Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков. Задания части С1 (2 балла) Задания части С

Задания части С

1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Элементы ответа:

1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;

2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний

2.В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют орга­нические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

3.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза бел­ка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных ри­босомах?

Элементы ответа:

1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;

2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

4.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опас­но употреблять в пищу, в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Элементы ответа:

1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;

2) в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и че­ловек становится окончательным хозяином.

5.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зелёные), так как них имеются хлоропласты;

2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтеза.

6.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосу­дам за счёт транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;

2) восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

7. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра

Элементы ответа:

1) для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;

2) в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

8. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Элементы ответа:

1) корни растений повреждают личинки;

2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.

9. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;

2) при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

10.Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Элементы ответа:

1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;

2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

11.Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его на­ложения?

Элементы ответа:

1) прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;

2) если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвение тканей

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Примеры заданий 2 части по биологии с ответами 1. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме? 1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел; 2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний. 2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе? 1) на рисунке изображена метафаза митоза; 2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом; 3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора. 3. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? 1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями; 2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами; 3)увеличивает поступление кислорода к корням. 4. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? 1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; 2)сбалансированным круговоротом веществ; 3)продолжительными сроками существования. 5. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение? 1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; 2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; 3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках. 6. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ? 1)бактерии-гетеротрофы редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями; 2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др. 7. Какие признаки характерны для моховидных растений? 1)большинство мхов листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); 3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами бесполое

4 2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.; 3)имеют одну кольцевую хромосому. 21. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? 1)создают органические вещества из неорганических; 2)аккумулируют солнечную энергию; 3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы. 22. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? 1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде. 23. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения. 1)А прокариотическая клетка, Б эукариотическая клетка; 2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой; 3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды. 24. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами? 1)сердце становится трехкамерным; 2)появляется второй круг кровообращения; 3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь. 25. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? 1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом. 26. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц). 1)произойдет генная мутация изменится кодон третьей аминокислоты; 2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; 3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.

5 27. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно оранжевой части спектра. 1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра; 2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза. 28. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1.Кишечнополостные это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные свободноплавающие организмы. 1)1 кишечнополостные двухслойные животные; 2)3 стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости; 3)5 среди кишечнополостных есть прикрепленные формы. 29. Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс? 1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови; 2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы; 3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь. 30. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере. 1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду. 31. Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами. 1)произойдёт генная мутация могут измениться коды третьей и последующих аминокислот; 2)может измениться первичная структура белка; 3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.

6 32. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития? 1)корни растений повреждают личинки; 2)листья деревьев повреждают взрослые жуки. 33. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви раздельнополые животные, откладывают яйца. 1)2 к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь; 2)4 у плоских червей нервная система развита слабо; 3)5 Плоские черви гермафродиты. 34. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных? 1)плод генеративный орган покрытосеменных растений; 2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений; 3)плоды растений пища для животных. 35. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных. 1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания; 2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц; 3)изменение продолжительности светового дня. 36. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните. 1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта; 2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше. 37. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Основные классы типа членистоногих Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара. 1)2 тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка; 2)3 тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка; 3)5 у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.

7 38. Докажите, что корневище растения видоизмененный побег. 1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; 2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; 3)от корневища отходят придаточные корни; 4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. 39. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. 1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания; 3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы. 40. Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин. 1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы. 41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры? 1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань; 2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья; 3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы; 4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа. 42. Каковы характерные признаки царства грибов? 1)тело грибов состоит из нитей гифов, образующих грибницу; 2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием); 3)растут в течение всей жизни; 4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество гликоген. 43. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств. Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 1)отсутствуют продуценты;

8 2)отсутствуют редуценты; 3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания. 44. Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения? 1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута; 2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей. 45. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции. 1)1 серое вещество, образовано телами нейронов; 2)2 белое вещество, образовано длинными отростками нейронов; 3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество проводниковую функцию. 46. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. 1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 2)слюна участвует в формировании пищевого комка; 3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. 47. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов. 1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы. 48. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему. 1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня; 2)корни с развитой зоной всасывания корневыми волосками находятся по краям приствольных кругов. 49. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. 1)луковица; 2)1 сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 3)2 придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 4)3 почка, обеспечивает рост побега.

