Красивые названия презентации по речевому развитию малышей. Презентация "Развитие речи через игровые упражнения для мелкой моторики"(средняя группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.


“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель


Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.


Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет. За этот период я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, что необходимо проследить развитие речевой деятельности через: *Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы); * Связь мелкой моторики с речью; * Развитие речевой активности в режимные моменты; * Кружковая деятельность; * Проектная деятельность; * Взаимодействие с родителями.


Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.


Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.



Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли. Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.



Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.



Развитие речи на прогулке

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.


Кружковая деятельность. Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд. Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.


Проектная деятельность. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.


Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.


Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе? Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский


Заключение Работа по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» - это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья. Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014. Веракса, Н.Е. Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. - №1. – С. 22 – 27. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.: Гардарики, 2000г. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С. Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html Интернет – ресурсы: nsportal.ru Maam/ru журналы «Дошкольное воспитание»: №6, 2004; №5, 2007; №6, 2007.


Подготовила: О.А. Бурова учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №16»

Цель: расширить знания о коррекционной работе.

Задачи:

  • разъяснение важности коррекции речи детей;
  • оказание практической помощи воспитателям, специалистом в работе с детьми с речевыми расстройствами;
  • формирование положительной мотивации к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи;
  • формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.

Пояснительная записка

Сначала давайте повторим, что такое «автоматизация, дифференциация звука?»

Обучение правильному произношению звука называется – постановкой звука; закрепление поставленного изолированного звука в слогах, словах, предложениях, в потоке собственной речи – называется автоматизацией звука; различение смешиваемых, заменяемых твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков – называется дифференциацией звука.

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно–рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок поизносит его изолированно совершенно правильно и четко. Скорость введения звуков в речи зависит, прежде всего:

От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей-дизартриков. Дизартрия – это нарушение или недостаточная чувствительность мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движение данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет;

От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь;

От состояния психических процессов – мышления, памяти, процессов произвольности – т.е. сознательном управлении своими действиями.

Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию.

Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру.

Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка.

Хотелось бы предложить игры, которые помогут ребенку автоматизировать звуки.

Игра «Говори правильно»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие мелкой моторики.

Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговорить слово и прикрепить картинку.

Игра «Куда положить картинку?»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; активизация словаря.

Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговаривая каждое слово.

Игра «Найди картинку»

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков. Развитие мелкой моторики

Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговорить слово и прикрепить картинку к фланелеграфу.

Игры «Кто больше» , «Логопедическое лото»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков. Развитие мелкой моторики, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.

Игры «Чем отличаются слова?» , «Пара слов – картинок»

Цель: развитие навыков звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуков.

Игра «Цепочка слов»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Найти и разложить картинки так, чтобы конечный звук предыдущего слова был начальным звуком нового слова.

Игра «Продолжи слово»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие навыков слухового внимания, фонематического слуха; закреплять умения добавлять слоги до целого слова.

Найти продолжение слова, четко произнести его.

Игра «Большой - маленький»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; образование уменьшительно-ласкательных существительных; активизация словаря.

Назвать картинки, изображающие «большой» и «маленький» предмет.

Игра «Логопедическое лото» (один – много)

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; употребление существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже; активизация словаря.

Назвать слова в единственном и множественном числе в родительном падеже.

Игра «Подбери слово»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Подобрать слово к звуковой схеме слова, объяснить каждый звук.

Игра «Придумай предложение»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков;

совершенствовать умения составлять предложения; развитие связной речи.

Предлагается придумать предложение про заданный предмет и выполнить схему предложения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 1

Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают» II младшая группа
Составила: Дидух Наталья Ивановна воспитатель I кв. категории МБДОУ № 27 г. Нижнекамска 2014-2015 уч.г.

Слайд 2

Актуальность
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. ФГОС ДО и примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Я в своей работе в рамках образовательной деятельности по развитию речи реализуем данный принцип через интеграцию следующих образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Слайд 3

Цель и задачи
Цель: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики руки и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста возраста Задачи: - Изучить литературу и опыта работ по данной теме. - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. - Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук. - Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность. - Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе. - Формировать умение доводить начатое дело до конца. - Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. - Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-игровой (по целевой установке), групповой (по составу участников), долгосрочный (по срокам реализации) Тип проекта: творческий Участники проекта: дети II мл. группы, педагоги, родители Сроки и этапы проекта: сентябрь 2014 - май 2015 База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27» г. Нижнекамска

Слайд 5

Ожидаемый результат
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. - У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи. Развита мелкая ручная моторика. Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита тактильная чувствительность рук у детей. - У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца. - Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.

