А. В

С 18 века хорошо известно крылатое выражение: « Бей врага не числом, а умением ». Принадлежит оно Александру Васильевичу Суворову - основоположнику русской науки побеждать. Он 60 раз победил неприятеля в 60 сражениях и ни разу никому не проиграл битвы.

Все победы генералиссимуса русской армии были не случайны. А.В.Суворов, талантливейший новатор в военном деле, успешно создавал и системно применял новые формы и способы подготовки и ведения войны. Успехам полководца в сражениях способствовали: внезапность действий, чёткая организация взаимодействия всех родов войск; умелое сочетание огня и движения, быстрота маневра, наращивание удара за счёт резерва; удары в тыл врага, творческая инициатива в бою - в частности, глубокие обходы неприятеля; долгие тренировки, отличное владение истинно русским языком в общении со всеми чинами, глазомер, натиск и другие тактические находки.

Величие военного мастерства Суворова, прежде всего, проявлялось в том, что победы его добывались малой кровью, глубоко продуманной боевой подготовкой и системным обучением и воспитанием войск. Великий полководец придавал первостепенное значение всестороннему формированию необходимых качеств русского воина: чувству долга и чести, чувству любви к родине; высокой профессиональной квалификации, храбрости, решимости, стойкости, дисциплинированности, ответственности и инициативности.

Александр Васильевич Суворов-Рымникский достойно, непостыдно и честно прожил на русской земле недолгих семьдесят лет, умножая честь и величие России. 52 года из них он отдал русской армии, окончив службу в её рядах Генералиссимусом.

Александр Васильевич Суворов - один из самых образованных военных деятелей 18-го века: он знал философию, математику, историю, изъяснялся на немецком, французском, итальянском, польском, турецком; немного знал арабский, персидский и финский. Великолепно знал военное искусство. Внимательно следил за политическими и военными событиями в Европе и на Ближнем Востоке,- направлениях наиболее важных для безопасности России и до настоящего времени. На этом фоне замечательно звучат крылатые суворовские фразы: «Горжусь, что я русский!», или «Мы - русские, какой восторг!». Этой сыновней гордостью проникнуты многие письма и обращения Александра Васильевича.

«Животное, говорю я, нам подобное, привыкает к трудам, пусть даже заботам сопряжённым, и лишившись их, почитает себя бессмысленной тварью: продолжительный отдых его утомляет. Как сладостно мне вспомнить прошедшие труды! Служа августейшей моей Государыне, я стремился только к благу Отечества моего, не причиняя особого вреда народу, среди коего я находился. Неудачи других воспламеняли меня надеждою. Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключил доброе имя моё в славе моего Отечества, все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто послушное порывам скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя суровая школа, но нравы невинные и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

Теперь изнываю от праздности, привычной тем низким душам, кои живут для себя одних, ищут верховного блага в сладостной истоме и, переходя от утех к утехам, находят в конце горечь и скуку. Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом, частое упражнение так же оживотворяет её, как ежедневное движение укрепляет тело.»

Обращение к русским воинам :

«Богатыри! Неприятель от вас дрожит; да есть неприятель больше богодельни: проклятая немогузнайка!.. От немогузнайки были многие беды. Хличка, чтобы бестолково и выговаривать: хрой, прихах, афах, войлих и прич. Стыдно сказать. За немогузнайку офицеру - арест, а штаб-офицеру от старшего штаба квартирный арест.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа.

Чудо богатыри! Бог нас водит, Он наш генерал.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится. За учёного трёх неучёных дают; нам мало трёх давай нам 6; нам мало шести, давай нам 10 на одного; всех победим, повалим, в полон возьмём. В последнюю кампанию неприятель потерял счётных 75000, только что не 100000. А мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот братцы! Воинское обучение! Господа офицеры! Какой восторг!»

Полководец часто обращался к своим воинам и так: «Здравствуйте братцы - чудо богатыри! Старые товарищи!» «Где пройдёт олень - там пройдёт и русский солдат. Где олень не пройдёт, и там русский солдат пройдёт».

Донесение А.В. Суворова П.А. Румянцеву о занятии Варшавы. «Её императорского величества к освященнейшим стопам Варшава повергает свои ключи. Оные вашему сиятельству имею счастье поднести и вручителя их, генерал-майора Ислентьева, в высокое покровительство поручить.» Генерал граф Александр Суворов-Рымникский. 29.10. 1794 г.

Письмо А.В. Суворова к И.Е. Ферзену. « Ура! - конец! Бог- милостив! Не упускать ни одного; на то и казаки! Его превосходительству Феодору Петровичу моё братское целование! Нарочно не пишу, право, недосуг».

Письмо А.В. Суворова к дочери Наташе. Кинбурн. 1788 г.

«Милая моя Суворочка!

