Савва сторожевский — храм, икона, мощи. Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде - один из самых красивых и значимых монастырей Москвы и Подмосковья. Краеведы утверждают, что царь Алексей Михайлович придал ему статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Для посещения туристами этот монастырь совершенно обязателен.

Он имеет только один небольшой недостаток - пилить до него это чёрт знает куда, да и находится он не на трассе, а на бетонке между Новой Ригой и Можайкой. Расположен монастырь не в самом городе, а недалеко от него. Свернув с бетонки, надо проехать весь город по улице Московской, и в самом конце её повернуть направо, а там вдоль Москва-реки ещё два километра, пока слева не увидим вот такой указатель.

Поднимаемся на крутую горку и видим ворота монастыря, в которые попасть на машине невозможно. Парковки здесь нет.

Но если подняться ещё выше до вот этих зелёных церковных строений, рядом обнаружится очень удобная парковка. Оттуда до монастыря два шага.

Основал монастырь Преподобный Савва Сторожевский, звенигородский чудотворец, один из первых учеников Сергия Радонежского. До этого около 6 лет Савва был игуменом Троице-Сергиевого монастыря.

Святыня расположена на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода.

Монастырь основан Саввой в 1398 году по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Дмитрия Донского. Князь с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). Перед наливанием его продавщица спрашивает - "А вы не за рулём?" Квас моментально вставляет, как хорошая брага.

Сразу при входе мы видим первую вот такую экспозицию обители.

А мы, конечно, идём сразу в церковную лавку, чтобы полакомиться, чем Бог послал, а там всего полно. Например, монастырский сбитень.

Но горячий сбитень пить в жару не очень хочется, и я сразу заинтересовался вот этим напитком. Будучи человеком жадным, я купил сразу все виды медовухи, кроме одной, голубой, "В меру трезвой", которая оставалась в одном экземпляре на витрине.

Зайдём в Провиантскую башню, но булки брать не будем, пока доедем, они успеют остыть и засохнуть. Кстати сказать, вот этот усатый очкарик, который мелькает уже второй раз, не имеет ко мне никакого отношения, и похож на меня, как хрен на колбасу.

Выпечка превосходна, и её запахи висят в воздухе.

Мы идём вверх по башенной лестнице, и видим вот такую парочку, которая многие месяцы подряд сидит и пьёт чай с баранками.

Из Провиантской башни есть тайный выход на монастырскую стену. Дверь незаперта и мы поднимаемся наверх.

Обойти обитель по периметру стены нельзя, везде запертые двери, но можно посмотреть на внутренний двор сверху.

И вот мы упёрлись, а спускаться как-то надо. С этой лестницы очень легко навернуться, особенно после монастырского кваса.

Мы идём мимо Трапезной на главную площадь. Справа остаётся вот эта часовня-беседка, построенная на фундаменте церкви преподобного Иоанна Лествичника.

Саввино-Сторожевский монастырь занимает по посещаемости третье место в России, уступая только Троице-Сергиевой лавре и Дивеево. Хотя по значимости лично я бы поставил его сейчас на шестое место в России. Паломников тут множество, и для них везде установлены лавочки.

Мы в сердце обители. Главный храм монастыря - белокаменный Рождественский собор, сооруженный в начале 15 века. В нём в 1407 году был погребен игумен Савва. В соборе установлена рака с его мощами, которой приходят поклониться паломники со всей России.

Монастырь начинался с маленького деревянного храма Рождества Богороицы, при котором была обустроена келья св. Саввы. А вот на этом месте давным-давно стояла церковь Сергия Радонежского. Вот всё, что от неё осталось.

Вот эти окошки когда-то были первым этажом храма. О, какой древностью из них тянет. По этим кирпичам ходила нога самого Ивана Грозного.

В середине 17 века царь Алексей Михайлович выбрал этот монастырь своей подмосковной резиденцией, и велел заново его отстроить.