9 50. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов. 1)большинство мхов листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 2)у мхов слабо развита проводящая система; 3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха половое поколение, а коробочка со спорами бесполое. 51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов. 1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья. 52. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? 1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2)заболевание вызвано хромосомной мутацией утратой или присоединением фрагмента хромосомы. 53. Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы? 1)бластула обозначена буквой Г; 2)бластула формируется при дроблении зиготы; 3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы. 54. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира? 1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей гифов, образующих мицелий, или грибницу; 2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена; 3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин; 4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков. 55. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. 1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;

10 3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных. 56. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. 1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, не-наследственной) изменчивости; 2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня). 57. Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий. А Б 1)А гаструла стадия двухслойного зародыша; 2)Б нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма; 3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов. 58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей. 1)бактерии доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов; 2)по способу питания бактерии гетеротрофы и автотрофы; 3)высокая скорость размножения путем деления; 4)анаэробы и аэробы; 5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор. 59. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? 1)содержанием кислорода; 2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно воздушной среде); 3)степенью освещенности; 4)плотностью. 60. В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма? 1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы. 61. Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют? 1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация;

12 67. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому? 1)синтез ирнк происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности; 2)иРНК копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме. 68. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков. 1)у папоротников появились корни; 2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань; 3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком. 69. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него. 1)зародышевый листок энтодерма; 2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции. 70. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров. 1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3)служат пищей для хищников; 4)удобряют почву. 71. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? 1)лейкоциты способны к фагоцитозу пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены. 72. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Согласно хромосомной теории наследственности: 1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза. 1)2 место расположения гена локус; 2)4 число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 3)5 нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.

13 73. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие к животным? Укажите не менее трёх причин. 1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения. 74. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена? 1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ. 75. В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено. 1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба; 2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз. 76. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и трнк входят в состав рибосом. 1)2 мономерами белков являются аминокислоты; 2)5 наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 3)6- в состав рибосом входят молекулы ррнк, а не трнк. 77. Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости? 1)близорукость это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы; 2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой; 3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется); 4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика. 78. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий. 1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; 2)уменьшение челюстного аппарата;

14 3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 4)уменьшение надбровных дуг. 79. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости? 1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы. 80. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое. 1) 3 двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 2) 5 кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 3) 6 прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным. 81. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека? 1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма. 82. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира. 1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры). 83. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему. 1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови. 84. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера пред-ложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

15 1)3 по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных по две пары); 2)4 не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые; 3)5 кровеносная система у членистоногих незамкнутая. 85. Каковы функции пищеварительной системы человека? 1)механическая обработка пищи; 2)химическая обработка пищи; 3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу. 86. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков. 1)большим разнообразием популяций и видов; 2)широким расселением на земном шаре; 3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях. 87. Почему пищу надо тщательно пережёвывать? 1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться; 2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается. 88. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию. 1)2 популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться; 2)3 генофонды разных популяций одного вида отличаются; 3)5 группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство. 89. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду? 1)летом у человека усиливается потоотделение; 2)с потом из организма выводятся минеральные соли; 3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

16 90. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? 1)сходством строения систем органов; 2)наличием волосяного покрова; 3)развитием зародыша в матке; 4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве. 91. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? 1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рн) на постоянном уровне; 2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы. 92. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна. 1)1 популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 2)4 популяция является структурной единицей вида; 3)5 численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы. 93. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль. 1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения; 2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания; 3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания; 4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу. 94. Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. 1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца. 95. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды); 3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом. 96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

17 1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета; 2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном. 97. Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. капилляр 1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови); 2)в основе газообмена лежит диффузия проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением; 3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б). 98. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека? гиподинамия приводит: 1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения. (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 99. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях? 1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. 1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? 1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен; 2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен; 3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения; 4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека?