Письмо твоё от 31 января получил. Ты меня так утешила, что я по обычаю моему от утехи заплакал. Кто-то тебя, мой друг, учит такому красному слогу, что я завидую, чтобы ты меня не перещеголяла. Милостивой Государыне Софье Ивановне моё покорнейшее почтение! О! ай да Суворочка, как же у нас много полевого салата, птиц, жаворонков, стерлядей, воробьёв, полевых цветов! Морские волны бьют в берега, как у Вас в крепости из пушек. От нас в Очакове слышно, как собаки лают, как петухи поют. Когда бы я, матушка, посмотрел теперь тебя в белом платье! Как-то ты растёшь! Как увидимся, не забудь мне рассказать какую приятную историю о твоих великих мужах в древности. Поклонись от меня сестрам. Благословение Божие с тобою!

Отец твой Александр Суворов».

Обратим внимание насколько сочна и чиста действительно русская речь полководца! Никакой иностранной «попсы», никаких не только что английских оборотов и слов, но даже модных тогда французских вставок практически не встречается. Но зато почти в каждом письме и обращении Александр Васильевич благодарственно поминает Бога. Браво, генералиссимус!

Всем хорошо известен Суворовский принцип: «глазомер, быстрота и натиск». Но он хорош не только в классической военной теории и практике. Он весьма полезен в современных гибридных и информационных войнах, как и лингвистике нашего времени вообще. Последние события в Сирии наглядно показывают важность космического глазомера, ракетной быстроты и комплексного натиска в борьбе с террористами не только на театре военных действий, но и в информационном и дипломатическом обеспечении этих действий. Глазомер, быстрота обзора и анализ текстов и языковых особенностей противника, быстрота наших ответов на его «псакинги» и последующий обоснованный и остроязычный наш натиск - всё это крайне важно сегодня для того, чтобы наш информационный и военный супостат не терял чувства реальности. Желающий может легко найти примеры, подтверждающие сказанное, и в Интернете, и в текущей политике на Ближнем Востоке и конкретной дипломатической переписке и ярких военных операциях также в Сербии, Косово, на востоке Украины, в Абхазии и Южной Осетии.

Полезно вспомнить и другое наставление великого русского полководца:

«весьма щадить жён, детей и обывателей, хотя бы то и турки были, но невооружённые». Это наставление А.В Суворова весьма актуально сегодня, в Интернете сейчас встретишь кого угодно и жен, и детей, и обывателей; и турок, и провокаторов, и лжецов - людей князя мира сего. Замечание относительно не вооружённости детей сейчас тоже кстати, т.к. в рядах террористов уже немало вооружённых детей.

Теперь остановимся на особенностях современных информационных войнах. Если сравнить их по уровню благородства с войнами времён А.В.Суворова, то они по этому показателю всё увереннее стремятся к нулю. Операции в информационном пространстве западными стратегами и их вассалами строятся главным образом не на их сильных военных сторонах, а на откровенной лжи, высокомерии и хамстве.

Приведу один пример очевидной лжи, агрессивности и наглости, который характерен для сегодняшнего нашего интернет-врага, укро-майданских «скакунов» и для всего «псакингом» обложенного и облитого Запада - это трескучая фраза: «Все русские - рабы». Она многократно озвучивалась на укро-майдане, она повторялась на промайданских сходках крымских татар и она тиражируется периодически в агитках крайних исламистов и Госдепа, во многих западных изданиях и радио-голосах.

Однако, примерно треть населения США - потомки рабов. Госдеп до сих пор не принёс покаяние за гнусные страницы истории США и за хамство в адрес России. И на этом грязном фоне они набираются наглости обвинять русских во всех «смертных грехах» и налагать на нас свои доморощенные санкции в обход ООН и международного права, цинично используя для этого свой домашний суд и законодательство, как и площадки Интернета. Интернет вместе с западной пропагандой, их санкциями и их поддержкой крайнего исламизма - пример настоящей гибридной войны.

Один из характерных приёмов информационной войны против России - смешивание русской речи с иностранными словами и скороговорками, чаще всего английскими. Эта заготовка заморских стратегов информационной войны, прежде всего, рассчитана на молодёжь, едва освоившую «аглицкую мову». Запущенные в интернет стратегами войны словечки значительная часть интернет-молодёжи с великим почтением быстро растаскивает по своим блогам, «станам» и «пабликам». И потом щеголяет этим интернет-багажом, как свидетельством своей независимости от приличия, русского языка и России. Те, у кого такая интернет-зависимость весьма устойчива, вряд ли будут защищать свой родной язык и Россию, они скорее уедут туда, где говорят по-английски, сдадутся на милость ковбоя-»коровьего мальчика», и будут использовать введенные в них интернет конструкции где только можно и там, где и нельзя. Этому их научили в условиях информационной войны заморские стратеги, и они приняли сторону заморских кукловодов. Приведу несколько примеров из разных возрастных групп:

Взрослая группа . Примеры из учительской среды, задание для учителей: « Прочитайте определения понятий «духовность» и «нравственность». Дайте своё понятие дефиниций «духовность» и «нравственность».