Тогда же были установлены основные здания и крепостные стены, длина которых около 800 м. Руководил работами мастер Иван Шарутин. Крепость имела семь башен, из которых сохранилось пять.

Башни монастыря имеют названия: Красная (над Святыми воротами), Житная, Водовзводная, Усовая, Больничная (почти не сохранилась).

Красные ворота. На осыпающихся фресках изображены Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. Между ними два ангела держат на руках Спас Нерукотворный.

Красные ворота во времена Алексея Михайловича были главными воротами монастыря. Сейчас они открываются только по большим праздникам.

Устроены они были достаточно хитро, чтобы входящий не видел дворцов Алексея Михайловича и царицы, а видел только главный храм и ничего лишнего.

Как мы можем увидеть, ничего подобного в русской архитектуре больше нигде нет.

Дворец самого Алексея Михайловича был для своего времени просто огромным и имел четыре корпуса с отдельными входами.

Уже при царевне Софье надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж.

Но не везде. Тут есть двери на втором этаже без лестницы. Вероятно, царь сигал вниз просто так без парашюта, каждый раз думая: "Надо, блин, всё-таки лестницу приделать".

Царицины палаты, находящиеся напротив дворца Алексея Михайловича предназначались для визитов его первой жены Марии Ильиничны Милославской.

Сейчас здесь находится музей, в котором проходят довольно интересные экскурсии, на которых объясняют, например, почему царице нельзя худеть.

Оказывается, во времена Алексея Михайловича в женщинах ценилась прежде всего "дородность и обильность", и худющая "глистунья" с размерами 90-60-90 вызвала бы у самодержца одну брезгливость.

Главный собор монастыря просто чудо искусства. Стиль этот называется "раннее московское зодчество", и таких соборов во всём Подмосковье всего четыре. Внутри он имеет фрески, расписанные мастерами круга Андрея Рублёва.

Самое сильное впечатление обитель производит во время цветения пионов, от ароматов которых просто кружится голова.

К собору Рождества Богородицы ведёт ещё дополнительная лесенка, по которой подниматься вроде бы запрещено.

По ней можно попасть на древнее монастырское кладбище, на котором уже давно никого не хоронят.

Некоторые захоронения здесь - 16 века, полтысячелетия назад.

Возможно, монахи и знают, кто здесь покоится, но нам этого уже не узнать.

Где-то здесь, в монастырских подвалах, Пётр Первый собственноручно пытал пленённых после бунта стрельцов.

К Красным воротам примыкает надвратная Троицкая церковь, последний храм такого рода на Руси, потому что сразу после этого строительство шатровых храмов было запрещено церковью.

А к Троицкой церкви примыкает жёлтенькая Трапезная церковь. Над ней слева - Преображенская церковь, которая была построена в конце 17 века на пожертвования царевны Софьи в память пребывания её в монастыре во время стрелецкого бунта.

Доминанта монастыря - четырёхярусная колокольня, построенная в середине 17 века. Она славилась своим малиновым звоном на всю Россию. По легенде, Фёдор Шаляпин специально приезжал в Звенигород послушать главный колокол и говорил: "Мне это петь помогает".

На колокольне находился главный благовестный колокол весом 35 тонн, отлитый здесь же в монастыре мастером Александром Григорьевым. Говорят, его звон был слышен даже в Москве. Здесь мы видим его приемника - новый 37-тонный колокол.

Старый колокол разбился в дни Великой отечественной войны, когда фашисты его стали снимать. От него остался только язык весом 700 кг.

Царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

С горы Сторожи, на которой стоит монастырь, открывается величественный вид на окрестности.

Карта для тех, кому надо карту.

Fais se que dois adviegne que peut.

На минувшей неделе завершились торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Обитель, основанная преподобным, на протяжении многих веков была одним из центров духовной жизни России. У становящихся на стезю монашества разные судьбы. О своем пути поведал старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил.

- Отец Самуил, вы давно в монастыре?