18 1)витамины биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах; 2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ; 3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки? 1)появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? 1)большинство ферментов белки; 2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их. 1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни. 1)3 при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2)4 размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники спорами; 3)5 растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. 1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами; 3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ его конечный продукт, подлежащий удалению Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств. 1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения; 2)генетическое единство одинаковый набор хромосом, их строение; 3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

19 108. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса. 1)глотание сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка; 2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами. 1)2 первым звеном являются продуценты; 2)3 консументы не способны к фотосинтезу; 3)4 кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин. 1)большие кровопотери; 2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.); 3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности. 1)тип приспособления мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному; 2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, пауккрестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи. 1)перегной > комнатная муха > паук-крестовик >большая синица >ястреб; 2)консумент третьего порядка большая синица Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Кольчатые черви это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой. 1)2 Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;

20 2)4 Кольчатые черви имеют полость тела; 3)5 нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 1)возникновение покровной ткани эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. 1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция); 2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию; 3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка? 1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту; 2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными? 1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Основные классы типа членистоногих Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей. 1)2 насекомые имеют три пары ног, а паукообразные четыре пары; 2)3 речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые; 3)5 у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей. 1)имеют грибницу и плодовое тело;

21 2)размножаются спорами и грибницей; 3)по способу питания гетеротрофы; 4)большинство образуют микоризу Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу. 1)появление лёгочного дыхания; 2)формирование расчлененных конечностей; 3)появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.


ТЕМА «Эмбриональное развитие животных» 1. Из какого зародышевого листка образуется нервная система и кожа животных 1) мезодермы 2) энтодермы 3) эктодермы 4) бластомеров 2. Процесс образования диплоидной

Муниципальное казённое учреждение «Информационно-методический центр» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 46 с углубленным изучением отдельных предметов

ОБРАЗЕЦ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 10-ый КЛАСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Вариант 2. 1. Социальная природа человека проявляется в: 1) приспособленности к прямохождению 2)

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Шифр Олимпиада по биологии 7 класс Школьный этап Часть 1. (1 балл за каждый правильный ответ) 1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы: а) составом атомов в) малым содержанием воды б) клеточным

Тесты входного контроля по биологии Вариант 1 А1. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду? 1) анатомия 2) генетика 3) ботаника 4) экология А2. Какая клеточная структура по своей функции

Часть С. Вариант 45 С1 В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое об этого

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Цитология Выберите один ответ из предложенных четырёх. А1. Функцией митохондрий является: 1) внутриклеточное пищеварение 2) синтез энергии 3) формирование цитоскелета 4) участие

Промежуточная аттестация по биологии 9 класс 1 вариант 1.. Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты 1) белков 2) углеводов 3) ДНК 4) липидов 2. Какой уровень организации живого

Шифр Олимпиада по биологии 9 класс Школьный этап Задание 1. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным. (1 балл за каждый правильный ответ) А1. Белки в

Задания B6 по биологии 1. Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА А) неполярны, нерастворимы

Задания B4 по биологии 1. Установите соответствие между признаками организма, принадлежащего к определённому царству, и царству, представители который обладают данным признаком. А) размножаются спорами

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по теме «Общая биология» Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической

Примерные задания по Биологии 7.6 класс профильный уровень НИЗМ 1.Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. ОРГА- ТИП ЖИВОТНЫХ A) обыкновенная планария 1) плоские

1 Умение включать в биологический текст, пропущенные термины и понятия из числа предложенных Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ

10 класс Контрольная работа по биологии 1 вариант А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии? 1) Клеточный 2) Популяционно-видовой 3) Биогеоценотический 4) биосферный

10класс Биология погружение 3 Тема: Энергетический обмен. 1. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении молекул 1) белков 2) жиров 3) углеводов 4) нуклеиновых кислот 2. В бескислородной

Второе первое полугодия Тематическое планирование по биологии (экстерны) 2017-2018 учебный год 11 класс Учебник: Биология. 10 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина (базовый уровень), Изд.