С материалистической точки зрения, «духовность» есть интериоризация сознанием индивида общественных ценностей...» Правда, очень всё прозрачно понятно? Ещё можно было бы понять тягу составителей задания к дефинициям, если бы они не знали, как по-русски выразить понятие «дефиниция». Но они знают, как это по-русски, и используют русское определение совсем рядом с «дефинициями». Так что, есть серьёзные основания, говорить о глубокой интериоризации сознания учительского индивида иностранной тарабарщиной.

Острее и поучительнее было бы спросить учителей и учеников: А что общего между понятиями «дефиниция» и «дифенил»? И почему они очень похоже обозначаются в русском языке с помощью иностранных грамматических интервенций и санкций?

А что говорить о тех, кто уже давно не «просыхает» от Интернета? Интернет во многом есть заморская санкция против русского языка. Интернет-зависимостью страдают даже те, кто по своему образованию и профессии призваны сохранять русский язык русским. Но они, увлекаясь

дефинициями, вносят в русский язык всё больше инфиниций.

Молодые люди . Переписка из Интернета: « Недавно видел статистику использования браузеров...Крупнейший рекламный брокер, обвешав баннерами с хромом все свои сайты, обошёл Оперу - крохотного игрока... Файрфокс, кстати, в своё время, получив похожую поддержку, долю нарастил за год- два.

Ещё интересней, как ведут себя владельцы ВМ девайсов: пока не попробуют андройд или макос - хвалят винду.

Мак ось пробовал. Совсем не впечатлён. Ифон - бестолковый дивайс. Нет нормальных дивайсов...

Почему ток джава? А SiS игры на симбе? Их же много...

Редко кто, даже и из не интернет- зависимых сегодня не употребляет интернетный англо-стандарт, как «мэйн стрим», «тренд», «ребрендинг», «бренд» и прочую англо-брендятину вроде: « инет», «фрик», «браузер», « макось», «винда» и т.д. Итог этих «англо-инвестиций » в русский язык молодых поколений равносилен мощному кочевому нашествию иноплеменных.

Школота. Переписка из Интернета.

«Сегодня я увидел, насколько охамела школота. Зашёл я в битву и не понял, где я нахожусь! Нарка пропала, фонда невидно, ников не видно, только танки. Перезагрузил комп. Встретили слышканьем и трёхэтажным матом. Вычислил по разговору, что моя команда - школота не старше 14 лет. Битву они проиграли. Самый активный школяр жаловался в общем чате админам. Мы проучили школоту.

Ты уверен, что во всём виновата тока школота. Щас в игре более 1000000 играков и понятное дело появляются и неодекваты, могут офегевать и переходить границы.

Хамла, действительно, много стало.

Самое верное средство от школоты - это ремень... ну и... вы поняли... этим ремнём привязать школоту к столбу. :ХД:

После 120 сообщений в мой пм от кени я научился определять школоту)))

Переведите фразу на русский! :)

Согласен с ТС. Задолбали. Особенно когда они с низкими знаниями и не умеют вертеть башкой...»

Объяснение сильной зашлакованности приведённых примеров английскими словами и обрезками от них объективным влиянием широкого распространения английской мовы само по себе не состоятельно, т.к. во времена А.В. Суворова повсеместно мозолила всем языки французская речь. Но мы не видим зашлакованности речи Александра Васильевича французскими словами и оборотами. Так что примеры зашлакованности речи английскими словами и обрезками от них - это «достижение» тех, кто использует Интернет как инструмент информационной войны.

А чему в подобных приведённым случаях нашу молодёжь учил и учит жизненный опыт А.В. Суворова? Александр Васильевич не уставал говорить:

«Каждый воин должен понимать свой манёвр в своей армии для победы своей армии и страны», «Истинное правило военного искусства - прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны». В основу оперативных и информационно-оперативных действий он ставил ясность цели, учёт конкретной обстановки в сражении и характер противника вместе с характером его действий и характером его языка. Александр Васильевич старался исключать шаблонность действий русской армии, а тем более копируя американские и другие западные шаблоны.

Решающую роль в воспитании всех воинов от рядового до старших офицеров полководец отводил труду, остерегая подчинённых от праздности, пустой болтовни, азартных игр, которые суть корень всякому злу для любого человека, а особенно для воина. Он воспитывал в воине чувство любви к своей Родине и народу, чувство национальной гордости и чувство воинского долга.

Александр Васильевич говорил: «Войска, обученные по моим методикам, будут победительными и без меня ».

Неотделимо от теоретического и методического наследия Суворова его красочное владение русским языком, умение кратко и сочно излагать мысли по-русски. И это притом, напомню ещё раз, что он знал хорошо 5 иностранных языков и 3 - на уровне обычного бытового понимания. Но он никогда не щеголял своим знанием языков ни в кругу своих друзей, ни в разговорах с подчинёнными, ни при подготовке сражений, ни при изложении своих мыслей (ни тем более в интернете). Он находил уместным применять их только при разговоре с неприятелем. И все эти яркие качества полководца есть живой укор значительной части современной русской интернетоязычной молодёжи. Интернетоязычность пора определить уже как языковую патологию, и разработать против неё меры профилактики.

