Смотреть что такое "Кальвин, Жан" в других словарях. Кальвин жан (иоганн) Кальвин жан

После военного поражения Цюриха центр реформаторского движе-ния в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:
1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции;
2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом;
3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;
4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.
Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?
Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.
Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.
В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.
В первые годы (1536-1537) в городе Женеве было неспокойно. У власти в Женеве в это время находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!
Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.
В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.
Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.
В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. «Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы ока-заться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.
Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.
По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраиваю-щая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые тол-стосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.
Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.
Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.
Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».
За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор.
Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма». Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?
Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.
Это отразилось на политических взглядах женевского . Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.

(Calvin, или Cauvin), основоположник одного из главных течений протестантизма , родился 10 июля 1509 года на севере Франции, в Пикардии, в городке Нойоне. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но уже отец выдвинулся на почетное место прокурора и синдика местного соборного капитула. Способный к ученью мальчик был предназначен отцом сперва к духовному званию. Обеспеченный бенефицией, Жан получил возможность продолжить свое образование в лучших парижских коллежах. Сдержанный, строго замкнутый, целомудренно-нравственный юноша легко выделился своим острым умом среди товарищей, но не снискал их любви; он обличал их мелкие грешки, за что получил даже насмешливое прозвище «винительного падежа» (аккузатива).

Портрет Жана Кальвина

Следуя указаниям отца, затем усердно изучал право, слушая, между прочим, лекции гуманиста Альциати. Молодой ум привыкшего к контроверзам пикардийца подвергается тщательной закалке, мысль приобретает стройность и ясность, изощряется диалектика. Рано оторванный от семьи, весь ушедший в занятия, этот, по-видимому, сухой книжник умеет найти себе близких по духу среди товарищей и, холодный к отцу, к родине, способен на прочную дружескую привязанность. Под кажущейся холодностью таится страстная воля, непоколебимая уверенность в добытых путем упорного умственного труда убеждениях. Уже в 1532 году появляется первый ученый труд Жана Кальвина – комментарий к произведению Сенеки «De Clementia».

Но после этого в душе Кальвина происходит перелом, и он решительно становится на сторону церковной реформы , которой сочувствовали его ближайшие друзья. Вскоре он делается духовным руководителем парижского кружка сторонников реформы и с молодой пылкостью новообращенного убеждает своего друга ректора университета Николая Копа произнести публично сочиненную самим Кальвином речь об оправдании верой. И автор речи, и оратор едва смогли спастись от преследования раздраженных Сорбонны и парламента. Некоторое время Жан Кальвин путешествует на юге Франции, ликвидирует свои материальные отношения в Нойоне, посещает двор Маргариты Наваррской . Вернувшись в Париж, он вскоре принужден опять покинуть его вследствие жестоких гонений на сторонников реформы. Он переезжает в Базель и в 1536 году издает свое знаменитое «Наставление христианской веры» («Institutio religionis christianae»). Это его любимый главный труд, который тщательно обрабатывался реформатором в течение всей последующей жизни (6 прижизненных изданий!). Совершенствуя и обрабатывая свое «Наставление», Жан Кальвин дает стройную логическую систему нового реформационного учения - кальвинизма .

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

После краткого пребывания в Базеле и затем при дворе герцогини Феррарской, Кальвин проездом попал в Женеву (1536 г.), в которой только что одержала верх реформация. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины, пылкого проповедника Гильома Фареля. Вместе с последним он начинает усердно работать над организацией молодой церковной общины, стремится ввести строгую дисциплину нравов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета. Кальвин удаляется в Страсбург. Здесь он посвящает себя обработке своего «Наставления». Им овладевает отвращена к общественной деятельности, он жаждет покоя, стремится основать собственный семейный очаг и женится на тихой, болезненной вдове Иделетте Штордер. В то же время Кальвин принимает деятельное участие в съездах реформационных проповедников и сближается с Меланхтоном .

Но мысль о Женеве не покидает его. И обращение красноречивого гуманиста-кардинала Садолета к женевцам с призывом вернуться в лоно католической церкви встречает с его стороны горячую отповедь. Партия сторонников Фареля берет верх в Женеве, и Жан Кальвин вновь возвращается в 1541 г. Теперь он осуществляет религиозно-нравственную диктатуру консистории пасторов. И в последний раз сторонники твердой самостоятельной власти совета и свободомыслящие объединяются, чтобы избежать суровой моральной опеки, жестоко карающей тюрьмой и смертью даже мелкие проступки против нравственной дисциплины. В то же время Кальвину приходится бороться с Больсеком, отрицающим учение о предопределении, с германскими богословами, с гуманистом-протестантом Кастеллионом и защищать с напряжением всех сил собственную религиозную систему. Мало-помалу он превращается в догматического фанатика, не признающего никаких компромиссов, занятого только одной мыслью: дать торжество своей собственной догм. Непримиримый, холодный, «женевский папа» становится настоящим инквизитором и безжалостно расправляется с врагами, причем не всегда отделяет врагов своего дела от личных своих недругов. Никогда с памяти Кальвина невозможно будет стереть этого клейма инквизиторского фанатизма.