Задания B2 по биологии 1. Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию. 1) ядро 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты Ответ: 156 2. Выберите структуры,

Биология 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Биология 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Диагностическая тематическая работа по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по теме «Общая биология»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЧАСТИ С Зонова Наталья Борисовна, учитель биологии СОШ 38, высшая категория ЦЕЛЬ ЕГЭ 2015 года определить уровень биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной

1. При партеногенезе организм развивается из 1) зиготы 2) вегетативной клетки 3) соматической клетки 4) неоплодотворённой яйцеклетки ТЕМА «Половое размножение организмов» 2. Пол организма зависит от хромосомного

Демонстрационный вариант тестовых заданий для вступительных испытаний по биологии (2017) Часть 1 1.Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса. НЕЙРОН Отростки Тело Длинныйаксон

Билет 6 1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их роль в этом процессе. 2. Понятие об органах растений. Функции корня. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 1 1 Ботаника как наука о растениях Растительный мир и его роль в природе и жизни человека 2 Тип: моллюски Общая характеристика, строение и среда обитания Роль в природе и жизни человека

Промежуточная аттестация по учебному предмету Биология. 9 класс. Итоговый тест. Демонстрационная версия Оценка знаний учащихся на промежуточной аттестации по биологии При проведении промежуточной аттестации

Клеточное строение растительного организма. Корневое питание растений. Вариант 1 1.Растения отличаются от животных тем, что большинство их клеток содержат: А цитоплазму; Б ядро; В клеточную мембрану; Г

1. Нитрифицирующие бактерии относят к 1) хемотрофам 2) фототрофам 3) сапротрофам 4) гетеротрофам ТЕМА «Фотосинтез» 2. Энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию в клетках 1) фототрофов

Материалы для подготовки к поступлению в 8-й класс химико-биологического направления 1.Форма работы: Тесты БИОЛОГИЯ 2. Время на выполнение: 45 минут. 3. Спецификация работы Тема Живые организмы Клетка

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Амёба обыкновенная представитель подцарства Простейшие, обитает в морской воде. 2. Передвигается

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса 1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет 1)отсутствует 2)наружный 3)внутренний хрящевой или костный 4)в течение всей жизни представлен

Воспроизведение организмов 1. Установите соответствие между двумя основными формами размножения бесполое (1) или половое (2) и их признаками. А) происходит без образования гамет Б) участвует лишь один

1 Тематическое планирование учебного материала курса «биология» в 6 классе на 2014-2015 учебный год 35 часов (1час в неделю). Тема урока Практика РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

5-6 класс Задание 1. 1в, 2а, 3б, 4в, 5а, 6а, 7б, 8в, 9в, 10в, 11в, 12в, 13б, 14б, 15в. Задание 2. На гербе России изображены: 1. Двуглавый орел 2. Конь 3. Дракон Задание 3. Тигр не может охотиться на

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Итоговая тестовая работа по биологии в 9 классе Вариант 1 К каждому из заданий А 1 А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите. А 1. Какой органоид клетки

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА






эволюции.

  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует, вет обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 11 КЛ

  1. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
  1. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного. Приведите не менее трёх обоснований.
  1. Ручьевая форель живет в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л.При понижении его содержания до 1,6 2 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
  1. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трёх элементов.
  1. Как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численности насекомых возрастает?
  1. Кровососущие насекомые - обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже порядков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Критерий вида - это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2. Основа физиологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. 3. Генетический критерий характеризуется определённым кариотипом. 4. Экологический критерий - это определённый ареал, занимаемый видом в природе. 5. К другим критериям вида относят: морфологический, биохимический, географический и др. 6. Для установления видовой принадлежности достаточно использовать какой-нибудь один критерий.