Наилучшим средством против языковой агрессии он считал безупречное знание и владение русским языком, он часто являл этому яркие живые примеры. Некоторые из них были приведены выше.

Для сегодняшних молодых особ особо полезны такое высказывания А.В. Суворова: «Бог - союзник неизменный». «Надломленная трость в руку впивается, тако изменчивый союзник во врага обращается». «Бей врага не числом, а умением», или, как сейчас в частном случае говорят,: «умей несимметрично отвечать противнику».

Остановим своё внимание и на такой максиме Александра Васильевича, подчерпнутой им из русских поговорок: «Привязанному псу не изловить лису». Посмотрим в чём её особая привлекательность в настоящей геополитической обстановке? Что касается современной «лисы», то тут больших

неопределённостей нет - это наиболее хитрая и лукавая политика наиболее хитрой и лукавой рыночной силы в мире. Понятно, что там, где рынок, так и концентрация лукавства, хитрости, обмана и лжи.

Разместили, например, давно ракеты в Польше против иранской ядерной программы. Иранская ядерная программа теперь находится под международным контролем, и все мировые силы пришли к соглашению об этом несколько месяцев назад в Вене. Но ударная ракетная часть по-прежнему находится в Польше, и будет там находиться, «пока рак на горе в Иране не свистнет». Можно привести и другие примеры лукавства, хитрости, обмана и лжи мировой геополитики.

Теперь посмотрим, кто же сегодня является привязанным псом? Не исключено, что этих псов сегодня может быть несколько, которые привязаны к хитрой, лживой и лукавой мировой силе политически, экономически, рыночно, юридически, культурно - ценностно, в том числе и с помощью модного языка. По этой причине, в частности, Александр Васильевич и не любил баловаться иностранной «мовой» и свои наставления и посылы излагал исключительно по-русски.

Жизнь, в том числе и новейшая, подтвердила недюжинную мудрость и проницательность великого сына России, А.В. Суворова-Рымникского, не только, как великого русского полководца мирового масштаба, но и как исключительного знатока и стратега в области русского языка, понимающего выдающую роль родного русского языка в политической, дипломатической, военной, культурной и образовательной жизни России, её истории, стратегии жизни, её военных, культурных и научных успехах, достижениях и победах.

Эпилог

«И славы гром,

Как шум морей,

как гул воздушных споров,

Из дола в дол, с холма на холм,

Из дебри в дебрь, от рода в род

Прокатится, пройдёт,

Промчится, прозвучит

И в вечность возвестит,

Кто был Суворов ...»

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 48/2009

БИЛ ВРАГА НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ

Святослав КУБАЛОВ

РЕТРОСПЕКТИВА

СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» ОТНОСИТСЯ К НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ШЕДЕВРАМ МИРОВОЙ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

24 ноября 1729 года исполнилось 280 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Более 60 побед и ни одного поражения - таков итог его полководческой деятельности. Победы Суворова восхищали союзников, заставляли трепетать врагов, подняли на новую ступень русское военное искусство, укрепили международный авторитет России. Суворов выступил новатором в военном деле, успешно применив на практике новые формы и способы ведения войны.

Александр Васильевич Суворов родился в дворянской семье в Москве. Его отец начал военную службу ординарцем Петра I и закончил главным интендантом русской армии, сенатором и дослужился до генерал-аншефа. Будущий полководец воспитывался в духе живых и ярких воспоминаний о Петре I, о долгой и напряженной Северной войне, в которой русская армия одержала много ярких побед. У него рано появился интерес к военному делу. С детских лет увлекался чтением книг по военной истории и военному искусству, изучал под руководством отца артиллерию.

В 1742 году Суворов был записан на военную службу мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк. Первый боевой опыт он получил во время Семилетней войны (1756-1763). В этой войне он увидел и оценил тактику и способы действий прусской и русской армий, эффективность системы «человек - оружие». Системное видение боя, сражения, войны, той или другой военной организации - это теоретический и практический стиль мышления, метод деятельности Суворова. Прусская военная система, по его мнению, была нежизнеспособна, основывалась на муштре и слепом повиновении солдата. Для русской армии Суворов считал это неприемлемым. Победы русских войск при Грос-Егерсдорфе, Цорндорфе, Кунерсдорфе и Пальциге наглядно доказали превосходство русской военной системы.

Полководческий талант Суворова в полной мере стал раскрываться в ходе войны с польскими конфедератами (1768-1772) и Русско-турецких войнах (1768-1774 и 1787-1791). В ходе этих войн Александр Васильевич в тесном сотрудничестве с П. А. Румянцевым разработал теорию и практику наступательного боя, использования в бою огня и штыка, колонн рассыпного строя.