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. "Стена реформаторов" в Женеве

В момент самой горячей борьбы является в Женеву талантливый естествоиспытатель и горячий сторонник учения антитринитариев (отрицания троичности Бога) . Уже раньше Кальвин, ненавидевший Сервета за его учение, косвенным путем сообщил католической инквизиции данные, уличавшие Сервета в авторстве еретической книги «Восстановление христианства». Теперь, пользуясь своей властью, Кальвин вооружает против него женевское правительство и посылает пылкого испанца на костер (1553 г.). Оппозиция терпит окончательное поражение на выборах 1555 года и частью гибнет на плахе, частью изгоняется из города. Кальвин становится направителем и внутренней и внешней политики Женевы, которая все более и более проникается религиозным настроением. 9 лет напряженной борьбы, неутомимая писательская деятельность ослабляют и истощают хрупкий организм Жана Кальвина, смерть уносит его сына и жену, но тем яростнее его энергия, тем жестче его суровое, непримиримое отношение к врагам. Его первоначальные монархические воззрения уступают место республиканским, хотя он не против мысли произвести религиозную революцию сверху.

Поощряя, увещевая, грозя и утешая, Кальвин переписывается со многими крупными политическими деятелями. Женева, благодаря его неусыпной деятельности, становится духовным центром реформации, её оплотом. Незадолго до смерти, в 1559 году, Кальвин устраивает академию для подготовки проповедников, которая должна была продолжать его дело. Вся эта неустанная деятельность рано состарила реформатора, и 27 мая 1564 года Жан Кальвин скончался после долгих страданий.

Литература о Жане Кальвине и кальвинизме

Кампшульте,

Думерг,

Боссерт,

Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI века»

А. М. Васютинский, «Кальвинизм во Франции и Женеве» (Книга для чтения по новой истории, т. I).

