Он живой и светится главная мысль рассказа. Рассказ он живой и светится


Виктор Драгунский Денискины рассказы, для детей: читайте рассказ Он живой и светится Драгунского из книги Денискиных рассказов детям: текст произведения читать онлайн: краткое и полное содержание Он живой и светится


Виктор Драгунский (коротко о жизни автора)
Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Его мама была дочерью учителя из города Гомеля, где они тогда жили. В шестнадцать лет она вышла замуж за сына лавочника Юзефа. Весной 1913 года они уехали в Америку. Родился ребенок. В июле 1914 года, они вернулись домой, в Гомель. В 1917 году произошла революция.
Жизнь тогда была очень жестокая. Красный комбриг Войцехович расстрелял Юзефа и женился на бабушке (пишет сын писателя Д. Драгунский) И вот моя бабушка, взяв сына (то есть моего папу), поехала в Москву. Родила второго сына Лёню... А мой папа в Москве работал токарем на заводе... Потом он решил стать артистом и поступил в театральную студию. Работал клоуном в цирке. Когда началась война, его не взяли в армию по болезни - у него была тяжелая астма. Но он все равно пошел в ополчение. После войны папа собрал группу артистов, и они сделали маленький эстрадный театр. Там папа не только играл, но и сочинял сценки. Писал фельетоны и юмористические рассказы. И женился на моей маме. Я у них родился в 1950 году.
Первые «Денискины рассказы» появились в журналах в конце 1950-х. Потом стали выходить книги, одна за другой. Появились фильмы и спектакли.
Умер Виктор Драгунский 6 мая 1972 года.

Денискины рассказы
Он написал около шестидесяти «Денискиных рассказов» - то есть одну не очень толстую книгу. Зато эти весёлые рассказы читают уже пятьдесят лет. Денискины рассказы были написаны полвека назад. Сейчас их читает уже третье поколение. Тот, кто прочитал «Денискины рассказы» в детстве, сейчас читает их детям и внукам... многое изменилось. Когда ходил в школу Дениска Кораблев - была совсем другая жизнь: Интернет еще не придумали. Компьютеров не было. И даже шариковых ручек.
Виктора Драгунского часто спрашивали: «А все это на самом деле было? А вы знаете Дениску?» Он отвечал: «Конечно знаю! Это же мой сын!»
Виктор Драгунский написал книгу рассказов о мальчике Денисе Кораблёве, который буквально растет на глазах у читателя. Сначала мы видим его как дошкольника. Затем как школьника начальных классов, который попадает в разные смешные ситуации.
Главными героями рассказов являются: Денис Кораблёв - мальчик проживающий в Москве на Каретном Ряду. Папа и мама главного героя, Мишка - лучший друг, Костик - друг Дениса и Мишки, Аленка - соседка, самая младшая из детей, и другие...

"Он живой и светится" (краткое содержание рассказа) (коротко)
Рассказ начинается с того, что мальчик Дениска ждет во дворе свою маму. Она, наверное, задержалась в институте или в магазине, и даже не подозревает о том, что сын уже успел по ней соскучиться. Автор очень тонко подчеркивает, что ребенок устал и проголодался. По-видимому, ключей от квартиры у него нет, потому что уже начинает темнеть, в окнах зажигается свет, а Дениска не сдвигается с места. Стоя во дворе, он чувствует, что начинает замерзать. Пока наблюдает за происходящим вокруг, к нему подбегает друг Мишка Слонов. Увидев приятеля, Дениска радуется и на время забывает о своей печали. (краткое содержание в. драгунский денискины рассказы) Мишка хвалит его игрушечный самосвал, хочет выменять его и предлагает Дениске различные предметы и свои игрушки. Дениска отвечает, что самосвал - это подарок папы, поэтому он не может его подарить Мишке или даже обменять. Тогда Мишка использует последнюю возможность заполучить игрушечный самосвал — он предлагает Дениске живого светлячка, который светится в темноте. Дениска очарован светлячком, его великолепным сиянием, которое распространяется из простого спичечного коробка. Он отдает Мишке самосвал, говоря: «Бери мой самосвал, насовсем, а мне отдай эту звездочку». Мишка довольный уходит домой, а Дениске становится уже не так тоскливо ждать маму, ведь он почувствовал, что рядом с ним находится живое существо. Вскоре мама возвращается, и они вместе с Дениской идут домой ужинать. Мама искренне удивляется, как сын мог променять хорошую игрушку на «какого-то светлячка» Это только одна из историй, представляющая «Денискины рассказы». Краткое содержание показывает, что основной является тема одиночества и покинутости. Мальчик хочет домой, он устал и проголодался, но мама где-то задерживается и тем самым продлевает чувство внутреннего страдания Дениски. Появление светлячка согревает душу ребенка, и ему становится уже не так тяжело ждать появления мамы.

"Он живой и светится..." (весь текст рассказа Драгунского)

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака - они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

Здорово!

И я сказал:

Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

Ого! - сказал Мишка. - Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

Не дашь самосвал?

Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

Сравнил Барбадос с самосвалом…

Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

Он у тебя лопнутый.

Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

Ты открой ее, - сказал Мишка, - тогда увидишь!
Денискины рассказы, для детей: читайте рассказ Он живой и светится Драгунского
Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое?

Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай.

Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

Я, мама, променял его.

Мама сказала:

Интересно! А на что?

Я ответил:

На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

Да, - сказала она, - это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..
.......................................................................................................

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Он живой и светится" Драгунский В. Ю. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных - вторых. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. История происходит в далекие времена или "Давным-давно" как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Сказка "Он живой и светится" Драгунский В. Ю. читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

О днажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было…

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака – они были похожи на бородатых стариков…

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

– Здорово!

И я сказал:

– Здорово!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

– Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее.

Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок.

Тут Мишка говорит:

– Не дашь самосвал?

– Отвяжись, Мишка.

Тогда Мишка говорит:

– Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса!

Я говорю:

– Сравнил Барбадос с самосвалом…

– Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

– Он у тебя лопнутый.

– Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

– А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

– Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

– Ты открой ее, – сказал Мишка, – тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

– Что это, Мишка, – сказал я шепотом, – что это такое?

– Это светлячок, – сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай.

– Мишка, – сказал я, – бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму…

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

– Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

– Я, мама, променял его.

Мама сказала:

– Интересно! А на что?

Я ответил:

– На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

– Да, – сказала она, – это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

– Я так долго ждал тебя, – сказал я, – и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

– А чем же, чем же именно он лучше?

Главный герой рассказа «Он живой и светится» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» — мальчик по имени Денис. Он сидит во дворе своего дома и ждет, когда придет мама. Дениске тоскливо и грустно, потому что у других детей родители уже пришли и забрали их домой. Его не радует даже подаренная папой новая игрушка, самосвал. Наступил вечер и во дворе начало темнеть.

В это время во двор вышел знакомый мальчик, Мишка. Увидев у Дениски самосвал, Мишка очень им заинтересовался. Он его крутил, вертел и, в конце концов, попросил Дениску дать ему самосвал домой поиграть. Но Денис сказал, что это папин подарок и он не может его отдать.

Тогда Мишка стал предлагать обмен. Вначале он предложил за самосвал почтовые марки Гватемалы и Барбадоса, но Денис дал понять, что это неравноценный обмен. Тогда Мишка предложил за самосвал плавательный круг, но Дениска знал, что круг у Мишки проколот, и на эту удочку не попался.

Наконец, Мишка использовал свой последний шанс. Он достал из кармана спичечный коробок и предложил его в обмен на самосвал. Но перед этим Мишка предложил заглянуть в коробок. Когда Денис его приоткрыл, он увидел внутри маленький зеленый огонек. Это был настоящий живой светлячок! Будучи в полном восхищении, Дениска тут же сообщил Мишке, что тот может забирать самосвал насовсем. Обрадованный Мишка схватил игрушку и убежал домой. А Денис после этого долго сидел и смотрел на светлячка, до тех пор, пока во двор не вошла мама.

Уже дома мама поинтересовалась Денискиным самосвалом, и он сказал ей, что сменял папин подарок на светлячка. Мама не стала ругать сына, но спросила, зачем Дениска так сделал? На мамин вопрос он ответил, что светлячок живой и он светится.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Он живой и светится» заключается в том, что любое живое существо – это настоящее чудо природы. И никакая механическая игрушка в глазах ребенка не может сравниться с чудом, маленьким творением природы, которое умеет светиться в темноте. Рассказ учит бережно относиться к природе и к живым существам, которые окружают нас.

В рассказе мне понравилась мама Дениса. Она не стала ругать сына, за то, что он поменял дорогую игрушку на крошечного светлячка, потому что поняла, насколько ценен для ее ребенка маленький живой светлячок по сравнению с покупной игрушкой.

Какие пословицы и афоризмы подходят к рассказу В.Драгунского «Он живой и светится»?

Жизнь полна чудес.
Легче поверить в чудо, чем объяснить его.
Иногда чудеса бывают такими крошечными, что люди просто не замечают их.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
  • Развивать умение работать в группах, совместно создавая характеры героев, их взаимоотношений, внутреннего мира; обучение интонационному чтению диалогов.
  • Воспитание дружбы, товарищества между учащимися класса.

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" 2 класс,1 часть.
  • Портрет В. Ю. Драгунского
  • Словарь настроений (индивидуальный и общий)
  • Словарь характеристик (индивидуальный и общий)
  • Карточки с вопросами для групп.
  • Презентация.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского "Он живой и светится:", с которым вы познакомились дома.

А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? ("Денискины рассказы")

Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе).

3. Рассказ о писателе.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

4. Беседа по прочитанному дома.

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

3. Почему рассказ так называется?

5. Постановка проблемы (презентация)

Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?

И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.

6. Словарная работа (презентация)

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

Как вы выяснили их значение?

(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

Словарик чувств, словарик характеристик (презентация).