В 1760-е значительно накалилась военно-политическая обстановка в Польше. Шляхта, пользуясь поддержкой тайных и явных союзников, изматывала силы русских войск. В это время в Польшу прибыл со своим отрядом бригадир Суворов. Оценив обстановку, он пришел к выводу о необходимости быстрых и решительных действий и предоставления подчиненным инициативы.

Большое внимание Суворов уделял разведке. Комбинируя агентурную и войсковую разведку, занимал базисные и наблюдательные посты. Большие и малые отряды противника, попадавшие на Люблинский участок, редко выходили оттуда без крупных потерь. Внимательно наблюдая за всем происходящим, Суворов учитывал малейшие изменения, часто переносил места расположения не только главного гарнизона и штаб-квартиры, но и второстепенных гарнизонов. Он ввел в обиход новые формы связи.

Боевой опыт первых двух лет войны с польскими конфедератами показал, что чрезмерная осторожность и медлительность действий часто приводили к неудаче при самых благоприятных условиях. И Суворов требовал от своих подчиненных умения сочетать осторожность и предусмотрительность с решительностью и отвагой. В Польше, где действовали многочисленные партизанские отряды, это было очень важно. Кроме того, стремясь полностью уничтожить отряды повстанцев, Суворов придавал большое значение организации преследования, которое должно было вестись быстро, решительно и неотступно.

В начале 1771 года Суворов стал разрабатывать обширную программу боевой подготовки войск, в которой доказывалась необходимость обучения войск не только до войны, но и в ходе ее. Командир полка, по мнению Суворова, должен лично руководить боевой подготовкой, проверять ее.

Осенью 1772 года Александр Васильевич был отозван из Польши, а весной следующего года он уже находился на Дунае. Суворов прибыл в действующую армию, когда война вступила в решающий этап. Он быстро сориентировался в новой обстановке и в начале мая вступил в командование Негоештским отрядом. Суворов оставался верен принципу: врага не сбивать, а уничтожать, лишая его возможности вновь вступить в боевое соприкосновение, но всегда требовал щадить пленных. В сражениях Суворов всегда одерживал победы с наименьшими потерями и против многократно превосходившего его противника. Так, например, в сражении при Козлудже турки потеряли убитыми более 500 человек, а русские - около 70.

Хотя турецкая армия и не отличалась высокой боеспособностью, но ее значительная численность представляла определенные трудности и не позволяла рассчитывать на скорое окончание войны. Тем не менее в сражениях с турками русские войска совершенствовали свое мастерство как на полях битв, так и при штурме крепостей.

Системное видение боевых действий было положено Суворовым в основу разработки знаменитого труда «Наука побеждать». Тактика действий войск, преобразованная Суворовым, являлась ударной и основывалась на сочетании огня и штыкового удара. От артиллерии требовалась большая мобильность и оказание помощи пехоте огнем. Суворовская ударная тактика была проникнута наступательным духом, взаимодействием егерей, пехоты, конницы и артиллерии. Каждое направление главного удара сопровождалось непрерывным его наращиванием, а каждая форма - множеством способов решения тактических задач.

Являясь противником равномерного распределения сил войск по фронту, Суворов применял колонны, каре, рассыпной строй глубиной в несколько шеренг.

Русско-турецкая война 1787-1791 годов доказала эффективность суворовских принципов ведения войны, основу которых составляли стремительный натиск, решительность в бою и инициатива не только командиров, но и солдат.

Продолжая лучшие традиции Петра I, Суворов создал передовую систему воспитания воинов. Он придавал первостепенное значение формированию у офицера, солдата таких качеств, как честность, грамотность, дисциплинированность и инициативность. Военное наследие А. Суворова оставило глубокий след в развитии русского военного искусства. На нем воспиталась блестящая плеяда прогрессивных русских военных деятелей, которые после смерти полководца в новых исторических условиях развивали его идеи и подняли русское военное искусство на новую, более высокую ступень. Суворов разработал и применил наиболее совершенные для того времени способы ведения боевых действий войск, которые на века прославили русское военное искусство и русское оружие.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

БИТЬ ВРАГА НАДО НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ.

В мае-июне о наших героях-миротворцах в Косово все телеканалы твердили каждые три минуты. Президент Ельцин чуть не плакал от умиления. Все десантники получили благословение от родных и стройными красивыми колоннами отправились в Югославию, где каждый солдат должен получить аж 1000 долларов США.

Когда рядовые срочной службы, совсем не такие красивые, как в мае, совсем не стройными колоннами отправляются в Чечню, где у нас действительно есть интересы, где действительно надо рисковать жизнью, почему-то никто не плачет от умиления.

Только премьер Путин заявил, что они должны получать хотя бы не меньше, чем миротворцы в Югославии. Министерство обороны четко отреагировало на приказ: личному составу, воюющему в Чечне, вместо 40 рублей в месяц стали платить 400 - тоже рублей!