· индекс ) Другие источники : БЭЮ : ЕЭБЕ : МЭСБЕ : НЭС


Кальвин (Жан Calvin) - младший из трех крупнейших реформаторов XVI века (Лютер, Цвингли) и представитель романского типа Реформации. К. род. в 1509 г. в г. Нойоне в Пикардии (Сев. Франц.), в зажиточной буржуазной семье. Его отец, Жерар Ковен (Cauvin - эта фамилия была потом латинизирована К., по обычаю ученых, в Calvinus, Calvin), занимал должность епископского секретаря. Своим детям он старался дать основательное образование. Необыкновенные способности К. были рано замечены в семье. 14 лет его отправили учиться в Бурж. Уже здесь обрисовался характер будущего церковного деятеля: его прилежание, способность быстро усваивать и превосходно излагать усвоенное, ставившая его в положение учителя среди товарищей, его раздражительный, обидчивый нрав, за который он получил прозвание «аккузатива». Отец думал сначала сделать из него богослова и доставил ему бенефицию, но потом он переменил мнение и заставил сына избрать юридическую карьеру. Мало расположенный к последней, Кальвин в течение двух с лишком лет слушал лекции лучших профессоров права во Франции, сначала в Париже, потом в Орлеане. Эта школа положила печать на образование ума К.: его способность в рассуждении и диалектическом споре схватить сразу основной принцип, развить из него с неумолимой логикой все выводы, его интерес к политике, законодательству, администрации если не возникли, то развились здесь. Смерть отца (1531) открыла ему свободный выбор жизненного пути, и он отдался гуманистическим занятиям. Главною целью К. в это время было составить себе имя ученого литератора в духе Эразма: уже в 1532 году он издает комментарий на трактат Сенеки «De Clementia». Это - работа филологическая, в которой, однако, много намеков на современные политические порядки; но в ней нет еще ни малейшего признака принадлежности К. к протестантской партии. Между тем, среди близких родственников и земляков К., частью учившихся вместе с ним, было много лиц, склонных к «лютеранству». Один из них, Пьер Робер по прозванию Оливетан - побывавший в Германии - оказал, по-видимому, большое влияние на К., позднее других сверстников поддавшегося новому учению. Его натуре были чужды порывы, энтузиазм. Он не переживал тяжелого душевного кризиса, как Лютер. Его переход в протестантизм был результатом медленной и сложной рассудочной работы. Сначала К. держится умеренного направления людей кружка Маргариты, сестры Франциска I, мечтавших, в духе Эразма, о проповеди чистого Евангелия на почве существующих учреждений. В 1534 г. мы видим К. уже в числе убежденных протестантов, резко порвавших с церковью. Одна из поздних биографий К. (составленная Бэзом в 1575 г.) объясняет внезапный отъезд его из Парижа осенью 1533 г. участием в одной протестантской демонстрации. Далее биографами К. передаются различные его скитания по Зап. и Южной Франции, даже по Италии, его попытки пропаганды. Все эти известия очень трудно проверить: несомненно только то, что в 1534 г. К. не был в числе известных правительству агитаторов или даже подозреваемых лиц; он мог спокойно появиться летом этого года в родном Нойоне, где отказался от своей бенефиции. Эмиграция К. из Франции (вероятно, поздней осенью 1534) была добровольной, но она стоит в связи с поворотом в церковной политике французского правительства. В 1533 г. открылась эра религиозных преследований. За границу Франции, в юго-зап. Германию и Швейцарию, бросилось множество эмигрантов. Французский протестантизм с этой поры принял по преимуществу радикальный оттенок. У К. к этому присоединялась еще методичность северного француза, неумолимая логика убежденного доктринера. Многие из его единомышленников становились проповедниками (напр. Фарель - в романской Швейцарии) или пытались действовать тайной агитацией во Франции; К. и новому делу хотел служить в качестве ученого писателя, профессора. Он направился сначала в Страсбург, где сблизился с Буцером и Капитоном, затем в Базель. Здесь в начале 1536 г. вышло первое издание его «Наставления в христианской вере» («Institutio religionis christianae»), которое потом несколько раз переделывалось и расширялось (последнее, наиболее известное изд. - 1559 г.) и в конце концов явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма. В первой работе К. еще мало оригинального по содержанию; целью автора было систематически изложить сумму определившихся уже протестантских идей, положить конец беспорядочности учения и строя среди единомышленников. В этом отношении К. далеко оставил позади себя по ясности, сжатости, силе изложения все предшествующие попытки в том же духе. Книга К. отмечает собою начало нового периода в истории протестантизма. Не человек с его страданиями и сомнениями занимает К., а восстановление истинного понятия о Боге, умаленного папизмом. К этой основной черте примыкает и учение о предопределении (предестинации), развитое, впрочем, лишь в последующих изданиях «Наставления». Идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими, исключает мысль о человеческих заслугах, даже самое представление о возможности свободного выбора в решениях людей. Вытекающее отсюда понятие предопределения развито было еще блаженным Августином и более или менее разделялось всеми реформаторами XVI в.; но никто из них не пошел так далеко в формулировании принципа, в заключениях, вытекающих из него, как К. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель. Как добрые, так и злые дела людей служат для выполнения предначертаний Божиих, но это нисколько не снимает вины с человека; всякая неправда - оскорбление имени Божия и влечет за собою суровую кару. В представлении К. о Боге есть нечто ветхозаветное. Он охотно обращается к примерам из истории Израиля, как бы забывая при этом евангельскую проповедь любви. Но в учении К. есть и другая сторона. Человек не в праве доискиваться, что решено о нем на небесах; он должен уповать на свою принадлежность к избранникам, раз он идет по пути, указанному Богом. Полное подчинение воли человека Божиим предначертаниям должно порождать в нем сознание правоты и силу оказывать сопротивление властям мира сего, раз они идут против велений Божиих. Лишь в повиновении государей Богу заключается оправдание земной власти. Настаивая на безусловном господстве прямого свидетельства слова Божия, изложенного в писании, К. отделяет свое учение ясной чертой как от католичества, так и от всякого рода мистических направлений (анабаптистов и др.), признававших возле или выше писанного откровения внутренние, непосредственные. В учении К. протестантизм принимает характер по преимуществу сухой, рационалистический. Он нигде не оставлял места игре воображения, неопределенному чаянию: везде - логическое рассуждение и ссылка на прямой текст Писания. Всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Божия и совершаются таинства (крещение и причащение), по взгляду К., есть церковь. Духовная власть провозвестников слова Божия поставлена им, однако, необыкновенно высоко; он настаивает на применении к ослушникам строгой церковной кары - отлучения, от которого отказывалось большинство реформаторов, опасаясь возвращения церковной тирании. Несмотря на непримиримую вражду к католичеству, учение К. о церкви всего более приближалось к средневековому, всего более заключало в себе элементов теократии . В учении о причащении К. занял положение, среднее между Лютером и Цвингли: он учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с телом и кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой. «Наставление в христианской вере» сразу создало К. славу одного из крупнейших богословов эпохи, и этим объясняется настойчивость, с которой Фарель старался привлечь К. к деятельности в Женеве, когда он летом 1536 г. остановился в этом городе на короткое время. В Женеве тогда было еще много сторонников католичества, переход большинства к протестантизму совершился чисто внешним образом; народные волнения, ожесточенные столкновения партий мешали укреплению нового политического и церковного порядка. Приглашенный сначала для чтения богословских лекций, К. скоро занял видное место среди проповедников. Под его влиянием быль составлен проект церковного устройства (Articles de 1537), предложенный на рассмотрение магистрата. Существенные черты его следующие: основой церкви должна быть правильная вера ее членов и нравственная чистота общины. Чтобы добиться того и другого, необходимо проверить религиозные убеждения граждан путем предъявления им к подписи и присяге подробной формулы исповедания, а отрекшихся исключить из церкви; далее, необходимо установить надзор за частною жизнью граждан, поручив его проповедникам и старейшинам, с применением к недостойным членам церкви отлучения. Проект К. был принят магистратом, но проведение присяги всех граждан не удалось, составилась сильная оппозиция, и в начале 1538 г. друзья К. и Фареля были исключены из магистрата, а вслед за тем (апр. 1538) К. и Фарель изгнаны из Женевы. В течение года они поддерживают сношения с «верными» в Женеве, склоняясь к примирительному направлению: К. боится прослыть схизматиком, из-за личных побуждений внесшим раскол в общину. Внимание К., однако, все более отклонялось в другую сторону. С осени 1538 г. он стал руководителем страсбургской общины французских эмигрантов, в которой скоро была введена им строгая нравственная дисциплина. Страсбургские друзья К., Буцер и Капитон, втянули его в круг общецерковных вопросов, поставленных в это время германской Реформацией. В начале 40-х годов здесь шли деятельные переговоры о примирении религиозных партий и о созвании общего собора для пересмотра спорных вопросов. К., несмотря на свое незнакомство с немецким языком, принимал видное участие как в предварительных совещаниях 1539 и 1540 гг. (на сейме во Франкфурте, в религиозных конференциях в Гагенау и Вормсе), так и на решительном собрании регенсбургского сейма весною 1541 г. Допуская в среде протестантов известное различие направлений, К. выражал крайнюю неуступчивость по отношению к программе католиков. К. уехал с сейма до его окончания, сильно разочарованный. Его трехлетнее пребывание в Германии имело решительное влияние на развитие его воззрений. С этой поры для него на первом плане - общие судьбы Реформации в Европе; местные ее успехи представляются ему важными лишь в мере их отношения к общему ходу событий. Из Женевы, между тем, идут к К. с осени 1540 г. настойчивые просьбы вернуться ввиду победы, одержанной сторонниками изгнанных проповедников (гиллермены, от имени Фареля - Guillaume). К. был встречен в Женеве с большим почетом (сент. 1541), но предложенный им проект церковных ордонансов (ordonnances ecclésiastiques) был принят магистратом лишь после долгих споров и с известными ограничениями. Были установлены четыре церковные чина: пасторы (ministres, pasteurs), доктора (т. е. ученые богословы, для преподавания в школе), старейшины (anciens), для нравственного надзора за гражданами, и диаконы, для ведения благотворительного дела; последние два разряда набирались из светских лиц путем назначения со стороны магистрата (старейшины - из правительственных советов). Чисто церковные должности также замещались магистратом по рекомендации пасторов и после экзамена. Консистория, составленная из 12 старейшин и 8 пасторов, разбирала более важные проступки против нравственности и отступления от истинной веры; в менее серьезных случаях пасторы и старейшины, постоянно совершавшие обходы по домам, ограничивались частным внушением. У консистории были отняты всякие светские формы воздействия, но ей было предоставлено налагать отлучение (т. е. удалять от причащения). Одновременно утвердились и формы культа, устранявшие из церковного обихода украшения, символы, церемонии - все, что может действовать на внешние чувства. Последние праздники, оставленные Реформацией, - Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение - были отменены, и осталось лишь воскресенье. Появившееся вскоре после ордонансов третье издание «Наставления в христианской вере» (1543) заключает в себе подробную программу церковного переустройства, обнаруживающую истинную мысль К. О каком-либо подчинении церковных органов государственной власти здесь нет и речи. Проводится полное разделение светской и церковной сферы, и нравственная дисциплина целиком отнесена к последней. Выборы в консисторию и в пасторы опираются на демократическую основу. Кандидаты должны быть назначаемы пасторами, но избрание совершается при прямом участии всех членов общины, руководимых первыми. Пасторов К. приравнивает к пророкам и апостолам. Самостоятельная церковная община, руководимая при общем контроле народа всемогущими пастырями - это форма, которую всюду стремится внести кальвинизм (см.) . Но в тесных пределах маленькой республики, в виду ревнивого к власти магистрата К. с трудом мог отстоять даже порядок, установленный в 1541 г. Личное положение, занятое К. в Женевской республике, было чрезвычайно влиятельно. Его обширные познания, его административный талант, умение владеть словом и пером, его ученый и богословский авторитет, его многочисленные связи и знакомства в Швейцарии, Германии и Франции делали его неоцененным сотрудником и советником правительства во всех почти внутренних и внешних делах республики. Ему поручалась дипломатическая переписка, редактирование политического, судебного, полицейского законодательства Женевы; он был непременным членом разных правительственных комиссий; хорошо осведомленный об интимной жизни женевских граждан, К. почти каждый день появлялся перед правительственным советом со своими докладами, донесениями и извещениями. Его рекомендации при назначении пасторов и регентов (учителей нового протестантского коллежа) безусловно принимались; в коллегии проповедников он располагал фактически диктатурой. Это личное влияние далеко еще не обусловливало торжества системы: напротив, чем более она развертывалась, тем значительнее становилась оппозиция в среде населения и в самом магистрате. Первые пять лет после возвращения К. (1541-1546) - время проведения программы, во имя которой он был призван в Женеву. Запрещаются танцы, театральные представления, азартные игры; строгие наказания полагаются за произнесение кощунств, проклятий и т. п. Магистрат пытается закрыть трактиры и заменить их собраниями граждан, под надзором властей, для религиозных бесед. В то же время Женева широко раскрывает ворота религиозной эмиграции, направлявшейся из Италии, Англии, Нидерландов и особенно Франции. Число французских эмигрантов через 15-20 лет составило не менее половины всего населения Женевы. Эта система не могла не вызвать сильной оппозиции. Женевские традиции, характер населения противоречили как нельзя более нравственно-дисциплинарной программа. Все, кто был недоволен приливом пришельцев, - напр. мелкие ремесленники, видевшие в этом причину дороговизны, упадка дел, - начинали переносить свою вражду на защитников и вождей этой массы чужих - на пасторов и в особенности на К.