  1. В биогеоценозе леса провели обработку деревьев ядохимикатами для уничтожения комаров и мошек. Укажите не менее четырёх последствий воздействия этого мероприятия на биогеоценоз леса.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Ч. Дарвин определил движущие силы эволюции органического мира.

2. К ним он отнёс многообразие видов, борьбу за существование и естествен
ный отбор. 3. Ч. Дарвин считал, что материалом для эволюции служит не
наследственная изменчивость. 4. Он называл её также модификационной из
менчивостью. 5. Естественный отбор, по мнению Дарвина, играет творческук
роль. 6. Естественный отбор он рассматривал как главную движущую сил}
эволюции.

  1. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных микроорганизмами со временем, становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новь: лекарственных препаратов. Объясните с точки зрения эволюционного процесса, как развивается устойчивость к антибиотикам.
  1. Грызуны – самый крупный по числу видов в широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трёх причин.
  1. Почему снижение численности вида может стать причиной его вымирания. Приведите не менее трёх причин. Ответ поясните
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 2. Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3. В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека. 4. Инфракрасные лучи являются важным источником внутренней энергии. 5. Влияние трёх областей солнечного излучения на организмы относят к биотическим экологическим факторам воздействия.

  1. Почему широколиственный лес считают более устойчивой экосистемой, чем разнотравный луг? Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет,концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакции фотосинтеза?
  1. Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.
  1. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?
  1. В искусственный водоём запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нём личинок насекомых, карасей и щук.
  1. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой экосистемой, чем экосистему елового леса?
  1. В небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклоп, гидры. Объясните. можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее трёх доказательств .
  1. Какие экологически факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?
  1. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
  1. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
  1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок.?
  1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
  1. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

  1. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
  1. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательности формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трёх элементов.
  1. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трёх этапов.
  1. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
  1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
  1. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
  1. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин .
  1. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
  1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх параметров.
  1. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции действии этой формы естественного отбора и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число особей

Значение признак

  1. Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоен? наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите менее трёх признаков.
  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд в популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубоко в течение одного лета, представляет собой популяцию.

  1. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых зонах?
  1. Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела бабочки?



1,«Способность экосистемы противостоять внутренним абиотическим факторам среды и антропогенным воздействиям» называется:

    стабильность экологическая

    условия жизни человека

    экологическая устойчивость

    экологическое равновесие

    экологически конфликтная ситуация

2,Чем количественно выражается экологическая толерантность?

    уровнем воздействующих факторов, оптимальным для жизнедеятельности организма

    диапазоном изменения среды, в пределах которого сохраняется нормальная жизнедеятельность организма

    минимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    максимальным уровнем действующего фактора, при котором возможна жизнедеятельность организма

    диапазоном изменений среды, в пределах которого невозможна жизнедеятельность организма

3,Какое из представленных ниже веществ относится к биокосному веществу?

  1. природный газ

4,Известно, что вид организма может существовать до теxпоp и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям. Какой закон постулирует эту аксиому?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    толерантности (В. Шелфорд)

5,Человек создает пригодные для себя условия су­ществования посредством сознательного изменения природы. Каким видом адаптации является данный процесс?

    пассивная

    активная

    индивидуальная

    групповая

6,Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

7,Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

    состояние кормовой базы (численность травоядных животных); вакцинация популяций; внутривидовая конкуренция и истребление человеком

8.С течением времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу затрачивается все большее количество энергии. Какой закон подтверждает данное суждение?

    закон снижения энергетической эффективности природопользования

    закон оптимальности

    «баттерфляй эффект»

    принцип неполноты информации

    правило островного измельчения видов

9.В процессе приспособления к различным геоклиматическим условиям каждого региона у людей выработались сходные адаптивные признаки. Какие морфологические признаки характерны для арктического адаптивного типа?