Хватит, достали! Ясно, что не для показухи наши Вооруженные силы ничего сделать не могут. К началу прошлого года Минобороны отрапортовало, что в российской армии служат уже около 250 тысяч контрактников на должностях рядового и сержантского состава. "Приказ президента выполняется!" Да ничего он не выполняется! Грянул гром - и сразу выяснилось: 50 процентов из набранных контрактников оказались женами и дочерьми офицеров. А после августовского кризиса, когда около трети контрактников расстались с армией из-за нищенского содержания, должность российского Рэмбо вообще оказалась вакантной. Воевать будут 18-летние мальчишки. И вряд ли какие-нибудь очередные инструкции президента что-нибудь здесь изменят. Он уже обещал сделать армию профессиональной. И где тот указ о прекращении призыва с 2000 года?

В условиях нового чеченского кризиса Б.Ельцин выпустил новую инструкцию. Его указом утверждается, что военнослужащий, проходящий службу по призыву, может быть направлен в зону боевых действий только после полугода пребывания в армии и обязательно по его согласию. Но вся беда в том, что 90 процентов призывников - это юноши 18-19 лет, которые зачастую больше времени проводят на строительстве дач своих командиров, чем на боевой учебе.

Ситуация с нынешней войной на Северном Кавказе уже привела к политическому кризису. Парламент Татарстана, после того, как там погибли шесть "срочников" из республики, причем 18-летние Марат Шамсутдинов и Алмаз Фахрутдинов были призваны в армию только в июне (!), объявил о приостановлении призыва граждан на военную службу. Кризис удалось преодолеть. Но совершенно очевидно, что отсутствие у России профессиональных воинских частей чем дальше, тем больше будет оборачиваться огромными не только военными, но и политическими испытаниями.

Если президент, правительство, парламент ничего не могут или не хотят сделать по своей воле, их надо заставить. Заставить их может только выраженное, причем выраженное очень жестко, общественное мнение.

Именно с этой целью Союз правых сил предлагает вынести на референдум под первым номером вопрос о реальном шаге к профессиональной армии: "Вы за то, чтобы в боевых действиях в локальных конфликтах принимали участие только военнослужащие, проходящие службу по контракту?" Ваше "Да" сможет спасти чью-то жизнь от шальной пули. Ваше "Нет" может оказаться убийственным.

Прежде чем принимать решение, вспомните скорбные лица женщин, оплакивающих своих детей, вернувшихся домой с Северного Кавказа в цинковых гробах, мальчишек, погибших, еще не научившись стрелять.

Вспомните, как тихо, чуть не плача, ткачиха из Иванова говорила столичному телекорреспонденту: "Моему сыну 18. Он только четыре месяца в армии, но сегодня защищает всех нас. Я им горжусь. И, слава Богу, он жив. Но если Андрея убьют, что мне тогда - найти что ли главного в самых больших погонах да и придушить?!".

Вспомните, что с 1995 года тянется дело по иску к Министерству обороны России родителей военнослужащих, погибших в Чечне.

Более 400 женщин при поддержке фонда "Право матери" обратились в Пресненский суд Москвы, однако слушание дела только в этом году откладывалось уже два раза.

А между тем нашим новобранцам в Чечне, да и не только там, противостоят отлично обученные и имеющие богатый боевой опыт исламские моджахеды, сделавшие войну своей профессией. И Россия больше не может себе позволить выставлять против них необстрелянных, неопытных призывников. Боевые задачи должны решать профессионалы. И если уж обращаться к нашим историческим традициям, то русская армия Петра Великого, Суворова, Кутузова прославилась именно своим профессионализмом, способностью разбивать противника, как говорил Суворов, "не числом, а умением".

Важно, что вопрос референдума не ставит под сомнение всеобщую воинскую обязанность и возможность в случае необходимости всеобщей мобилизации. Но необходимо сделать первый шаг, защищающий интересы 200 тысяч новобранцев (каждый год!) и их родителей, родственников, близких. При этом мы не должны забывать, что Россия переживает демографический спад: у нас умирает больше людей, чем рождается. Тем более мы не можем больше позволить нынешним генералам и политикам исправлять собственные ошибки ценой жизни молодых солдат.

Орден Отечественной войны I и II степени могли получить лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизаны, которые проявили в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск. Особо оговаривалось право на этот орден гражданских лиц, награждавшихся за вклад в общую победу над врагом.

Орденом I степени награждается тот, кто лично уничтожит 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника, либо в составе орудийного расчета -- 3 тяжелых или средних танка или 5 легких. Орден II степени мог заслужить тот, кто лично уничтожит 1 тяжелый или средний танк или 2 легких, либо в составе орудийного расчета 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника.

2. Орден Суворова

I степень ордена Суворова вручалась командующим фронтами и армиями, их заместителям, начальникам штабов, оперативных управлений и родов войск фронтов и армий за отлично организованную и проведенную операцию в масштабах армии или фронта, в результате которой противник разгромлен или уничтожен. Особо оговаривалось одно обстоятельство -- победа должна была быть одержана меньшими силами над численно превосходящим противником, по знаменитому суворовскому правилу: «Врага бьют не числом, а умением».