Система строгих преследований за нарушение нравственных правил не щадила никого, и многие из членов правительственной олигархии, почувствовав силу ее на себе, изменили свое отношение к ней. В 1546 г. перед консисторией предстал длинный ряд лиц, обвиненных в участии в танцах, между ними генеральный капитан и первый синдик, т. е. главные сановники города; они должны были выслушать суровое внушение и принести публичное покаяние. В 1547 г. уже образовалась сильная партия недовольных («перринисты»), стремившихся к сокращению личного влияния К. и к большему подчинению консистории и коллегии пасторов (Vénérable Compagnie) магистрату; главным образом они хотели отменить церковное отлучение. По своим воззрениям они примыкали к цвинглианству, которое переносило всю церковную власть на магистрат; поэтому на их стороне было сочувствие большей части протестантской Швейцарии, особенно Берна. В их программе и поведении не было ничего общего с социальным и нравственно-религиозным радикализмом и анархизмом анабаптистов или рационалистических сект (название «либертинов», употребляемое еще многими современными историками, к ним неприложимо и позднейшего происхождения; К. в своей статье «Contre la secte furieuse des Libertins, nommés spirituels», 1545 г., нападал не на женевских противников, а на вольнодумцев вообще, в частности на одну бельгийско-французскую секту пантеистического направления). Пользуясь оппозицией в среде магистрата, недовольные, особенно из числа молодежи, стали шуметь против пасторов, подвергать их оскорблению на улицах, демонстративно нарушать дисциплинарные предписания, преследовать, где возможно, французов. Оппозиция провела несколько мер, клонившихся к лишению консистории самостоятельности. Доклады и жалобы К. нередко оставлялись без последствий. В 1549 г. К. удалось заключить под названием Цюрихского соглашения (consensus Tigurinus) важный акт с главой швейцарского цвинглианства, Буллингером, в силу которого единство установилось между обеими церквами в спорном учении о пресуществлении и таким образом подготовлялось их слияние в дальнейшем; тем не менее, большинство цвинглианских проповедников все более раздражалось против К. за его нетерпимость. Одно время К. мог рассчитывать только на поддержку двух соседних романских церквей, в Лозанне и Невшателе, руководимых его близкими друзьями и ревностными сторонниками, Вире (см.) и Фарелем. С 1551 г. поднялся спор между К. и представителями лютеранства в Германии, особенно Иоахимом Вестфалем. В том же году ученый французский врач Жером Болзек (Boisec), хороший диалектик, открыл целый богословский поход на К. по вопросу о предопределении. Формулы Бользека были подхвачены в среде простого народа; его ученым преемником в Женеве выступил (в 1552 г.) местный уроженец, юрист Троллиэ, которому поручили цензуру ученых сочинений К. Больших усилий стоило К. добиться официального утверждения своей доктрины и заставить замолчать своего противника. В 1553 г. для К. наступило особенно критическое положение. В правительственных советах перевес получила партия перринистов; в то же время в Женеве появился самый серьезный и талантливый из всех теоретических противников К., испанец Михаил Сервет. К. встречался уже в начале своей деятельности (1534 г.) с основателем антитринитаризма. Сервет одно время переписывался с ним, стараясь привлечь К. на свою сторону, а потом вызвать его на полемику. К. отвечал, но неохотно, затем прервал переписку и однажды объявил Фарелю, что, если Сервет вздумает приехать в Женеву, он не выпустит его живым. В 1553 г. Сервет издал в Лионе под вымышленным именем Villeneuve свое сочинение «Christianismi restitutio». К. помог католическим властям открыть имя автора, переслав им копии с писем Сервета, - факт, который он потом отрицал. Сервет был арестован и подвергся суду инквизиции, но бежал из тюрьмы. На пути в Швейцарию он был задержан в Женеве по указанию К., узнавшего его в толпе. В нескольких заседаниях совета, обратившегося в церковный суд, происходили длинные споры между К. и обвиняемым по самым сложным догматическим вопросам. Недовольный таким ходом процесса магистрат поручил светскому прокурору составить новый обвинительный акт, в силу которого Сервет признавался не еретиком, а богохульником и мятежником, подлежащим смерти в силу законодательства Грациана и Феодосия. В это время Сервет, считая К. - «Симона-волхва», как он выражался, - направителем всего дела и осведомленный, может быть, о конфликт между К. и могущественной партией в правительстве, предложил судебную дуэль: если его учение найдено будет еретическим, пусть он будет подвергнут смерти, а его книги - сожжению, в противном случае пусть та же участь постигает К. Магистрат, не доверяя вполне своим пасторам, решил обратиться к мнению швейцарских церквей. В их ответах заключалась апология К. и его коллег, затем осуждение Сервета, как величайшего еретика и богохульника; но о характере наказания здесь не было ничего сказано. Магистрат, однако, немедленно произнес над Серветом смертный приговор. Сервет пожелал еще раз повидать К., но предсмертная встреча не смягчила К. Сервет погиб на костре 27 октября 1553 г. В протестантском мире поднялось много голосов против такого бесчеловечного обращения с заблуждающимися, а некоторые (особенно Себастиан Кастеллион, который по настоянию К. в 1544 г. был удален за вольнодумство из Женевы) высказались в пользу полной терпимости и против применения к еретикам светских принудительных мер. К. написал в свою защиту «Defensio orthodoxae fidei de sacra Trinitate contra prodigiosos errores M. Serveti» (1554), в которой возвращается к средневековой точке зрения на религиозные. заблуждения. Несмотря на это, большинство протестантских вождей, в том числе Буллингер и Меланхтон, стали на сторону К., отчасти по теоретическим соображениям, отчасти ввиду затруднительного и ответственного положения главы романской церкви. Несомненно, что К. первый в протестантском лагере возвел в принцип преследование еретиков и дал ему наиболее резкую формулировку. Казнь Сервета знаменует собой завершение протестантизма как церкви и разрыв его с просветительными идеями века - и в то же время открывает эпоху кровавых столкновений за веру.