А. сильно развитая костно-мускульная система

С. низкие показатели основного обмена

Е. удлиненная форма тела

10. На рисунке представлена кривая жизнедеятельности многолетнего растения. Как называется диапазон действия фактора, который наиболее благоприятен для жизнедеятельности растения?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

11.Африканские львы живут семьями на определенных территориях и любая встреча самцов неминуемо приводит к столкновениям. Как называется данный вид взаимодействий?

    эффект группы

    эффект массы

    прямая внутривидовая конкуренция

    косвенная внутривидовая конкуренция

    межвидовая конкуренция

12.Какие основные характеристики, согласно учению В.И. Вернадского, имеет «живое вещество»?

    физико-химические свойства, энергия, суммарная масса

    физический состав, энергия, суммарная масса

    суммарная масса, физический состав, физико-химические свойства

    суммарная масса, химический состав, энергия

    химический состав, энергия, физико-химические свойства

13. Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, температуру. Почему концентрация углекислого газа является лимитирующим фактором для реакций фотосинтеза?

    необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается

    необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез

    является источником энергии, обеспечивающим рост растений

    все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов, активность которых зависит от температуры

    необходим для биохимических реакций синтеза органических веществ с использованием энергии

14.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. Такие цепи получили название пищевых. Какие компоненты следующей цепи питания «осина - заяц - лиса» представлены?

    редуцент - консумент - продуцент

    продуцент - консумент 1 порядка - консумент 2 порядка

    продуцент - консумент - редуцент

    автотроф - гетеротроф - редуцент

    продуцент - гетеротроф – редуцент

15.Белка и лось живут в одном лесу, но не контактируют друг с другом. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

16.Наиболее высокий уровень существования живого вещества:

    биосферный

    организменный

    популяционно-видовой

    биоценоз

    биогеоценоз

17.Мутуализм характеризуется тем, что:

    один вид оказывает неблагоприятное воздействие на другой

    оба вида полезны друг для друга

18.Сообщество – есть:

    совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей

    совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в определенном пространстве, пригодном для жизни

    устойчивая, саморегулирующаяся, пространственно ограниченная природная система

    совокупность генов популяции, группы популяций или вида

    система сложных взаимоотношений между живыми организмами и средой обитания

19. Доминирующими экологическими факторами в горной местности являются: низкая температура, пониженное содержание кислорода. Какие компенсаторные процессы в организме будут происходить при адаптации людей, сменивших свое место жительства на высокогорье?

    повышение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    повышение содержание гемоглобина и снижение количества эритроцитов

    понижение содержания гемоглобина и увеличение количества эритроцитов

    снижение уровня основного обмена и снижение количества эритроцитов

    повышение уровня основного обмена и понижение содержания гемоглобина

20.Любое техногенное вмешательство человека в природу, даже с учетом последних научных знаний о законах ее функционирования, неминуемо приводит к негативным экологическим последствиям. Какой закон экологии объясняет это?

    «все или ничего» (Х. Боулич)

    «все связано во всем» (Б. Коммонер)

    «все должно куда-то деваться» (Б. Коммонер)

    природа "знает" лучше (Б. Коммонер)

    ограничивающего фактора (Ю. Либих)

21.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва.Какие изменения произойдут в экосистеме, если численность водорослей увеличится, а численность цапель – уменьшится?

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как у них станет больше пищи (плотвы) и меньше врагов (цапли).

    уменьшится численность плотвы, питающейся водорослями; уменьшится численность окуней, так как у них не станет больше пищи (плотвы).

    уменьшится численность плотвы, из-за увеличения численности окуней питающейся водорослями;

    увеличится численность плотвы, питающейся водорослями; увеличится численность окуней, так как цапли будут есть водоросли

    увеличится численность плотвы, так как окуни будут питаться водорослями

22. Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

23.М иноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран. О каком виде взаимоотношений идет речь?

    нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

24.Увеличение концентрации, какого газа приводит к усилению парникового эффекта?