Орденом Суворова II степени мог быть награжден командир корпуса, дивизии или бригады, а также его заместитель и начальник штаба за организацию разгрома корпуса или дивизии, за прорыв современной оборонительной полосы противника с последующим его преследованием и уничтожением, а также за организацию боя в окружении, выход из окружения с сохранением боеспособности своих частей, их вооружения и техники. Знак II степени мог так же получить командир бронетанкового соединения за глубокий рейд в тыл противника, «в результате которого противнику нанесен чувствительный удар, обеспечивающий успешное выполнение армейской операции».

Орден Суворова III степени предназначался для награждения командиров полков, батальонов и рот за умелую организацию и осуществление победного боя с меньшими, чем у противника, силами.

3. Орден Кутузова

В основу статута положены боевые качества, которые отличали деятельность великого полководца М. И. Кутузова - умелая оборона, изматывание противника и затем переход в решительное контрнаступление.

Одним из первых орденов Кутузова II степени был вручен генерал-майору К. С. Мельнику, командующему 58-й армией, оборонявшей участок Кавказского фронта от Моздока до Малгобека. В трудных оборонительных боях, измотав основные силы противника, армия К. С. Мельника перешла в контрнаступление и, взломав линию обороны врага, вышла с боями в район Ейска.

В положении об ордене Кутузова III степени есть такой пункт: орден может быть дан офицеру «за умелую разработку плана боя, обеспечившего четкое взаимодействне всех родов оружия и успешный его исход».

4. Орден Александра Невского

Согласно статуту орденом награждались офицеры Красной Армии (от командира дивизии до командира взвода) за проявленную инициативу по выбору удачного момента для внезапного, смелого и успешного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск; за успешное выполнение боевого задания с уничтожением полностью или большей части превосходящих сил противника; за командование артиллерийским, танковым или авиационным подразделением, нанесшим тяжелый урон противнику.

Всего за годы войны орденом Александра Невского было произведено более 42 тысяч награждений советских воинов и около 70 иностранных генералов и офицеров. Более 1470 воинских частей и соединений получили право прикрепить этот орден к боевому знамени.

5. Орден Богдана Хмельницкого

Орден Богдана Хмельницкого I степени мог получить командующий фронтом или армией за успешную, с применением умелого маневра операцию, в результате которой освобожден от врага город или район, причем неприятелю нанесено серьезное поражение в живой силе и технике.

Орден Богдана Хмельницкого II степени мог заслужить офицер от командира корпуса до командира полка за прорыв укрепленной полосы противника, успешный рейд в тыл врага.

Орден Богдана Хмельницкого III степени могли получить наряду с офицерами и партизанскими командирами сержантский, старшинский состав и рядовые бойцы Красной Армии и партизанских отрядов за проявленную в боях смелость и находчивость, способствовавшие выполнению поставленной боевой задачи.

Всего орденом Богдана Хмельницкого произведено около восьми с половиной тысяч награждений, в том числе первой степенью -- 323, второй -- около 2400 и третьей -- более 5700. Свыше тысячи воинских частей и соединений получили орден как коллективную награду.

6. Орден Славы

Орден Славы учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Он имеет три степени, из которых высшая I степень -- золотая, а II и III -- серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Этот знак отличия мог быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности -- от низшей степени к высшей.

Орден Славы мог получить тот, кто первым ворвался в расположение противника, кто в бою спас знамя своей части или захватил вражеское, кто, рискуя жизнью, спас в сражении командира, кто сбил из личного оружия (винтовки или автомата) фашистский самолет либо уничтожил до 50 вражеских солдат и т. д.

Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч - II степени и около 2600 - I степени.

7. Орден "Победа"

Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа». Дважды его получили Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин, маршалы Г. К. Жуков и А. М. Василевский. По одному ордену заслужили за искусное руководство войсками маршалы И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Р. Я. Малиновский, Ф. И. Толбухин, Л. А. Говоров, С. К. Тимошенко и генерал армии А. И. Антонов. Маршал К. А. Мерецков награжден за отличие в войне с Японией.

Кроме того, советским военным орденом были отмечены пять иностранных военачальников за вклад в общую победу над фашизмом. Это Верховный Главнокомандующий Народноосвободи тельной армией Югославии маршал Броз Тито, Верховный Главнокомандующий Войска Польского маршал М. Роля-Жи-мерский, Верховный Главнокомандующий союзными экспедиционными вооруженными силами в Западной Европе генерал армии Д. Эйзенхауэр, командующий войсками группы армий в Западной Европе Б. Монтгомери и бывший король Румынии Михай.