В начале 1555 г. магистрат, в котором положение перринистов поколебалось, согласился окончательно признать за консисторией право налагать отлучение. Чтобы лишить перринистов всякого влияния, противники их стали массами принимать в гражданство французских эмигрантов. Раздражение перринистов сказалось в ночной схватке 16 мая 1555 г., которая послужила поводом к крайне пристрастному политическому процессу: самые беспокойные противники системы К. были казнены или должны были бежать из Женевы. После этого К. не встречал более серьезной оппозиции в Женеве. В городе основывается множество типографий и книжных лавок; главной задачей их становится распространение Библии во Франции. В 1559 г. по инициативе К. женевский коллеж был преобразован в академию, главною целью которой была подготовка образованного протестантского духовенства для романских земель; скоро академия наполнилась слушателями со всех концов Европы. Женевский магистрат совместно с коллегией пасторов вел сношения с возникающими французскими протестантскими общинами, отправлял к ним проповедников, связывая их определенными условиями. В официальном языке женевских властей, во всем обиходе республики укрепляется религиозный тон, создающий Женеве репутацию «святого города». Во всех важных актах политической жизни принимает участие духовенство. В 1559 г. К. принимает женевское гражданство, но главное его внимание обращено на заграничные явления, и чисто женевские церковные дела он все более поручает своим коллегам. Послания большей части французских протест общин к К. написаны в самом благоговейном тоне: указания его принимаются за предписания. К. завязывает переписку с Колиньи, с королем наваррским (отцом Генриха IV). Временем наибольшего напряжения деятельности К. были 1560-62 гг., когда франц. протестанты, сложившиеся в могущественную партию, получили возможность действовать. К. был против мятежа, против всяких насилий, резких демонстраций. Он рассчитывал на энергическую инициативу крупных вождей из среды принцев и дворян, на вмешательство государственных чинов, вообще на реформу или сопротивление на конституционной почве (соответственно своему учению о «второстепенных властях» как защитниках народа против тирании правителей). Эта точка зрения постепенно разъединила его с большинством младших, более рьяных французских деятелей, которые искали исхода в войне и революции. Но и у К. сознание неудачи мирной реформы вызвало большую горечь тона в отношении государей. В толкованиях на I кн. Самуила и Даниила, относящихся к последним годам К., резко выражены его республиканские симпатии и осуждение абсолютизма. К завязал деятельные сношения и с другими странами - Англией, Шотландией, Нидерландами, Германией, Польшей. Это было тем важнее для дела протестантизма, что лютеранство стало местным исповеданием и прекратило борьбу с католической церковью. Он писал также королям шведскому и датскому. Благодаря ему кальвинизм с самого начала занял международное положение. Роль К. в общеевропейской пропаганде не ограничивается одной посылкой наставлений и деятелей; в Женеву стекались беглецы со всех концов Европы, шли учиться будущие борцы против католицизма на почве богословской, литературной и политической; у К. искали совета и более зрелые, сложившиеся люди; в разное время с ним находились в сношениях Лютер, Меланхтон, Слейдан, историк германских реформаций, Готман, выдающийся французский публицист, юрист Бодуэн, Социн, Ласкиа, реформатор в Польше, и многие другие. К. отзывался на все крупные вопросы, возникавшие в связи с общеевропейской реформацией (таковы, напр., его полемические трактаты по поводу тридентинских решений и интерима Карла V). В течение более чем 20 лет он читал богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и подробно разбирал их в последовательных проповедях, особенно интересуясь Ветхим Заветом. Резко отличается К. от большинства реформаторов более старого поколения, мистиков, гуманистов, мечтателей и проповедников. а также и от группы народных деятелей: К. - ученый, теоретик и в то же время организатор, политик, издали направлявший массы, но не спускавшийся к ним, не живший одною с ними жизнью. Личная жизнь К. сложилась неблагоприятно. Хилый и слабый от природы, он вконец расстроил свое здоровье непрерывной, часто ночной работой, вечным напряжением энергии; во вторую половину своей жизни он почти постоянно недомогал. Располагая множеством поклонников, К. имел мало друзей. В 1540 г. он женился в Страсбурге на Idelette de Bure, вдове анабаптиста, которого К. успел обратить к своему учению. Дети, рождавшиеся у них, умирали в первые же месяцы. В 1549 г. К. потерял жену; с тех пор он жил замкнуто и одиноко, как аскет. 5 мая 1564 г. К. скончался. Соч. К., особенно «Institutio religionis christianae», и его переписка издавались много раз. Первое собрание «Epistolae et responsa» выпустил преемник К. в Женеве, Беза (см.) , в 1575 г. Первым полным собранием сочинений К. было женевское издание 1617 г. В настоящее время заканчивается монументальное издание страсбургских ученых (Baum, Cunitz, Reuss, Erichsou), собравших под заглавием «Calvini Opera omnia», помимо сочинений и переписки К., его ранние биографии, документы, касающиеся его церковной и политической деятельности в Женеве, акты процессов и т. п. Вышедшие тома занимают часть собрания «Corpus Reformatorum» (тома XXIX-LXXVI, нач. с 1863 г.). Письма К., относящиеся к раннему периоду, собраны также в превосходном по своим комментариям издании Hernnajard, «Correspondance des réformateurs dans les pays de langue franςaise» (второе изд., с 1878 г.). Французские письма К. изданы отдельно Bonnet («Lettres franςaises de Calvin», 1854 г.). Из ранних биографий замечательны две, написанные Безой (1564 и 1575 г.). С католической точки зрения написана «Histoire de la vie de Calvin» Бользека (новое изд. Лион, 1575). Между новыми сочинениями о К. научным беспристрастием отличаются Lefranc, «Jeunesse de Calvin» (П., 1890); Kampschulte, «Johann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf» (I т., Лпц., 1869; превосходное сочинение, оставшееся неоконченным), и полулетописная кн. Roget, «Histoire du peuple de Genève depuis la Réforme jusqu"à l’Escalade» (Женева, 1870-83). См. также Galliffe, «Quelques pages d" histoire exacte» (1863) и «Nouvelles pages d’histoire exacte» (1868; с точки зрения враждебной К.). По-русски небольшая биография К. в библиотеке Павленкова, составленная Порозовской; В. Михайловский, «Сервет и К.» (М., 1883), и Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма» (М., 1894).