A. диоксида серы

B.углекислого газа

C. аммиака

E. сероводорода

25.При исследовании человека обнаружены следующие морфо-функциональные признаки: высокий рост, относительное удлинение трубчатых костей, повышенное содержание гемоглобина и увеличение количества эритроцитов крови. К какому адаптивному типу можно отнести данного человека?

    арктическому

    тропическому

    субтропическому

    высокогорному

    умеренного климата

26.Вещество, энергия, информация и качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих факторов вызывает функциональные, структурные, качественные и количественные перемены всех систем и их иерархии. Как называется эта закономерность в классической экологии?

    закон внутреннего динамического равновесия

    закон единства «организм-среда»

    закон развития природной среды за счет окружающей среды

    закон однонаправленности потока энергии

    закон толерантности

27.Как называется форма комменсализма, при котором комменсал обитает в жилище животного-хозяина?

    синойкия

    мутуализм

    нейтрализм

    аменсализм

28.Процесс смены во времени одних биогеоценозов другими называется:

    сукцессия

  1. флуктуация

    энтропия

    динамика

29.В чем заключается содержание экологии человека как науки?

    в выяснении взаимообусловленности отношений человека с окружающей его средой

    познании закономерностей антропогенного влияния на природные экосистемы

    научное обоснование путей создания гармоничных отношений общества и природы

    изучение закономерностей функционирования экосистем

    изучение закономерностей организации сообществ

30.Каким из ниже перечисленных ученных введен термин «экосистема»?

    Т. Миллером

    Д. Андерсеном

    Э. Геккелем

  1. А. Тенсли

31.Многие простейшие, грибы являются космополитами и распространены повсеместно. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эврбиотные

    стенобиотные

    адаптивные

    неприхотливые

    пластичные

32.Как называют общее количество особей популяций на выделяемой территории?

    численность

    плотность

    насыщенность

    сообщество

    гомеостаз

33.Какой из разделов экологии изучает взаимоотношения популяций со средой, их структуру и динамику численности?

    демэкология

    синэкология

    аутэкология

    медэкология

    санэкология

34.В эпоху верхнего палеолита у обитателей различных географических районов сформировались основные расово-диагностические черты, имеющие приспособительный характер к ус­ловиям среды. Какая расово-диагностическая черта, имеет приспособительный характер к ус­ловиям среды?

    язык общения

    выносливость

    форма волос

    физиологические реакции

    характер питания

35.Как называется диапазон значений фактора, в котором он активно проявляет свои жизненные функции?

    зона покоя

    зона пессиума

    зона оптимума

    зона жизни

    зона жизнедеятельности

36.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

37. Какая из представленных ниже пищевых цепей составлена верно?

    еж - растение - кузнечик - лягушка

    кузнечик - растение - еж - лягушка

    растение - кузнечик - лягушка - еж

    еж - лягушка - кузнечик - растение

    кузнечик - лягушка - еж - растение

38.Аменсализм характеризуется тем, что:

    каждый из двух видов неблагоприятно влияет друг на друга

    виды не оказывают какого-либо влияния друг на друга

    один вид вызывает угнетение другого

    один вид получает одностороннюю пользу от другого

    оба вида получают взаимную пользу друг от друга

39.Какая из представленных ниже экосистем относится к микроэкосистемам?

    аквариум

    континент

40.Что такое «биотический потенциал» популяции?

    возможность размещения вида при оптимальных условиях среды

    возможности сопротивления среды

    способность организма определенной популяции адаптироваться к условиям среды

    способность популяции мигрировать за пределы биоценоза

    конкурентоспособность популяции

41.Кто из представленных ученых создал учение о биосфере и впервые убедительно показал основополагающую роль живых организмов в геологических процессах?

    В. Шелфорд

  1. В. Докучаев

    Н. Северцов

    В. Вернадский

42.«Участок водоема или суши с однородными условиями рельефа, климата и других факторов, занятый определенным биоценозом» определяется как:

    биосистема

    биогеоценоз

    биоценоз

    экологическая ниша

43.Все живые организмы по способу питания делятся на различные группы: автотрофы и гетеротрофы. Каким видам организма, обозначенным цифрами, соответствуют особенности питания, обозначенные буквами?

