение, подобрав правильно форму слова. Я начну говорить, и назову слово, а вы повторите всё предложение, изменив только последнее слово.

Игра «Закончи предложение»:

Мама стирает белье в стиральной... (машина).

Папа чистит ковер... (пылесос).

Дочь гладит одежду... (утюг).

Коля поджаривает хлеб в... (тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из... (холодильник).

Маша готовит обед на... (плита).

Ваня разговаривает с другом по... (телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по... (телевизор).

Настя читает книгу под настенной... (лампа).

Ребята, вы очень хорошо сегодня позанимались! Молодцы! Помните, что электроприборы – это не игрушка, а наш помощник.

Учитель-логопед: Жильцова Е.В.,

высшей квалификационной категории

Программное содержание

Цель: создание педагогических условий для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» у детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением развития речи.

Задачи доминирующей образовательной области (речевое развитие):

1.Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, грязник;

2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие?).

Задачи интегрируемых образовательных областей (познавательное развитие):

1.Развивать стремление к познанию нового, формировать интерес к родному языку, традициям, обычаям своего народа.

2.Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев - сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.

3.Познакомить детей с жизнью простых людей (крестьян), которые занимались сельским хозяйством, названием и назначением предметов русского быта: бочка, кадушка, чугунок, лукошко, туесок.

(физическое развитие):

1.Продолжать развивать слуховое внимание, память.

2.Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию и согласованность речи с движением.

(социально-коммуникативное развитие):

1.Формировать начала трудовой деятельности в быту русских людей, воспитывать желание трудиться.

2. Способствовать воспитанию гибкости ума, смелости, дружбы, добру через художественное слово (пословицы).

ИКТ методически использовано как метод и средство обучения. Цель применения - разнообразить, сделать интересной, форму подачи информационного материала детям.

Предварительная работа

Разучивание пальчиковой игры "Опавшей листвы разговор", словесной игры «Ты лети, лети, листок»; пословиц и поговорок об осени. Чтение сказок: «Репка», «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».

Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью.

Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Оборудование: столы, стульчики по количеству детей; скамья, покрытая половиком из «русской избы», стол со скатертью для старинной утвари; мультимедиа-проектор, экран.

ИКТ: презентация, аудиозаписи: голос бабушки-хозяйки русской избы, мелодии песен «От улыбки», «Фиксики» (часики), «Крылатые качели», «Белогривые лошадки».

Материалы: сухой бассейн (корзинка с сушеной фасолью и шишками); сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовый лист, сшитый из оранжевого фетра; картинки с изображением названия артикуляционных и голосовых упражнений; засушенный стручок гороха; старинная утварь: чугунок, корзина (лукошко), бочка, кадушка, туесок; пластиковые тарелки (по количеству детей) с ледяными шариками; теплая вода (в тазу), бумажные полотенца (по количеству детей); вилок капусты.

Ход занятия.

I часть - вводная (цель - концентрация внимания детей и мотивирование детей на образовательную деятельность, определение цели занятия)

Организация детей: произвольно входят в зал.

Мотивация, целеполагание: дети по очереди берут картинки с сюжетным изображением природных явлений осени из сухого бассейна. Дети называют то, что изображено, предложением.

Цель: концентрация внимания и развития мелкой моторики детей.

Логопед: Дети, когда это бывает? (осенью). Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить на занятии? (об осени).

На экране появляется слайд 1 «Осень»

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком (сшитым из фетра оранжевого цвета):

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»

Логопед: Какая осень? (золотая, красивая, холодная)

Какое осенью становится небо?(хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

Какие осенью листья?(листья стали сухими, потемневшими, грязными, мокрыми)

Какие осенью гроздья рябины?(красивые, спелые, багряные)

Какая осенью вода в озере?(Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)

(хрупкая, тонкая, прозрачная)

Дети садятся на стульчики.