В монастыре я недавно. Меня многие называют старцем, а я не старец, я старый дед. Самый старый годами в монастыре. А монах я с 2001 года. В Саввино-Сторожевский монастырь пришел в 2002 году.

- Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий…

Промыслом Божиим я и стал монахом. Я двенадцать лет пономарил в храме Рождества Христова в Измайлово. А около нашего храма больница. В ней несколько раз лежал отец Илий, духовник Оптиной пустыни. Иногда он приходил служить к нам в храм. Как-то подошел я к нему под благословение. Он благословляет и называет меня Николаем. А я говорю: «Не Николай я, а Алексий». Такое повторилось еще два раза. А алтарница наша, старушка, говорит мне: «Всё, Алексей Иванович, будешь монахом». Есть такое поверье: если священник несколько раз называет человека другим именем, значит, будет тот монахом. Слова старушки оправдались. Сам отец Илий меня и постриг. Только удивительно: хотел дать мне имя Николай, а дал Самуил. Может быть, потому, что вскоре после пострига был праздник пророка Самуила. Ну, это уже тайна Божия.

- Вы уверовали в те годы, когда большинство жило в безбожии…

В храм я пришел в 1972 году. До этого я не был воцерковленным, но был верующим в душе. Помню, я был на фронте. И вот однажды в пасмурный день на передовой была сильная буря. Я стоял на холме, а внизу было село, домов на сто, все дотла сгоревшие. От них только печки уцелели - все черные, обугленные, стоят рядами. А сельская церковь совершенно цела. Тучи ушли, солнышко выглянуло и заиграло на куполе своими лучами. И такую я тогда благодать почувствовал, не передать словом! После этого случая загорелась во мне вера.

И вот еще один случай. Набирали новобранцев на фронт. Один новобранец снял крестик и в сердцах бросил его на снег, а другой поднял крестик и надел на себя. Это было в 1942 году. Так до конца войны тот, кто крестик подобрал и надел, даже ранен не был. А тот, кто снял, погиб очень скоро.

- Как сложилась ваша жизнь после войны?

До ухода на фронт я учился во 2-м Московском пулеметном училище. Через полгода после моего поступления туда пришел приказ: пол-училища - на фронт, в Сталинград. Нас туда и послали. Но до Сталинграда мы не доехали: там ситуация стабилизировалась и дополнительные силы уже не были нужны. Нас повезли на Курскую дугу. Служил в пехоте, был автоматчиком. На Курской был ранен. После ранения попал в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно. В этой же школе остался преподавать. В 1954 году меня направили в Киевское танковое училище. Окончив его, стал еще и танкистом, зампотехом роты. Потом меня направили в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения). Был там старшим инженером-конструктором. Работал на оборону. Итого после всех своих образований имел специальности конструктора, механика и технолога. Хвалиться нехорошо, но при таком сочетании я имел некоторый успех в отделе.. Ушел на пенсию в 1984 году.

- А как вы пришли к Богу?

В моей жизни не было чего-то чудесного, переворачивающего. В детстве я еще бессознательно, ощупью шел к Богу. Помню, когда мне было десять лет, сверстник мой сильно меня ни за что отлупил. А я решил: дай-ка я ему не отвечу, хотя мог - в детстве я был физически крепкий. С тех пор я всегда старался злом за зло не воздавать, как апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, всегда благодарите, злом за зло не воздавайте».

А чтобы оградить меня от греховной жизни, Господь послал мне скорбь. В 1954-м со мной произошел несчастный случай, и я получил сильную травму. Мне удалили почку, легкое разорвало, кости все были переломаны… Много здоровья потерял. Вышел я из госпиталя и думаю: а дай я половину уцелевшего моего организма сохраню. И стал вести скромную и строгую жизнь. Спиртного в рот не брал, не объедался. Человеку много не надо. Так и дожил в здравии до сего дня.

- Простите за наивный, может быть, вопрос, но… тяжело ли быть монахом?