8. Орден Ушакова

Орден Ушакова является высшим по отношению к ордену Нахимова. Орден Ушакова подразделяется на две степени. I степень ордена Ушакова изготавливалась из платины, II -- из золота. Для ордена Ушакова были взяты цвета Андреевского военно-морского флага дореволюционной России -- белый с голубым. Учреждён 3 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР: «Об учреждении военных орденов: ордена Ушакова I и II степени и ордена Нахимова I и II степени».

Орден Ушакова мог быть выдан за активную успешную операцию, в результате чего достигнута победа над численно превосходящим противником. Это могло быть морское сражение, в результате которого уничтожены значительные силы врага; успешная десантная операция, приведшая к уничтожению береговых баз и укреплений противника; смелые действия на морских коммуникациях фашистов, в результате которых потоплены ценные боевые корабли и транспорты противника. Всего орден Ушакова II степени был вручен 194 раза. Среди частей и кораблей ВМФ 13 имеют на своих знаменах эту награду.

9. Орден Нахимова

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

Воевать не числом, а умением.

Жалок тот полководец, который по газетам ведёт войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.

Пока идёт бой - выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьёшь врага - всем сразу легче станет: и раненым, и здоровым.

Воспитание

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Время

Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего.

Героизм

И в нижнем звании бывают герои.

Голод

Голод - лучшее лекарство.

Грехи

Грех - напрасно убить.

Дисциплинированность

Дисциплина - мать победы.

Добро

Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твёрдой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело.

Добродетель

Добродетель всегда гонима.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Доверие

Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости.

Друг

Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно.

Настоящий друг всегда тот, который никогда не бывает ненастоящим.

Таинство одно твёрдой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.

Дружба

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.

Сам погибай - товарища выручай.

Душа

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для неё столь же живительны, как обычные упражнения для тела.

Лень

Леность есть дурной учитель.

Лесть

Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей.

Ложь

Ложь изо всех вреднейших есть порок.

Любовь

Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

Люди

Самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания.

Люди часто сами бывают причиною счастия и несчастия.

Мужество

Мужественные подвиги достовернее слов.

Ненависть

Ненависть затмевает рассудок.

О себе

Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека, но я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие, часто покорное покрывало скоропреходящих страстей, не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей. Жизнь моя была суровая школа, но нравы невинны и природное великодушие облегчали мои труды: чувства мои были свободны, а сам я твёрд.

Ошибки

Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

Победа

Победа - враг войны.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость - победа.

Политика

Политика - тухлое яйцо.

Поступки

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

Правда

Я люблю правду без украшений.

Разговоры

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.

Россия

Горжусь, что я русский.

Мы - русские! Какой восторг!

Мы русские и поэтому мы победим.

Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат. Там, где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат.

Слава

Лучшая слава и украшение монарха - его правосудие.

Смелость

Кто храбр - тот жив. Кто смел - тот цел.

Смерть

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Совесть

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит её в чувство, и следуя за человеком везде, не даёт ему пощады ни в каком случае.

Страх

Кто напуган - наполовину побит.

Суд

Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного.

Труд

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Кто привык к трудам, тому труд облегчён.

Умеренность

Кто состоянием своим доволен, тому жить весело.

Учение

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.

Легко в учении - тяжело в походе, тяжело в учении - легко в походе.

Ученье - свет, а неученье - тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть - хлеб не родится.

Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.

Учёные

За учёного трех неучёных дают.

Хитрость

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитёр.

Храбрость

Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу. Но единственное, смешанное с оною - военное искусство.

Цель

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

Человек

Разумный человек всегда может найти упражнение.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости.

Расположение к человеку - желать ему счастья.

Вывеска дурака - гордость; людей посредственного ума - подлость; а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью.

на другие темы

Безверное войско учить, что перегорелое железо точить.

Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.

В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.

Великие приключения происходят от малых причин.

Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе!

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Всякий воин должен понимать свой манёвр.

Два хозяина в одном дому быть не могут.

Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

Идя вперед, знай, как воротиться.

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

Лучше, чтобы ободрял государь, а наказывали законы.

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротитель-ныя и могущие воздержать множество преступлений.

Мало на то надобно смысла, чтоб опорочить.

Мелочные правила и жалкие утончённости не должны иметь доступа к вашему сердцу. Двоедушие чуждо великим людям: они презирают все низости.

Меня хвалили цари, любили солдаты, мне удивлялись друзья, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом и Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомоняя буйных врагов Отечества. Если был бы я Цезарь, старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков.

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо.

Не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и ранцах врагов.

Негоден тот солдат, что отвечает: «Не могу знать».

Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник.

Одна минута решает исход баталии; один час - успех кампании; один день - судьбу империи.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

Праздность есть мать скуки и многих пороков.

Праздность - корень всему злу, особливо военному человеку.

Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.

Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать... разные враки, а выслушав, с прибавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Служба и дружба - две параллельные линии: не сходятся.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Стоянием города не берут.

Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец.

Теория без практики мертва.

У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперёд! И орлы полетели!