II часть - основная (цель - формирование у детей познавательного интереса к народным названиям осенних месяцев, как жили люди в старину, с помощью пословиц; отработка моторных и речевых умений)

Логопед: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Хотите узнать, как в старину русские люди называли осенние месяцы? Каждый из осенних месяцев , как и все другие месяцы года, имеет свои народные названия. В этих названиях отражены не только погодные условия месяца, но и детали из крестьянской жизни.

Как вы думаете, где можно узнать о названиях осенних месяцев? (Дети высказывают предположения и делают вывод)

Логопед (обобщает): знает бабушка (хозяйка), которая живет в русской избе. Пойдёмте! (приглашает присесть на скамью)

Слайд2 с изображением бабушки, слышится голос 1 за кадром

Дети садятся на скамью

Бабушка: (голос 2) "Добро пожаловать, милые ребятки, гости дорогие, милости прошу! Садитесь рядком да поговорим ладком. (дети садятся на скамью с половиком) Как поживаете?... Вот уж и осень к нам во двор пожаловала.

В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ Слайд 3- хмурое небо

Логопед: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

Психогимнастика

Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

Логопед: Дети, но в сентябре же не только хмурится небо, но и улыбается солнышко.

Артикуляционная гимнастика (под музыку «От улыбки..», «Часики», «Крылатые качели», «Белогривые лошадки», с картинками, изображающие названия упражнений)

Цель: развитие подвижности артикуляционных органов.

Упражнения: «Улыбка», «Часики», «Качели», «Лошадка».

Слайд 4 - изображение бабушки-хозяйки

Слайд 5 - листопад

Логопед: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой). И получилось какое слово? (листобой)

Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»)

Пальчиковая игра (дети делают стоя)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Опавших листьев

Разговор еле слышен

Ладошки - «листья» падают, делают плавные движения вниз

Мы с кленов

Мы с вязов

Мы с вишен

С осинки

С черемухи

С дуба

С березы

Пальцы поочередно одновременно на 2-х руках постукивают по друг другу

Везде листопад:

Круговые вращения пальцами

На пороге - морозы!»

Провести ладонями от середины в

разные стороны.

Логопед: А что в народе про октябрь говорят, какие поговорки сложили? Слайд 6 - мнемодорожки пословиц

-«Октябрь кормит землю, когда листком, когда снежком».

-«Плачет октябрь холодными слезами».

-«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой».

Цель: развитие силы и высоты голоса

Повторить поговорки, согласно изображению на картинке.

Логопед: В старину русская деревня почти круглый год кормилась овощами с огорода. Не зря говорится в пословице: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

Поэтому осень в народе называли Осень - припасиха—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Слайд 7 - урожай

Раньше магазинов не было и люди ели то, что они вырастили летом на своих полях и огородах. О том, что осенью русские люди припасали на зиму, мы можем узнать из сказок, пословиц, поговорок и загадок.
Сказку про картошку вы знаете? Нет. Потому что картофель раньше не выращивали. А про репку? Есть, и не одна. Слайд 8 - репа

( сказки: «Репка» , «Вершки и корешки», «Мужик и медведь». В сказке говорится про то, как мужик с медведем репу делили и хитрый мужик забрал себе все корешки (саму репу), а медведю оставил лишь вершки (одну ботву)).

А какие поговорки вы знаете про репку?

(Например, «проще пареной репы» о каком-нибудь очень простом деле говорят).

Что за пареная репа такая? Оказывается, любимое блюдо наших с вами пра-прадедушек и пра-прабабушек, которое очень просто готовилось. Резали репку, клали в горшок (показывает чугун), заливали водой и ставили в печь на пару часов. Потом вынимали—и готово.

И чего только из репки не готовили! Употребляли ее и сырую, и пареную, и вареную, сушеную, и даже пюре из репки делали, как сейчас, из картошки.

Разгадайте загадки про другие овощи: «сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковка), Слайд 9 «сто одѐжек и все без застежек» (капуста) Слайд10.
Конечно, любили и издавна выращивали на Руси морковку и капусту.