Преподобный Амвросий Оптинский как-то сказал: «Чтобы жить в монастыре, надо терпенья не воз, а целый обоз». Лично для меня совершенно не тяжело быть монахом. Когда был еще не на покое, все нагрузки для меня были легки. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Иго, то есть заповеди и нагрузки, на пользу, и если исполните их, заслужите Царство Небесное. Если выполнять с душой, будет легко.

Я исполнял все с охотой. Это потому, что в детстве трудно было. Нас - пятеро детей. Старшему тринадцать было, я второй, мне десять, когда мать умерла. Отца не было. Остались сиротами. Я видел много трудностей. Но мы никогда не побирались, никогда ничего не просили. Особенно тяжело было в начале войны. Помню, мальчишкой я соседке служил. Во время войны по карточкам хлеб получали. За довесок хлеба служил ей полдня. С шестнадцати лет брат мой стал всех нас кормить. В восемнадцать лет я уже пошел в армию, на фронт. Для меня там никакой перегрузки не было. Для других это было тяжелым испытанием. А для меня это был «курорт». Меня одевали, кормили, кров давали - полный пансион! Для кого-то - каторга, для меня - пансионат (смеется ). После таких житейских трудностей монастырь мне легок. Все зависит от избалованности человека.

- В монастыре у каждого свое послушание. Какое послушание у вас?

Сейчас я на покое. В миру это называется «на пенсии». Я освобожден от всех обязанностей и послушаний, но при желании, по доброй воле могу их исполнять. А до этого я был дежурным по храму. Сидел и присматривал за ним. Сейчас читаю помянники, молюсь за людей.

- Как вы думаете, какая у монахов миссия в этом мире?

В миру есть пословица: «Если хочешь быть счастливым, будь им». А по-нашему, по-монашески, есть три правила счастья: счастлив тот, кто доволен тем, что у него есть; счастлив тот, кто счастья не желает, а несчастья не боится; счастье в том и состоит, чтобы других делать счастливыми.

Грехи, успехи, неудачи - все от нас зависит, как и счастье и довольство. Что можно своим назвать? Грехи - наши, а дача, «мерседесы» и все прочие блага - не наши. А что еще наше? Все то, что мы дали другим, добрые дела наши. С этим мы и предстанем пред Богом после смерти - с грехами и добрыми делами. Если денег нет, руками помоги; инвалид, рук нет - советом помоги. Все Господь примет! Простой совет может отчаявшегося человека спасти.

Вот посмотрите на меня: старый дед, что с меня возьмешь? Денег нет, сил тоже, а вот совет подал. Оказался удачным - благодарят. Для меня выше ничего нет, если люди стали счастливыми, что я помог кому-то.

Монах - это человек, который не себе служит. Вспоминается египетский подвижник авва Арсений. Он всю неделю плел корзины в своей келье и молился, а по воскресеньям шел в город и продавал их на базаре. Однажды пришел к нему в келью монах, и ему очень понравился нож Арсения. Это был единственный инструмент, и он был необходим для изготовления корзин. Арсений отдал нож монаху. Отдал последнее, от себя отнял. Вот это по-настоящему монашеский поступок: своего ничего нет, никакая вещь не должна обладать монахом.

- Отец Самуил, а что для вас значит пример преподобного Саввы Сторожевского?

Подвиги преподобного Саввы были высоки. Есть его высказывание: «Сон - потеря времени». Он спал один час в сутки. В остальное время трудился для Бога. Жил в пещере, больше похожей на яму в земле. Вот сейчас у нас и отопление, и все удобства, а как там у него было, и представить не можем. Далеко нам до него. Нам-то хотя бы любить ближнего своего научиться. А помолиться за врага - самая большая награда. Даже если помолиться простым словом: «Спаси, Господи, Ивана-болвана!» Ну, за это какая награда? Монетка! Если умом помолиться - горсть золотых монет. А если помолиться, как за родное дитя, - мешок золота сразу на месте. Конечно, если бы за каждую молитву золото с неба падало, все бы сейчас за деньги друг друга любили. Но не этим Господь награждает, а радость духовную, благодать дарует. Было у меня так несколько раз, так мне никакой награды после этого не нужно!