Слайд 6

Работа по проекту ведется в трех направлениях

Слайд 7

Работа с педагогами
Мероприятия Сроки
1. Консультация «Речевая деятельность детей во второй младшей группе» октябрь
2. Консультация «Влияние сенсорного развития на детей младшего дошкольного возраста» ноябрь
3. Семинар практикум «Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей» декабрь
4. Открытое занятие «Здравствуй – дружно говорим!» февраль
5. Презентация проекта «Пальчики играют- речь ребенка развивают» март
6. Методические приложения по проведении пальчиковой гимнастики и перспективный план работы апрель

Слайд 8

Работа с детьми
Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей
Утренняя стимулирующая гимнастика Развитие речи и ознакомление с окружающим миром Сенсорное развитие Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Игровая деятельность Использование физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательных гимнастик на НОД Развивающие, подвижные и дидактические игры Сюжетно ролевые игры Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики Здоровьесберегающие технологии: - физкультминутки; - пальчиковые игры; - массаж пальцев рук; - артикуляционные гимнастики и т.д. Игры со строительными материалами Игры с предметами: разные виды мозаик, игрушки – шнуровки настольно–печатные игры «Пальчиковый театр» Использование физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательных гимнастик в самостоятельных играх

Слайд 9

Развитие моторики
Игровая «Жилая комната»
Центр «Песок-вода»
Уголок изо-ной деятельности
Зона двигательной активности
Пальчиковая гимнастика во всех режимных моментах
Центр развивающих игр
Дидактический стол

Слайд 10

Работа с родителями
Мероприятия Сроки
1. Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь» октябрь
2. Активное участие родителей в оформлении группы сентябрь-октябрь
3. Мастер-класс «Слово на ладошке» ноябрь
4. Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике» декабрь
5. Индивидуальные работы, домашние задания январь-март
6. Статья в газету «Малыш» – «Поговори со мною, мама…» февраль
7. Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев март-апрель
Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Слайд 11

Распределение реализации по этапам проекта
№ Этапы и сроки Задачи
1 Подготовительный Сентябрь 2014 1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. 2. Привлечь родителей к материальному освещению группы. 3. Провести консультации, рекомендации с родителями по использовании мелкой моторики. 4. Подготовка материала в центрах активности в ДОУ. 5. Составление перспективного плана по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры, словесные игры с движениями».
2 Основной Октябрь-апрель 1.Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр в течение года. 4. Открыты просмотр НОД для педагогов. 5. Консультации для родителей.
3 Заключительный Май Самостоятельное использование игр и упражнений детьми в самостоятельной деятельности.

Слайд 12

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы: Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Слайд 13

На начало 2014 учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. я уделила внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр: - большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое; - сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом; -игры с песком, водой; - пальчиковый театр; - раскраски, трафареты; - виды игр (мозаика, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы) - информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Слайд 14

Работа по мелкой моторике шла в нескольких направлениях:
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Слайд 15

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Слайд 16

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Слайд 17

Игры – шнуровки: 1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; 2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; 3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ; 4. способствуют развитию речи; 5. развивают творческие способности; 6. развивают усидчивость; 7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Слайд 18

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая: 1. стимулирует развитие мелкой моторики; 2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; 3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ; 4. развивает воображение, память, мышление и внимание; 5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; 6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями

Слайд 19

Игры с крупой и семенами. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. развивают мелкую моторику; развивают внимание; развивают память

Слайд 20

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Слайд 21

Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
1. Белая А.Е., Мирлсова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М. АСТ., 1999. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М., 2005. 3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Пальчиковая гимнастика. – М., Издательство ГНОМ и Д., 2005. 4. Светлова М.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М: Эскимо, 2004. 5. Соколова Ю. Игры с пальчиками. – М., Эскимо 2002. 6. Журнал. Дошкольное воспитание. № 11 за 2006. 7. Журнал. Дошкольное воспитание. № 12 за 2006.

Презентация для родителей

«Домашняя игротека по развитию речи»


Игры на обогащение словаря ребенка

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей …(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади …(жеребенок) и т.д.


«Давай искать на кухне слова»

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

Какие слова можно вынуть из борща?

Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.


«Угощаю»

Давай вспомним слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.


«Я заметил»

Давай проверим кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.


«Приготовим сок»

Из яблок…(яблочный); из груш…(грушевый); из моркови, сливы, вишни, апельсина, лимона и т.п.

Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.


«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становиться красным (синим, зеленым, прозрачным и т.д.).Посмотри вокруг, какого цвета все стало скажи?»(красный стол и пр.)


Игры на развитие звуковой культуры речи.

«Лягушка»

Выделение звука из ряда гласных:

а, и, у, ю, я, э. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводиться игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.


«Игра с мячом»

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить только тогда, когда в слове услышишь звук «ж» (называете любой звук). Если в слове звука нет, то мяч ловить не надо. Начинаем..»


Игры на развитие мелкой моторики рук.

«Помогаю маме»

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет вам посильную

помощь и потренирует свои

пальчики.


«Волшебные палочки»

Дайте ребенку счетные палочки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, узоры, буквы, предметы. А дополнить можно вырезанными из бумаги деталями.

Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель 1 кв. кат. Еремина О. Г. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. Виды дидактической игры как игрового метода обучения: 1. игры – образовательная деятельность 2. дидактические игры Основные виды игр: - игры с предметами (игрушками, природным материалом), - настольно-печатные игры - словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника. Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи. Дидактическая задача Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:

  • предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
  • картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
  • наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика. Спасибо за внимание!