Если репка с морковкой могут всю зиму пролежать в холодном подполе (подвале), то капуста так долго хранится не может. А как же хранили капусту зимой? Капусту квасили и складывали вот в такую деревянную бочку и кадушку (показ).

А ещё раньше, чем репа, капуста и морковка, появился на Руси горох. Слайд 11 Есть поговорка, которая говорит нам о древности гороха. «При царе Горохе»-говорят о чем-то, что было очень- очень давно.

Дидактическая игра: «Что варили из гороха?» (дети играют стоя с засушенным стручком гороха).

Суп из гороха - гороховый

каша из гороха -гороховая,

кисель из гороха -гороховый,

Пироги с горохом - гороховые;

пюре из гороха - гороховое;

сыр из гороха - гороховый;

блины из гороха - гороховые;

мука из гороха - гороховая.

Логопед: Наших предков кормил не только огород, но и лес. Что же собирали в лесу? Конечно, грибы. Собирали в корзины и лукошки, сушили, солили и хранили в бочках и кадушках. (показ)

Дидактическая игра «Собери в лукошко» Слайд 12

Цель: закрепление умения детей называть грибы и определять съедобный-несъедобный.

Дети называют съедобные грибы, изображённые на картинке, чтобы «положить» в лукошко.

Логопед: А что еще собирали в лесу? (ягоды). Собирали ягоды обычно в туесок—круглую коробочку, сделанную из бересты. (показ)

Что сейчас из ягод варят? (варенье, сок, компот).

Дидактическая игра «Какое варенье?» Слайд 13 - варенье

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники-клубничное

Варенье из крыжовника - крыжовничное

Варенье из черники - черничное

Варенье из брусники - брусничное

Варенье из ежевики - ежевичное

Варенье из голубики - голубичное

Варенье из малины - малиновое

Варенье из вишни - вишнёвое

Логопед: Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мѐд! Хранили мѐд тоже в туесках и бочонках. (показ)

Бабушка: НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. Слайд 14 и голос 4 за кадром

Логопед: Почему называли воротами зимы?(Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше) Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.

Какое знакомое слово слышится? (Зима).

Как вы думаете, что обозначает слово предзимье? (Это время перед зимой). Когда начинает появляться снег и лёд.

Упражнения с ледяными шариками за столом

Цель: развитие мелкой моторики рук.

1. На столе перед каждым ребенком стоит пластиковая тарелка с ледяными шариками. Дети накрывают шарики ладошкой, катают их в тарелке по часовой стрелке, произнося тест. Затем они опускают ладони в мисочки с теплой водой. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой.

На столе лежат горошки.
Прижимаю их ладошкой
И катаю их по кругу
Друг за другом,
Друг за другом.
Тают гладкие горошки
Под горячей под ладошкой.

2. Дети берут по два ледяных шарика, зажимают по одному шарику в ладошке, смотрят, как из ладошек капают капельки, при этом ритмично сжимают и разжимают кулачки и произносят текст. Затем дети кладут шарики обратно в ведерко и опускают руки в мисочки с теплой водой.

Ледышки-горошки
Сжимаю в ладошке.
И капельки-крошки
Текут из ладошки.
Ледышки в ведерко скорей положу
И руки в водичке чуть-чуть подержу.

Дети опускают ладошки в теплую воду, вытирают полотенцами.

III часть - заключительная (цель - подведение итогов занятия и перспектив дальнейшей работы, рефлексия детской деятельности)

Бабушка: (голос 5) Самое романтическое название этого месяца— «СВАДЕБНИК». Работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы. Люди устраивали и праздник урожая—наряжались в свои лучшие наряды, пели и плясали. Слайд 15 (1)

Дети исполняют осеннюю песню

Логопед: Ребята вы умницы и молодцы! Теперь вы знаете не только природные явления осени, но еще и как жили осенью в старину.