Все дни неприятные Господь нам дарует. А искушает враг. Но не сам - власти у него такой сейчас нет. У каждого человека есть свой бесенок, который к нему прицепился. Он и искушает, если Господь попускает. Чтобы научить терпению. Если есть у человека терпение, то ничего больше и не надо.

Беседовал Георгий Бабаян,
студент Сретенской духовной семинарии

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

В одном из живописнейших уголков Подмосковья, близ древнего Звенигорода, под сенью вековых лип белеют стены православной обители. За шесть столетий своего существования Саввино-Сторожевский монастырь пережил много событий. Приход преподобного Саввы на Звенигородскую землю и собирание первой братии по сей день остаются легендарным и недосягаемо ярким периодом в истории монастыря. Стабильное, обеспеченное положение в ХV-XVI веках было уничтожено пожарами и грабежами Смуты. Расцвет монастыря при первых Романовых сменился экономическим упадком в XVIII веке, а благополучное состояние XIX столетия - разорением советского времени. Но, несмотря на опустошение, намоленность храмов и благодатное прошлое влекли сюда православных.
"Даже в самые тяжелые годы испытаний наш многострадальный народ находил утешение в молитве и верил в возрождение духовных начал и веры Христовой в Отечестве нашем. Эти молитвы ныне сбываются, и мы являемся свидетелями возобновления монашеской жизни во многих святых обителях и, в частности, в обители, основанной преподобным Саввой Сторожевским", - отметил Святейший Патриарх Алексий на торжествах празднования 600-летия основания Саввино-Сторожевского монастыря 22 августа 1998 года.
С этого момента была открыта новая страница в летописи обители.
...Покои наместника монастыря, обязанности которого ныне исполняет игумен Савва, располагаются в старинном здании дворца царя Алексея Михайловича. Интерьер приемной по-монашески скромен, но уютен. Сквозь малые оконца в саженной толщины дворцовых стенах в кабинет заглядывают лучи заходящего солнца. Игумен Савва гостеприимным жестом предлагает устраиваться поудобнее. В его напряженном расписании выкроился десяток минут для беседы.