Жан Кальвин - французский богослов, один из представителей течения реформации, философ, а также основоположник собственного учения, получившего название «кальвинизм». Жизнь этого человека не была простой, однако целеустремленность и верность своим воззрениям сделали Жана Кальвина заметной фигурой того времени.

Детство и юность

Будущий богослов и реформатор родился 10 июля 1509 года в благочестивой католической семье. Родина Кальвина - город Нуайон, что в северной части Франции. Отец мальчика достиг внушительных успехов на посту секретаря местного епископа, а также фискального прокурора.

Мать Жана умерла, когда тот был еще ребенком, а у отца не хватало времени на воспитание отпрыска. Поэтому маленького Жана отдали под опеку одного благопристойного семейства, где тот и получил азы образования и впитал великосветские манеры.

В 14 лет Жан Кальвин по настоянию отца отправился в Париж изучать право и гуманитарные науки. За годы учебы юноша поднаторел в диалектике и стал толковым оратором. Немногим позднее молодому человеку даже доверили читать проповеди в одном из церковных приходов. Затем, достигнув совершеннолетия, Кальвин (опять же, следуя воле отца) продолжил образование.


На этот раз юноша начал постигать премудрости юриспруденции, а окончив учебу, перебрался в Орлеан, где поступил в ученики к именитому юристу Пьеру Стелле. Несмотря на очевидные успехи на этом поприще и постоянные похвалы именитых наставников, сразу после смерти отца Жан Кальвин оставляет юриспруденцию и обращается к теологии.

Молодой человек изучал труды святых, на которых основана христианская вера, Библию, ее многочисленные толкования и комментарии к ней. Уже в то время Жаном Кальвином завладела идея "очищения" церкви. Параллельно Кальвин получил ученую степень лиценциата и проповедовал в двух небольших приходах.

1532 год в биографии Жана Кальвина отмечен двумя событиями: молодой человек получил докторскую степень, а также на собственные средства издал первый научный трактат. Это были комментарии к труду философа под названием «О кротости».

Стоит отметить, что характер Жана был под стать увлечениям молодого мужчины: в 23 года это был довольно нелюдимый человек, погруженный в собственные идеи и готовый отстаивать взгляды, которые казались ему единственно верными. Сверстники Жана даже дали тому прозвище «аккузатив», то есть «винительный падеж», и постоянно называли «моралистом».

Учение

Постепенно Жан Кальвин проникался реформационными идеями. Большое влияние, по мнению биографов и историков, на мировоззрение богослова оказали труды (основоположника реформационных взглядов).


Кроме того, молодому человеку оказались не чужды постулаты гуманизма и Лефевра д"Этапля. Примерно в то же время в Париже начала формироваться своеобразная община сторонников реформационных взглядов, к которой и примкнул Кальвин, а вскоре благодаря ораторским способностям и вовсе стал лидером этой группы.