44.Лишайники являются симбиотическими организмами, тело которых построено из водорослей и грибов. Нити гриба снабжают клетки водоросли водой и минеральными веществами, а клетки водорослей осуществляют фотосинтез и, следовательно, снабжают гифы грибов органическими веществами. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

  1. нейтрализм

    аменсализм

    комменсализм

    мутуализм

45.Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно, не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено. Кто из ученых сформулировал этот закон?

    Х. Боулич

    М. Коммонер

46.Укажите причины продолжающегося роста численности населения Земли:

    снижение смертности во всех возрастных группах в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развивающихся странах

    высокая рождаемость в развитых странах

    снижение детской смертности в развитых странах

    снижение заболеваемости в развивающихся странах

47.Северный кит может жить только в очень узком диапазоне значений температуры воды. Как называют организмы с таким видом экологической пластичности?

    эвритермные

    стенотермные

    стенофотные

    сврифотные

    стеногалитные

48.Пресноводная рыбка горчак откладывает икринки в мантийную полость двухстворчатых моллюсков. Развивающиеся икринки надежно защищены раковиной моллюска, но они безразличны для хозяина и не питаются за его счет. К какому типу межвидовых взаимодействий относится данный пример?

    квартирантство

    хищничество

  1. конкуренция

49.Какие морфофункциональные признаки характерны для людей арктического адаптивного типа?

    удлиненная форма тела

    относительное уменьшение массы тела при увеличении длины конечностей

    более интенсивное потоотделение

    низкие показатели основного обмена

    значительная плотность тела

50.«Основные материально-энергетические составляющие экологических систем» обозначается термином:

    экологические компоненты

    экологические ниши

    экологически опасные ситуации

    экологический состав

    экологические функции

52.Всю совокупность организмов на планете В.И. Вернадский назвал:

    косное вещество

    живое вещество

    биогенное вещество

    биокосное вещество

    аморфное вещество

53.Гетеротрофными организмами, потребляющими готовые органические соединения путем поедания других живых организмов или частиц органического вещества, называется:

    продуцентами

    консументами

    редуцентами

    вторичными продуцентами

    вторичными редуцентами

55.Доминирующими экологическими факторами окружающей среды в течение длительного времени являлись: высокая температура и влажность, преобладание в рационе углеводов и недостаток животных белков, высокая заболеваемость различными эпидемическими болезнями. Какой адаптивный тип сформируется в результате воздействия данных факторов?

    арктический

    высокогорный

    тропический

    смешанный

56.Рассматривая демографические проблемы и возможности биосферы, ученые выдвигают различные концепции. Каким концепциям, отмеченным цифрами, соответствуют утверждения ученых, обозначенные буквами?

58.«Область знаний, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой и с другими организмами и сообществами».называется:

    экологией

    экосистемой

    биосферой

    биологией

    биогеоценозом

59. Аутэкология – это:

    экология организмов

    учение об экосистемах

    учение о биосфере

    учение о факторах среды

    экология экосистем

60.В процессе эволюции в биогеоценозах сложились цепи взаимосвя­занных видов, последовательно извлекающих вещество и энергию из исходного пищевого продукта. В водной экосистеме обитают цапли, водоросли, окуни, плотва. Как размещаются эти организмы по разным трофическим уровням в соответствии с правиломэкологической пирамиды?

    1-й –плотва, 2-й– водоросли, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й –окуни,3-й – плотва, 4-й – цапли

    1-й – водоросли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й – цапли

    1-й – цапли, 2-й– окуни, 3-й –плотва, 4-й –водоросли

    1-й – цапли, 2-й– плотва, 3-й – окуни, 4-й –водоросли

61.Какие изменения происходят в организме при групповых адаптациях?

    изменение морфологических признаков

    изменение физических показателей

    изменение физико-химических реакций

    изменение трофики

    изменение антропометрических показателей