- Ваше Высокопреподобие, известно, что в следующем году будет официально отмечаться 600-летие со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского. Но по некоторым предположениям дата преставления преподобного - 1406 год. Как бы вы прокомментировали эти разночтения?
- Речь можно вести о мнении некоторых историков, согласно которому кончина преподобного Саввы датируется декабрем 1406 года. Наверное, для такого утверждения имеются свои основания, свои аргументы. Продолжается поиск, продолжаются кропотливые изыскания в архивных документах. Этот процесс, несомненно, еще не закончен, но стоит ли затягивать по этому поводу диспут?
В главном - высочайшей оценке преподобного Саввы Сторожевского в духовной истории нашего Отечества, в становлении российской государственности - светские историки, работники культуры и церковная общественность единодушны. Поэтому мы приняли приглашение к участию в научно-исторической конференции, посвященной памяти преподобного, которую проведет Звенигородский музей в конце этого года.
- Какие имеются аргументы в пользу утверждения, что кончина преподобного Саввы последовала в 1407 году?
- Весьма веские. История Церкви - это, прежде всего, история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Естественно поэтому, что и от церковной истории, и от церковного историка следует ожидать - "по тщательном исследовании всего сначала", как пишет евангелист Лука (Лк. 1, 3), - благочестивого повествования о событиях. И здесь в первую очередь для нас важна церковная традиция. А согласно ей, дата преставления преподобного Саввы Сторожевского приходится на 3/16 декабря 1407 года. В этом контексте уместно вспомнить, что 500-летие кончины преподобного широко отмечалось по всей Российской империи именно в 1907 году.
В качестве аргумента можно привести строки из Слова святителя Дмитрия Ростовского "Преставление преподобного Саввы Сторожевского": "Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании передал душу свою в руки Божии в 3-й день декабря месяца в 1407-м году". Эта же дата приводится в популярнейшей книге авторитетного русского духовного писателя ХIХ века графа Михаила Владимировича Толстого "Рассказы из истории Русской Церкви", ее придерживаются и такие знатоки истории Звенигорода, как С.Смирнов, Б.Огнев, Н.Воронин, Ю.Робинов. Этот список можно продолжить.
- Отец Савва, пожалуйста, расскажите подробнее о предстоящих празднованиях.
- По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия празднование юбилея будет проходить на общецерковном и государственном уровне. Уже составлена предварительная программа мероприятий на весь 2007 год. Они начнутся в январе театрализованным рождественским спектаклем, который представят воспитанники Социально-реабилитационного центра Саввино-Сторожевского монастыря. Вниманию общественности будут предложены тематические выставки, научные конференции, праздничный вечер в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, фестиваль колокольного звона. Предусмотрены также спортивный и детский проекты.
Надеемся, что в день памяти преставления преподобного Саввы 16 декабря 2007 года Святейший Патриарх Алексий совершит в обители праздничное богослужение и подведет итоги юбилейного года. Мы намерены показать, что дух преподобного Саввы, выработанный им образец церковно-государственных и внутренних монастырских взаимоотношений жив и по сей день. Хочется подчеркнуть, что юбилейные мероприятия, подготовленные Саввино-Сторожевским монастырем, рассчитаны не только на православных верующих и людей, увлекающихся русской историей. Они заинтересуют и тех, кто занимается проблемами церковно-государственных отношений, кто пытается оценить роль и место Церкви на современном этапе развития российского общества. Кому, в конце концов, не безразлична судьба Отечества в наступившем тысячелетии.
Судьба государства часто переплеталась с бытием нашей обители. Начиная со времени своего основания, монастырь служит примером церковно-государственных отношений, взаимовыгодного сотрудничества между духовенством и светскими властями. Так, преподобный Савва наставлял и ободрял князя Юрия Дмитриевича, молился за него, и тот с великим уважением и благоговением оказывал всяческую поддержку новому монастырю. Царь Алексей Михайлович Романов, чья жизнь была спасена по молитвенному предстательству преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса Лавры, расширил и украсил его, часто подолгу пребывал здесь и даже лично руководил монашеским хором. Сестра Петра I царевна Софья укрывалась на Стороже во время Стрелецкого бунта, в благодарность построив в обители просторную Преображенскую церковь. Весьма благоволила к обители и часто инкогнито посещала монастырь святая великомученица Елизавета Федоровна, пожертвовавшая особую лампаду к мощам преподобного Саввы.
А вот пример уже из сегодняшней жизни - в день Рождества Христова 2004 года монастырь посетил глава нашего государства В.В. Путин. Постоянное внимание монастырским нуждам оказывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который является настоятелем обители. Часто нашими гостями оказываются министры и главы регионов. Надежное, плодотворное сотрудничество сложилось у монастыря с Правительством Московской области, администрацией Одинцовского района, звенигородскими властями.
Так, поддерживая друг друга, опираясь на нравственные заповеди, власти духовная и светская могут и должны совместно выстраивать здание российской государственности, крепить духовность российского народа. Именно в таком союзе - несокрушимость и самобытность нашего земного Отечества. Не случайно в Юбилейном послании Святейший Патриарх Алексий приводит слова из службы, которые именуют преподобного Савву "забралом Москве, царству утверждением, всем сирым прибежищем".
- Вы упомянули, что при монастыре действует Социально-реабилитационный центр. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
- Для нас это особо важный, можно сказать, бессрочный проект, в рамках которого при обители действует приют для "проблемных" подростков. Впрочем, мы не отказываем в попечительстве и детям из просто малообеспеченных семей. Дети, в силу жизненных обстоятельств лишенные детства, порой с не по-детски исковерканными судьбами, - это наша общая боль и забота. Те, кто нашел призор под кровом монастырского приюта, всегда сыты, одеты, обуты, получают нормальное образование и воспитание, а главное, духовно растут и крепнут под неусыпным пасторским водительством. В плане социального служения монастырская братия окормляет также военнослужащих, заключенных, престарелых. Кроме того, при обители учреждены богословские курсы, паломнический центр, работает издательский отдел...
Наша беседа прерывается настойчивым телефонным звонком. Отец игумен извиняется - ничего не поделаешь, времени на разговоры больше нет...
Отшумят торжества по поводу 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского, завершится череда величественных богослужений, смолкнут торжественные песнопения. Жизнь братии вернется в прежнее, умиротворенно молитвенное русло. Но затеплится и окрепнет огонек любви, упования и духовной радости в сердцах тысяч православных - тех, кто молитвой и посильной помощью помогал монастырю провести торжества и возвеличить Господа, славимого во святых Его. И придет осознание того, что православные подвижники прошедших веков - наши верные спутники и помощники в наступившем третьем тысячелетии.