Вы в группе нарисуйте своё самое яркое впечатление от занятия, что вам больше всего запомнилось и понравилось.

Бабушка прощается с вами и предлагает вилок капусты - изучить рецепты как солить и квасить капусту, а потом в группе засолить вместе с воспитателями.

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Средняя Образовательная Школа № 20» г. Кургана

(группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» разделы «Развитие словаря» и

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование и материалы:

Мяч, игрушка Буратино, предметные картинки.

Словарная работа: кофе, радио, пальто, пианино, кино, какао, метро.

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

1. Организационный момент

Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза и повторим все вместе.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспомним обязательно,

Что учили на занятиях.

Но сначала проверим, насколько вы внимательны и готовы показать свои знания.

Дети повторяют

Вводная часть

Сюрпризный момент – появление куклы Буратино. Игра «Поможем Буратино» (несклоняемые существительные).

Я все помню, я все знаю! Слушайте!

(Буратино «говорит» разные предложения с несклоняемыми существительными, ошибаясь, дети его исправляют) .

Я пришёл в пальтЕ;

Я люблю ездить на метрЕ.

Мы с Незнайкой были в кинЕ.

Я люблю играть на пианинЕ.

Я мечтаю об эскимЕ.

Незнайка облил себя кофеМ.

Приглашаем Буратино на занятие.

На пианино

Основная часть.

Помогите Буратино: (дети продолжают предложения)

Папа Карло убирает в шкаф …

Мальвина убирает в шкаф…

Папа Карло вышел на прогулку в …

Мальвина вышла на прогулку в …

Мальвина надела кофту под…

Молодцы! А теперь давайте поиграем в следующую игру. Я буду говорить стихотворение, а вы, услышав ошибки, исправлять. Готовы?

Игра «Исправь стихотворение»

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метрУ.

И поехали в метрЕ

Фильм смотреть о кенгурЕ.

Вот сидим мы с ним в кинЕ

Без пальтА и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашнЫ и без пальтЫ.

Любит кинА детвора,

Если в кинаАХ кенгурА!

Ходит, бродит по шоссУ.

Носит в сумке шимпанзУ.

Кенгуру в кафУ зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминоЙ

С шимпанзОЙ и какадОЙ.

Какие вы внимательные, все ошибки нашли. Понравилось вам исправлять ошибки.

А теперь выходите в круг, немного отдохнём и поиграем, будьте внимательны.

о кенгуру

без пальто

без кашне и без пальто

в кино кенгуру

шимпанзе

за домино

с шимпанзе и какаду

понравилось

Физкультминутка (динамическая пауза).

дидактическая игра «Назови одним словом» (с мячом)

Шуба из меха …

Кофта из шерсти …

Мяч из резины …

Варенье из малины …

Шарик из стекла …

Самолет из бумаги …

Кубик из дерева …

Игрушка из пластмассы …

Шерстяная

Резиновый

Малиновое

Стеклянный

Бумажный

Деревянный

Пластмассовая

Молодцы, садитесь на свои места.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем, но отвечать вы должны полным предложением, называя лишний предмет и добавляя, потому что (вы должны объяснить почему вы выбрали именно его)

Игра «Четвертый лишний»

Помидор, картофель, яблоко, огурец.

Белка, комар, бабочка, кузнечик.

Степан, Светлана, Андрей, Антон.

Стол, диван, холодильник, кровать.

Какие вы молодцы! Видишь Буратино, какие дети внимательные, со всеми заданиями справились.

Дети отвечают:

Яблоко, потому что это фрукт

Белка. Потому что она животное

Светлана, потому что это девочка

Холодильник, потому что это бытовая техника

Итог занятия

Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

Слова ты эти твёрдо знай

И в предложеньях не меняй!

Кофе, радио, пальто,

Пианино и кино,

И какао, и метро –

Как придумано хитро:

Если нам встречаются,

Вовсе не меняются!

Дети вспоминают этапы занятия.

Дети вспоминают слова, которые не изменялись