7. Повторное чтение с выделением логически законченных частей.

Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. (":и не заставлял ее сидеть на песке и скучать".)

Где бы вы закончили 2 часть? (":тогда увидишь!")

-:3 часть? (":И я забыл про всех на белом свете").

Физминутка с музыкальным сопровождением песни "Верный друг".

8. Работа в группах.

1 группа - 1часть:

Вопросы:

1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2. А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.

4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

2 группа - 2 часть.

Вопросы:

О чем рассказывается в этой части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять - ни на марки, ни на плавательный круг.).

А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).

Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)

Как озаглавите эту часть? ("Новая игрушка Дениски").

3 группа - 3часть.

Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).

Сделайте вывод . (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)..

Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке").

4 группа - 4 часть.

Вопросы:

Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

9. Запись составленного плана в тетрадь (презентация)

1) Ожидание мамы.

2) Новая игрушка.

3) Живая звездочка.

4) Лучше любого самосвала на свете.

10. Обобщение характеристик героев (презентация)

А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.

Сделайте вывод - ребята разные по характеру.

-А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

11. Чтение диалогов.

Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора, а другие - инсценируют.

12. Заключительная беседа (презентация)

Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)

Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?

("В ожидании мамы", "Живое чудо", "Волшебство", "Волшебная звездочка", "Светлячок", "Живая радость" и т. д.)

Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

А светлячок - существо настоящее или придуманное автором?

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

13. Итог урока.

Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль? (Дружба должна быть крепкой,верной, честной и бескорыстной).

Литература.

  1. Лазарева В. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. В2 кн. Кн. 1 - 5-изд. - М. : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова:Издательство Оникс, 2008. 160 с. :ил.
  2. Вороговская А. И. Методические рекомендации у учебнику В. А. Лазаревой "Литературное чтение" для 2 класса. - М. : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова:Издательство Оникс, 2006.
  3. Даль В. И. Толковы словарь русского языка. Современная версия М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736с.

Главный герой (Дениска) сидит вечером во дворе и ждёт маму. Всех детей родители уже забрали домой, поэтому он сидит в песочнице один. Он размышляет, почему мамы так долго нет и от этого еще больше хочет домой.

Вдруг появляется его друг Мишка, подсаживается к мальчику и обращает внимание на его самосвал. Он очень нравится Мишке, он рассматривает все детали, спрашивает про возможности машины и просит дать его ему домой. Главный герой против, он дорожит этим самосвалом, ведь эту игрушку ему подарил папа перед отъездом. Тогда Мишка предлагает обмен. Но мальчик считает его неравносильным и отказывается от нескольких предложений. Последней надеждой Мишки становится таинственная коробочка, он протягивает ее своему другу и ждёт его реакции. Главный герой заинтересован, он открывает её и поражается тому маленькому светло-зелёному огоньку, который мерцает внутри. Мишка дал ему светлячка. Мальчик заворожен им и сразу соглашается отдать ему самосвал навсегда.

Мишка ушел домой со своей добычей, а главный герой остался сидеть в песочнице, разглядывая светлячка. Он был так заворожен им, что позабыл обо всём, даже о том, что хотел домой. Напомнила ему об этом только пришедшая мама. Она повела его домой и спросила, нравится ли мальчику играть с новым самосвалом. Мальчик рассказал про свой обмен. Когда они пришли домой, он попросил маму выключить свет, чтобы показать своё сокровище. В коробочке опять засветился зеленый огонёк.

Мама не понимает, почему мальчик поменял новый самосвал на светлячка. Но мальчик мгновенно находит ответ - ведь он живой и светится!

Этот рассказ учит нас ценить не материальные ценности, а жизнь, настоящую и светящуюся. Мальчик не чувствует себя таким одиноким вместе с живым существом, игрушка не способна заменить такие чувства.

Картинка или рисунок Он живой и светится

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Не надо врать Зощенко

    Этот рассказ из числа рассказов про детство автора. Главными героями являются сам автор - Минька и его сестра Лёля. Маленький брат пока еще познает окружающий мир, а Леля опять проказничает.

  • Краткое содержание Дуров Мои звери

    Дуров любил животных и писал о них рассказы. В огромном доме, в котором жили мишки, слон, различные породы домашних животных... Он их не просто содержал, а обучал различным хитростям

  • Краткое содержание Железников Троп

    На солнце стояла большая собака по кличке Троп и перебирала ногами. Но вот на крыльце появилась бабушка с маленьким мальчикам Петя на руках. Ребенок повернулся ка псу и когда тот радостно открыл пасть, это напугало мальчугана и тот заплакал

  • Краткое содержание басни Волк и журавль Крылова

    Волки очень жадные, да еще и хитрые, это каждому известно. Когда они кушают, очень торопятся, даже костей не видят.

  • Краткое содержание Достоевский Мальчики

    Мальчики - глава, которая входит в большой роман "Братья Карамазовы". В этой главе повествуется о маленьком мальчике - Коле Красоткине, у которого есть только мать, о его поступках и отношениями с другими людьми