Беседовал И.Тарасевич

подвижники

Вверху: Последний обер-прокурор Синода

А.Д. Самарин - один из фигурантов «дела церковников».

Вверху справа: Зима. Вид со звонницы.

Справа: Молчаливая стена.

дучи вызван для осмотра раки преподобного. Некоторые другие члены совета вели себя в алтаре не менее нагло. Когда святые мощи вновь поместили в раку, безбожники сами разложили их так, «чтобы посмешнее выглядели», и запретили что-либо менять.

Несколько дней спустя в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции, было направлено письмо-жа-лоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были монахи обители и местные жители (почти всех их в дальнейшем ожидала страшная участь). Но ничего не помогло: уже 5 апреля мощи преподобного вывезли из монастыря.

15 апреля несколько прихожан отправились в Москву к профессору церковного права Н.Д. Кузнецову, бесстрашному защитнику церковных святынь. На следующий день в Совнарком было подано заявление с протестом по поводу увоза святых мощей и просьбой произвести дознание и привлечь виновных к ответственности. Заявление завершалось кратким объяснением со ссылками на святых отцов, что под святыми мощами подразумеваются любые останки (не только нетленные) и поэтому борьба большевиков против так называемого церковного обмана нелепа.

Вести следствие поручили следователю Наркомюс-та Шпицбергу. Этот специалист по борьбе с религией, открыто подтасовав показания свидетелей и, видимо,

не побрезговав физическим воздействием, перевернул дело с ног на голову: одинаковыми штампованными фразами свидетели отказывались от своего апрельского заявления и по большей части признавали, что никаких кощунств не было. Игумен Иона направил из Таганской тюрьмы обширное заявление в трибунал, в котором разоблачал лживые показания, сфабрикованные Шпицбергом.

Карикатурное «расследование» закончилось обвинением монахов и прихожан в дискредитации советской власти. Действия распоясавшихся хулиганов признали «правильными и соответствующими революционной дисциплине». Профессора Кузнецова привлекли к делу в качестве обвиняемого как «интеллектуального руководителя всей этой компании» (хотя арестован он был еще до выводов «следствия»), монахов обвинили в инсценировке событий. Дело о кощунствах при вскрытии мощей переросло в «дело церковников». Профессора Кузнецова и последнего обер-прокурора Синода А. Д. Самарина приговорили к расстрелу (по амнистии заменили расстрел на фактически пожизненный срок - «до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом»), а отца Иону - к пятнадцатилетнему сроку (по амнистии срок сократили до пяти лет). Остальные получили по десять лет (по амнистии - три).

Освободившись из заключения (сокращенного в результате очередной амнистии до 20 месяцев), отец Иона вернулся игуменом в Гефсиманский скит, откуда пропал (возможно, будучи репрессирован) в 1929 году.