Основной задачей современников и христианского общества в целом Жан Кальвин считал искоренение злоупотреблений священнослужителей, которые были нередки. Также основные учения Кальвина базировались на идее равенства всех людей перед богом и мирским законом. Реформатора не пугало противодействие церковников, он даже решился распространять свою небезызвестную речь «О христианской философии» в печатном виде.


Подобное вольнодумство привлекло внимание властей, которые прикрывали глаза на мздоимство церковных служителей и были не заинтересованы в прекращении подобной порочной практики. Жан Кальвин подвергся преследованиям, реформатора начали разыскивать по всему Парижу. Некоторое время мужчину укрывали единомышленники, а затем Кальвин перебрался в Женеву, где планировал провести только ночь.

Однако этим планам суждено было измениться: в Женеве Кальвин также встретил последователей и нашел друга и помощника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Усилиями последнего Жан Кальвин стал известен и в Женеве, где задержался вопреки изначальным планам. Вскоре о новом учении, получившем уже в то время название «кальвинизм», стало известно далеко за пределами Женевы.


Некоторое время спустя Кальвину пришлось покинуть этот гостеприимный город по той же причине, что и родную страну. Богослов перебрался в Страсбург - город, в котором большинство жителей придерживались протестантизма. Подвижник и там нашел себе занятие, проповедуя и читая лекции в одном из соборов.

Вскоре и Страсбург заговорил о новоявленном реформаторе, а Кальвин получил официальное место и жалование проповедника, что сильно облегчило его повседневную жизнь. В 1537 году, уже вернувшись в Женеву, Жан Кальвин окончил масштабный труд «Катехизис» - своеобразный свод законов и постулатов «кальвинизма», адресованный как церковникам, так и светскому населению.


Эти правила оказались строги и требовали наведения новых порядков в городе, однако городской совет поддержал реформатора, и «Катехизис» утвердили на очередном заседании. Однако начинание, казавшееся благим, в скором времени превратилось в суровую диктатуру.

За то время, что в Женеве, по сути, правил Жан Кальвин и его сторонники, приведены в действие десятки смертных приговоров. Не меньше горожан оказались изгнанными за пределы родного города, остальные же жили в постоянном страхе перед местным судом и властями: в то время пытки считались обыкновенным явлением, и опасения горожан имели под собой серьезную почву.


Параллельно Жан Кальвин работал над самым серьезным произведением в жизни, получившем название «Наставление в христианской вере». Этот масштабный труд стал сборником книг, проповедей, лекций и очерков, раскрывающих взгляды автора, наставления современникам и будущим поколениям. Всего Кальвин написал 57 томов.

Главная мысль, центральным мотивом следующая сквозь труды Жана Кальвина, - признание верховной божественной власти надо всем. Суверенитет Бога, по мнению Кальвина, означает полнейшую подчиненность человека Господней воле.


Только один выбор доступен людям - быть с Богом или же отречься от веры и обречь себя на страшные муки после земной жизни. Однако и этот выбор, считал Кальвин, заранее предопределен Богом. С возрастом реформатор становился более набожным, суровым и нетерпимым к инакомыслию.

Личная жизнь

Жан Кальвин был женат. В 1540 году богослов сочетался браком с женщиной по имени Иделетта де Бюр.


Супруга подарила реформатору троих детей, но все они умерли в младенческом возрасте, не позволив Кальвину испытать счастье родительства. Известно, что жена Кальвина ушла из жизни раньше него.

Смерть

В 1559 году Жан Кальвин подхватил сильнейшую лихорадку, однако отказался от постельного режима и продолжал активную деятельность. Спустя некоторое время болезнь отступила, однако здоровье богослова серьезно пошатнулось.


В 1564-м, во время очередной проповеди, Кальвин упал как подкошенный, изо рта мужчины пошла кровь. Три месяца реформатор провел в постели в ужасных мучениях, а 27 мая 1564 года Жана Кальвина не стало.

Труды

  • 1536 - «Наставления в христианской вере»
  • 1543 - «Трактат о реликвиях»

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон - 27 мая 1564, Женева) - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рождение и детство

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.

Образование

В Париже изучал диалектику. Владел (?) церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца, он бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует на собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Протестант

Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа - ректора университета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции. В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ». Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов. Кальвин окончательно покидает Францию.

В Базеле

Кальвин поселяется в Базеле, где жили многие французские эмигранты. Живёт под чужим именем. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере».

«Наставление в христианской вере» впервые было издано в 1536 году в Базеле. Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к Реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие в организации новой церкви. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву.

Кальвин пишет «Катехизис» - краткое изложение своих взглядов на реформацию. В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок. Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель. Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина - в Страсбург.

В Страсбурге

В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

Идеи Кальвина

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Реформы Кальвина

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина - либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли - «Женевский папа». Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию - высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum - главного труда - «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • Освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • Национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • Английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом - регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Литература

  • Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. - СПб., 1893.
  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 61-272.
  • Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. - Cambridge, 1984.
  • Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. - М.: Олма. - ISBN 5224031214
  • Д. Б. Порозовская. Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. - СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.